Глава 3 АНТРОПОЦЕНТРИЗМ И ГУМАНИЗМ В ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Эпоха Возрождения, или Ренессанс, представляет собой переходный этап между Средневековьем и Новым временем. Данная эпоха берет свое начало в середине XIII века и длится вплоть до конца XVI века.
Центром Ренессанса является Италия в силу ряда особенностей, главной из которых является «децентрализация, необходимое условие свободного развития»[5]. Как следствие децентрализации, самостоятельность, прежде всего политическая, таких городов, как Венеция, Милан, Генуя, Болонья, Флоренция, Рим, Неаполь, привела к расцвету индивидуализма, к рождению современной личности, которая стремится к саморазвитию и самосовершенствованию.Еще одной отличительной чертой эпохи Возрождения, благодаря которой она и получила свое название, является интерес к Античности, прежде всего к античной культуре во всех ее проявлениях, к античной философии с ее стремлением изучить природу и человека и неаскетическим идеалам жизни. Так, в середине XV века под покровительством Лоренцо Медичи во Флоренции была основана Платоновская академия.
Важной составляющей Ренессанса является гуманизм. Гуманизм (лат. humanus- человечный) - это интеллектуальное движение, которое рассматривает человека как свободную личность, а ее активную и созидательную деятельность - как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.
В эпоху Возрождения осуществляется переход от «теоцен- тризма», характерного для Средних веков, к «антропоцентризму». В центре пристального внимания и изучения уже не Бог, а человек - его образ и подобие. «Человек поставлен в центр мира, он не обладает собственной особой (земной, небесной, ангельской) природой, ни смертностью, ни бессмертием, он должен сформировать себя сам, как „свободный и славный мастер“[6]. Одним из символов эпохи Возрождения является Леонардо да Винчи - художник, ученый, изобретатель, философ, музыкант, писатель.
Он в полной мере воплотил в себе идею всесторонне развитой личности, не останавливающейся на достигнутом и стремящейся к совершенству.Период Ренессанса характеризуется не только возрождением идеалов Античности, происходит ряд изменений в социальной, экономической, политической, религиозной сфере. В это время начинает осуществляться переход от феодализма к капитализму. Кроме того, благодаря Реформации, общественно-политическому движению, выступающему против ортодоксальной католической церкви, формируется новое направление в христианстве - протестантизм. Изобретение в XV веке книгопечатания способствовало распространению античного наследия и новых взглядов по всей Европе. Наука и искусство выходят из-под контроля церкви и получают больше возможностей для развития. Кроме того, развиваются идеи об идеальном государстве, впоследствии получившие название «утопические».
Эпоха Возрождения, впрочем, как и любая другая, не лишена противоречий. С одной стороны, это светлый период, предоставляющий человеку возможности для самосовершенствования, характеризующийся расцветом науки, культуры и искусства. С другой стороны, именно на это время, а точнее на XV век, приходится пик охоты на ведьм и активно развивается демонология. Именно в этот период была написана знаменитая книга «Молот ведьм» Якоба Шпренгера и Генриха Крамера.
3.1.