<<
>>

3. Натурфилософия


Читатель уже заметил, что эти идеи древнего Китая чрезвычайно похожи на идеи ранних греческих философов. На эту параллельность указывал Фын Ю-лань, который сравнивал нумерологические учения инь-ян с пифагоровой теорией чисел, замечая, что они столь близки, что это «вызывает изумление»[84].
В действительности сходство простирается гораздо глубже, чем предполагается этим сравнением.
В 79 году н. э. в Белом тигровом зале в столичном городе Ань- чан была созвана конференция ученых-конфуцианцев, чтобы обсудить различные проблемы, связанные с истолкованием классиков. Отчет об этом собрании сохранился под заглавием «Во Ху-тун». В нем мы читаем:
«Почему пять элементов приходят к власти последовательно? Потому что они последовательно порождают друг друга. Отсюда каждый из них имеет свое начало и конец. Дерево порождает огонь, огонь — землю, земля — металл, металл — воду, а вода — дерево... То, что они могут также причинять вред друг другу, происходит благодаря природе вселенной, которая такова, что ее обильное одолевает менее обильное, и поэтому вода одолевает огонь ; разряжен- ^ ное одолевает сгущенное, и поэтому огонь одолевает металл ; жесткое побеждает мягкое, и поэтому металл побеждает дерево ; плотное побеждает рассеянное, и поэтому дерево побеждает землю ; твердое одолевает жидкое, и поэтому земля одолевает воду»[85].
Нам вспоминается Гераклит:
«Огонь живет земли смертью и воздух живет огня смертью ; вода живет воздуха смертью, земля — воды [смертью]».
«Холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется»[86].
Гераклит также говорил :
«Одно и то же в нас — живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое. Ведь это, изменившись, есть то, и обратно, то, изменившись, есть это».
«В одну и ту же реку мы входим и не входим, существуем и не существуем»[87].              *
Хуэй Ши, умерший в конце столетия до н. э, говорил :
«Небо и земля одинаково низки, а горы и болота[88] одинаково равны.
Солнце заходит именно в полдень^ каждое создание умирает как раз при рождении»[89].
Это не наугад взятые цитаты. Китайские изречения так же типичны для ранних конфуцианцев, как греческие — для досократи- ков. И это еще не все. Китайские мыслители этого периода, подобно греческим, интересовались жизнью в целом — и человеком и природой. Их целью было достичь истинного понимания окружающего их мира путем рационального исследования, а затем жить согласно достигнутой истине. Поэтому они интересовались этикой не меньше, чем физикой, и стремились применять один и тот же принцип к обеим отраслям знания. Конфуцианцы, подобно пифагорейцам, сле-
довали обычаю, который состоял в том, что они приписывали своему- учителю все свои учения, и, следовательно, многие из их теорий не могут быть точно датированы. Полагают, что конфуцианская доктрина о середине — или о среднем, как следовало бы назвать ее, — восходит если не к самому Конфуцию, который был лет на двадцать старше Пифагора, то по крайней мере к его внуку Цзы Сы :
«Учитель сказал : «Совершенной является середина, и теперь уже давно немногие люди способны к этому».
Цзы Лу спросил о сильных людях, и Учитель сказал : «Имеешь ли ты в виду сильных людей южного рода или сильных людей северного рода или, может быть, то, что сам становишься сильным? Сильный человек юга великодушен и послушен в наставлении и не мстит за дурное обращение. Быть таким — привычка человека хорошего воспитания. Сильный человек севера живет вооруженным и умирает безропотно. Быть таким — привычка человека истинно сильного. Поэтому человек хорошего воспитания, твердый в своей силе, готовый на соглашение и сопротивляющийся нажиму, придерживается средней позиции и не колеблется туда или сюда. Как непоколебима его сила! Когда правление хорошее, он не меняет своих принципов, и когда правление плохое, он не меняется, даже если его жизнь может быть поставлена на карту»[90].
Ни один вавилонянин или египтянин никогда не говорил и не думал таким образом, а Пифагору и Сократу это было свойственно. Если бы Геродот смог в своих путешествиях добраться до Китая, он бы чувствовал себя дома больше в Лояне, чем в Вавилоне или Мемфисе, хотя бы только потому, что он имел бы возможность встретиться там со своим современником Цзы Сы, с которым он мог бы провести много дней в близком по духу обществе :
«Мы провели их не в забавах, не в наслаждениях иль вине,
Но в поисках глубокой философии ,
Остроумия, красноречия и поэзии;
Искусства, которые я любил, друг мой, потому что они были твоими[91].
Может быть, следующие страницы прольют некоторый свет на значение этой близости между восточной и западной мыслью. Но надо надеяться, что этой темой займется кто-нибудь другой, достаточно компетентный, чтобы изложить ее систематически, объясняя одновременно и сходство и различие в свете специфических исторических условий. Это было бы привлекательной и поучительной задачей, вкладом в дело мира во всем мире. Но здесь я должен оставить эту тему.
<< | >>
Источник: Джордж Томсон. ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА. Том II ПЕРВЫЕ ФИЛОСОФЫ ИЗДАТЕЛЬСТВО ИНОСТРАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Москва, 1959. 1959

Еще по теме 3. Натурфилософия:

  1. Космоцентризм и натурфилософия древних греков.
  2. Цели натурфилософии
  3. 2. Натурфилософия эпохи Возрождения
  4. Натурфилософия.
  5. ОТ «НАУКОУЧЕНИЯ» К «НАТУРФИЛОСОФИИ»
  6. Слабости и достижения гегелевской натурфилософии.
  7. Вопрос 23. Гуманизм, неоплатонизм, натурфилософия как направления философии эпохи Возрождения
  8. Натурфилософия античности.
  9. Натурфилософия Пантеизма
  10. НАТУРФИЛОСОФИЯ
  11. 2. Натурфилософия эпохи Возрождения
  12. 4. Атомизм как вершина греческой натурфилософии
  13. 5. Пантеизм как специфическая черта натурфилософии Возрождения
  14. Натурфилософия Ф. В. Й. Шеллинга
  15. 1.1. АНТИЧНАЯ НАТУРФИЛОСОФИЯ
  16. Подведение итогов. Натурфилософия
  17. Вопрос 23. Гуманизм, неоплатонизм, натурфилософия как направления философии эпохи Возрождения