Вопрос 23. Гуманизм, неоплатонизм, натурфилософия как направления философии эпохи Возрождения
- В философии эпохи Возрождения (XIV - XVII вв.) принято выделять следующие основные направления:
- • гуманистическое;
- • неоплатоническое;
- • натурфилософское;
- • реформационное;
- • политическое;
- • социалистическо-утопическое.
Последние три течения принято объединять под общим названием "социальнополитические направления".
Предметом их исследования являлись проблемы общества, государства и Церкви. Более подробно они описаны в вопросе 24 "Социально-политическая философия эпохи Возрождения". Данный же вопрос посвящен гуманистическому, неоплатоническому и натурфилософскому направлениям, предметом исследования которых были проблемы человека, бытия и природы.- Гуманизм как философское направление получил распространение в Европе в XIV - середине XV вв. Его центром была Италия.
К основным чертам гуманизма относились:
- • антицерковная и антисхоластическая направленность;
- • стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать самоценность человека;
- • антропоцентризм - особое внимание к человеку, воспевание его силы, величия, возможностей;
- • жизнеутверждающий характер и оптимизм.
По своему жанру гуманистическая философия сливалась с литературой, излагалась иносказательно и в художественной форме. Наиболее известные философы-гуманисты одновременно были писателями. К ним прежде всего относились Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Балла.
Данте Алигьери (1265 - 1321) - автор "Божественной комедии" (им самим названной просто "Комедия", поскольку в то время
==60==
комедиями именовались литературные произведения с благополучным концом). В своем произведении Данте:
- • воспевает христианство, но одновременно между строк высмеивает противоречия и необъяснимые истины (догмы) христианского учения;
- • восхваляет человека;
- • отходит от трактовки человека исключительно как божественного создания;
- • признает за человеком наличие как божественного, так и природного начала, которые гармонируют друг с другом;
- • верит в счастливое будущее человека, его изначально добрую природу.
Тем же духом пронизаны иные произведения Данте ("Новая жизнь" и т.
д.). Франческо Петрарка (1304 - 1374) - автор "Книги песен", трактата "О презрении к миру" (на лат. языке) и иных трудов. По своим взглядам близок к Данте.Петрарка вносит в литературу, философию, культуры чуждые схоластике идеи:
- • человеческая жизнь дается один раз и уникальна;
- • человек должен жить не для Бога, а для самого себя;
- • человеческая личность должна быть свободной — как физически, так и духовно;
- • человеку принадлежит свобода выбора и право выражать себя в соответствии с этим;
- • человек может добиться счастья, опираясь только на себя и свои силы, имеет для этого достаточный потенциал;
- • загробной жизни, скорее всего, не существует и бессмертия можно добиться лишь в памяти людей;
- • человек не должен приносить себя в жертву Богу, а должен наслаждаться жизнью и любить;
- • внешний облик и внутренний мир человека прекрасны.
Лоренцо Балла (1507 - 1557), автор трактата "О наслаждении как об истинном благе":
- • ниспровергал церковные авторитеты;
- • критиковал схоластику за искусственность, надуманность и неистинность;
- • в центр мироздания ставил человека;
- • верил в возможности человека и его разум;
- • отвергал аскетизм и самоотрешение;
- • призывал к активному действию, борьбе, смелости в изменении мира;
==61==
- • был сторонником равенства мужчины и женщины;
- • высшим благом считал наслаждение, которое понимал как удовлетворение материальных и моральных запросов человека.
- Неоплатонизм — идеалистическое направление в философии, которое ставило своей целью строгую систематизацию учения Платона, устранение из него противоречий и его дальнейшее развитие. Особого расцвета неоплатонизм достиг в эпоху Возрождения, в XV в.
Теоретики неоплатонизма:
- • противопоставляли сложившейся и чрезмерно систематизи
рованной схоластической философии новую философскую систему, основанную на идеях Платона;
- • предложили новую картину мира, в которой уменьшалась роль
Бога и усиливалось значение первоначальных (по отношению к миру и вещам) идей;
- • не отрицали божественную природу человека, но в то же время
рассматривали его как самостоятельный микрокосм;
- • призывали к переосмыслению ряда постулатов прежней фи
лософии и созданию целостной мировой философской системы, которая охватила бы собой и согласовала все имеющиеся философские направления.
Наиболее известными представителями неоплатонизма эпохи Возрождения являлись Николай Кузанский и Джованни Пико делла Мирандола.
Николай Кузанский (1401 — 1464) был священнослужителем, богословом, однако придерживался новаторских для своего времени философских взглядов. Дал новую трактовку бытия и познания, согласно которой:
- • не существует разницы между Богом и Его творением (то есть мир един, а Бог и окружающий мир, Вселенная — одно и то же);
- • "единое" (Бог) и "бесконечное" (Его творение) относятся между собой как минимум и максимум (противоположности), а поскольку Бог и Его творение совпадают, то совпадают минимум и максимум;
- • исходя из этого, Николаем Кузанским был выведен закон
совпадения противоположностей: поскольку противоположности совпадают, то совпадают форма и материя (следовательно, сущность (эссенция) и существование (экзистенция) неразрывны и бытие едино);
- • едины идея и материя;
- • реально существует (поглощая все остальное) актуальная бесконечность;
==62==
- • Вселенная бесконечна, не имеет начала, не имеет конца, не имеет центра, Земля не является центром Вселенной;
- • Вселенная — это чувственно изменчивый Бог, абсолютный и
завершенный (мир, природа, все сущее заключено в Боге, а не Бог — в окружающем мире);
- • бесконечность сама по себе объединяет противоположности, что
доказывается математически (вписанный в круг квадрат при бесконечном увеличении в нем углов станет кругом и т. д.);
- • бесконечность Вселенной, окружающего мира приводит к бесконечности познания;
- • невозможно достичь абсолютного (полного) знания, увеличение знаний приведет только к учености, но не истинному знанию ("ученому незнанию" — термин Николая Кузанского). Таким образом, Николай Кузанский, будучи философом
идеалистического направления и богословом, очень близко подошел к материалистическому объяснению окружающего мира (Вселенной) и подготовил почву для натурфилософских учений — Николая Коперника, Джордано Бруно, Галилео Галилея и др.
Джованни Пико делла Мирандола (1463 — 1494) попытался объединить все известные ему религиозные и философские учения и создал эклектическое произведение "900тезисов", главные идеи которого заключались в том, чтобы:
- • возвысить человека и отделить от окружающего мира, признать
отдельной реальностью ("четвертым миром" космоса, наряду с элементарным, небесным и ангельским);
- • признать за человеком полную свободу выбора;
- • объединить все философские учения и найти "золотую середину" путем их согласования.
- В период Позднего Возрождения (XVI — XVII вв.) в Европе (особенно Италии) получили распространение натурфилософские идеи.
Представители натурфилософии:
- • обосновывали материалистический взгляд на мир;
- • стремились отделить философию от теологии;
- • формировали научное мировоззрение, свободное от теологии;
- • выдвигали новую картину мира (в которой Бог, Природа и Космос едины, а Земля не является центром Вселенной);
- • считали, что мир познаваем и в первую очередь благодаря
чувственному познанию и разуму (а не Божественному откровению).
Наиболее яркими представителями натурфилософии эпохи Возрождения являлись Андреас Везалий, Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей.
==63== только для ознакомления
Андреас Везалий (1514 — 1564) совершил революцию в философии и медицине.
Везалий материалистически объяснил происхождение мира, в центре которого ставил человека.
Везалием были опровергнуты взгляды, более тысячи лет господствовавшие в медицине со времен Галена (130 — 200) — древнеримского врача, который описал физиологию и строение человека, опираясь на исследования животных.
Напротив, Везалий основывал свои выводы на многочисленных анатомических экспериментах и издал знаменитую для своего времени книгу "О строении человеческого тела", где подробно описал анатомию человека, которая гораздо больше соответствовала реальности, чем анатомия, описанная Галеном.Николай Коперник (1473 — 1543), опираясь на астрономические исследования, выдвинул принципиально иную картину бытия:
- • Земля не является центром Вселенной (отвергался геоцентризм);
- • Солнце является центром по отношению к Земле (геоцентризм
заменялся гелиоцентризмом), Земля вращается вокруг Солнца;
- • все космические тела движутся по собственной траектории;
- • космос бесконечен;
- • процессы, происходящие в космосе, объяснимы с точки зрения
природы и лишены "священного" смысла.
Джордано Бруно (1548 — 1600) развил и углубил философские идеи Коперника:
- • Солнце является центром только по отношению к Земле, но не
центром Вселенной;
- • Вселенная не имеет центра и бесконечна;
- • Вселенная состоит из галактик (скоплений звезд);
- • звезды — небесные тела, подобные Солнцу и имеющие свои
планетные системы;
- • число миров во Вселенной бесконечно;
- • все небесные тела — планеты, звезды, а также все, что имеется
на них, обладают свойством движения;
- • не существует Бога, отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог
— одно целое.
Идеи Джордано Бруно не были приняты католической Церковью, и он был сожжен на костре в 1600 г.
Галилео Галилей (1564 — 1642) на практике подтвердил правильность идей Николая Коперника и Джордано Бруно:
- • изобрел телескоп;
- • с помощью телескопа исследовал небесные тела;
- • доказал, что небесные тела движутся не только по траектории,
но и одновременно вокруг своей оси;
==64== только для ознакомления
- • обнаружил пятна на Солнце и разнообразный ландшафт (горы и
пустыни - "моря") на Луне;
- • открыл спутники вокруг других планет;
- • исследовал динамику падения тел;
- • доказал множественность миров во Вселенной.
Галилеем был выдвинут метод научного исследования, который заключался в:
- • наблюдении;
- • выдвижении гипотезы;
- • расчетах воплощения гипотезы на практике;
- • экспериментальной (опытной) проверке на практике выдвинутой
гипотезы.