<<
>>

Ренессансная натурфилософия

Эпоха Возрождения как явление культуры представляет собой величайшее достижение Европы - ибо это то, с чего, собственно говоря, началась европейская цивилизация (в современном смыс­ле этого слова, то есть с ее культом личности и свободы).

Та фило­софия, которую она породила, представляет собой гораздо менее оригинальное явление, так как последняя в значительной степени является воспроизведением тех идей и систем, которые были разра­ботаны еще в Античности. С теоретико-познавательной точки зре­ния антропоцентрические и натурфилософские идеи Возрождения во многом представляет собой возвращение к предшествующей субъектно-объектной, примитивной мифологической установке сознания, выражающейся, в частности, в обожествлении сил при­роды. Однако они все же имеют определенную ценность, так как хотя бы и в такой форме, но здесь опять был явлен живой и само­стоятельный интерес человека к миру и самому себе.

Наиболее популярной философской системой Античности в период Возрождения был неоплатонизм, объясняется это тем, что данная система лучше, чем какая-либо другая, может служить для выражения интуитивно-иррационального устремления «че­ловека Возрождения» как личности, которая желает творить мир «как Бог» и при этом еще стремится к непосредственному кон­такту с последним. Если Фома Аквинский, главный теоретик ка­толической церкви, опираясь на Аристотеля, разработал сложную

систему дистинкций, в результате чего мир предстал в виде жест­кой иерархии с Богом наверху и всем остальным внизу, то в рам­ках неоплатонизма можно было выразить идею непосредственной близости, а то и тождества мира и Бога. В частности, по мнению Марсилио Фичино(1433-1499), итальянского философа-неопла­тоника, главным выражением и условием вселенского единства является душа как «третья сущность», которая может сочетать всевозможные виды и уровни реальности, стягивая в себя проти­воположные начала бытия, так как она - «центр природы, средо­точие всех вещей, цепь мира, лик вселенной, узел и скрепа миро­здания».

Причастная Богу и ангелам, телесному и земному, душа может как подниматься к первым, так и опускаться к последним, осуществляя тем самым подвижную связь всех ступеней бытия. Наделенный такой душой человек является полновластным хозя­ином внешней, материально-природной жизни. Он ощущает себя свободным творцом, от воли которого зависит все, что его окру­жает, «своего рода богом», способным произвести из себя целый мир, перевоплощая и преобразуя объекты и отношения действи­тельности.

Если для Средневековья природа была чем-то ненастоящим, в лучшем случае символом сотворившего все начала, то в эпоху Возрождения за ней вновь признается реальность. Природа, те­лесность вызывают интерес, и их хотят исследовать, используя, правда, при этом приемы и методы досубъектно-объектной ми­фологической установки. Натурфилософия Возрождения с точ­ки зрения ее методологии - это во многом магия, в основе кото­рой лежит представление об одушевленности всего и которая, по сути, является совокупностью методов «междушевного» взаимо­действия. В частности, по мнению Теофраста Парацельса, алхи­мика и врача (1493-1541), через все мировое целое проходит одна всеобщая сила - божественная «мировая душа», а в каждом еди­ничном существе, кроме того, есть еще индивидуальная сила, так называемый архей, от которого зависит «жизненный дух» этого су­щества. Болезнь - это угнетение архея чужим археем, а лечение -

это «усиление» родного архея. Поскольку весь мир полон добрых и злых духов, врачебная наука должна состоять в знании их, а прак­тика - в укреплении первых и подавлении вторых. В силу того, что повсюду, в конце концов, господствует одна и та же мировая сила, существует и средство к ее усилению, так называемая панацея, то есть лекарство, которое помогает от всех болезней.

Одной из значительных фигур, повлиявших на развитие натур­философии эпохи Возрождения, оказавшей, в свою очередь, влия­ние на философию и естествознание Нового времени, был карди­нал, ученый, философ Николай Кузанский(1401-1464).

Взгляды Кузанского на природу носят пантеистический характер, то есть природа отождествляется с Богом. Бог, в свою очередь, есть аб­солютный minimumи абсолютный maximum.Здесь философ ис­пользует для объяснения математику. Бог подобен точке пересе­чения двух линий, которая есть все и ничто. Как точка она есть ничто, но из нее развивается пространство, и в ней потенциаль­но содержится вся геометрия, поэтому она одновременно все. Так и Бог есть minimumкак источник и возможность существования природы, а как maximumвсе многообразие проявлений природы. Диалектический подход, основанный на единстве противополож­ностей, имеет место и при учении о человеке. Человек же представ­ляет собой «малый мир», который потенциально содержит в себе «большой мир», Вселенную. Таким образом, заключая в себе по­тенциально все, человек стремится реализовать свою сущность, ко­торая заключается в саморазвитии. И здесь он уподобляется Богу, который, в свою очередь, уподобляется художнику. Художник не берет готовые формы и затем воспроизводит их, он из имеюще­гося материала создает что-то новое, свое, «скорее совершенству­ет, чем воспроизводит». Человек, как и Бог, осуществляет себя через деятельность, через стремление наиболее полно выразить свою индивидуальность. Интересно, что в концепции Кузанского индивидуальность присуща не только телу, но и душе человека, а не является частью мировой души, одинаковой с другими частя­ми, с другими душами, как утверждал в свое время средневековый

мыслитель Аверроэс. «Единственность, неповторимость каждого данного тела служит залогом единственности, неповторимости ка­ждой отдельной души»[7].

Для Николая Кузанского важно было не только описать при­роду, ее отношение к Богу, сущность человека и его место в при­роде, но и описать процесс познания, который играет важную роль в жизни человека и в становлении его личности. Одной из самых известных работ Кузанского является произведение «Об ученом незнании». В самом названии проявляется любовь мыслителя к диалектическому методу.

Предметом «ученого незнания» явля­ется непознаваемое, Бог. Главным является вопрос: как бесконеч­ное, то есть Бог, может быть понято конечным, то есть человеком? Человеку присуща идея Бога. Если эта идея есть, то, значит, есть и возможность ее познать. Пытаясь познать Бога, мы приходим к некоему пределу, дальше которого помыслить нельзя, то есть мы приходим к незнанию. Ученым данное незнание является по­тому, что ученый понимает, что область непознанного всегда будет больше области познанного, особенно когда речь идет о бесконеч­ном. Кроме того, невозможно выразить бесконечное, то есть Бога, в терминах конечного разума, который присущ человеку.

Космологические концепции Возрождения хотя и содержат новые по сравнению со Средневековьем идеи, однако они также еще полны антропоморфно-мифологическими представлениями. В частности, по мнению Джордано Бруно(1548-1600), Вселенная - это не замкнутая сферическая целокупность, в которой есть абсо­лютные «верх» и «низ», а бесконечное и состоящее из множества отдельных миров пространство, которое не имеет ни границ, ни центра. Такова она потому, что, во-первых, мыслить мир конеч­ным противоестественно для разума (если мир конечен, то что же находится за его концом, за границей?), а во-вторых, потому, что

всемогущему Богу в качестве Его естественного предиката долж­но соответствовать бесконечное пространство.

Все противоречия и стремления представителей эпохи Возрождения, с нашей точки зрения, нашли свое выражение в уче­нии Бернардино Телезио(1508-1588). Телезио выступает против аристотелевской логики и схоластических представлений. Выводы, полученные дедуктивным путем, есть только предчувствие ис­тины и должны быть обоснованы посредством опыта. Познание природы должно быть свободно от веры в авторитет и возможно только в чувственном опыте. По своей сути Телезио является сен­суалистом, утверждая, что ощущения и восприятия являются ос­новным источником познания. Он считает, что природу надо изу­чать на основании ее собственных законов, не как замысел Бога, а как то, что уже есть.

Если исходить из того, что Бог создал мир, то для научного познания объектом изучения является только этот мир, в том виде, в котором он существует теперь.

В основе мировоззрения философа лежит противоположность между сухим и влажным, между небом и землей. Небо - средо­точие тепла и сухости, земля - средоточие влажности и холода. Между этими принципами происходит постоянная борьба, в ко­торой верх берет то один, то другой принцип. «Из этой постоян­ной борьбы возникают в материи, которая сама по себе не имеет качеств, единичные вещи, качество которых определяется и раз­личается, следовательно, главным образом в силу преобладания того или другого принципа»[8].

Душа человека представляет собой тонкую подвижную мате­рию, которая позволяет нам познавать окружающий мир. Причем способность к ощущению присуща всей материи, а не только той, которая представляет собой душу человека. Вместе с тем к мате­

риальной части души добавляется бессмертная, происходящая от Бога душа - forma superaddita(добавленная форма).

Учение Телезио представляет собой, с одной стороны, попыт­ку построить самостоятельную физическую теорию, исходя из объективных законов природы, с другой - метафизическую и от­части магическую конструкцию, основанную на борьбе противо­положностей и признании некоего «жизненного духа», пронизы­вающего всю природу.

3.2.

<< | >>
Источник: Философия: учеб. пособие / Л. В. Балтовский, Е. П. Гурьев, С. Ю. Каргапольцев [и др.]. - СПб.: СПбГАСУ,2019. - 211 с.. 2019

Еще по теме Ренессансная натурфилософия: