Вопрос 28. Философия Нидерландов (Голландии) эпохи Возрождения и нового времени
- Голландия (Нидерланды) стала родиной передовой и прогрессивной для своего времени (XVI — XVII вв.) философии. Этому способствовали:
- • выдающиеся успехи Нидерландов в ремесле и торговле (использование новейших технических средств, изобретения, развитое мореплавание, коммуникации);
- • более ранние, чем в других странах Европы, буржуазные общественно-экономические отношения;
- • первая в Европе буржуазно-демократическая революция;
- • высокий уровень грамотности населения, развитое книгопечатание, распространение идей гуманизма.
Наиболее выдающимися философами Голландии эпохи Возрождения и нового времени являлись:
- • Эразм Роттердамский;
- • Г уго Гроций;
- • Бенедикт (Барух) Спиноза.
==79== только для ознакомления PDF-версия специально для MirKnig.com
- Дезидерий Эразм Роттердамский (1469 — 1536) — философ богослов, гуманист, представитель так называемого "Северном Возрождения". Основными направлениями его философии были:
- • критика и высмеивание средневековой схоластики;
- • восхваление раннего христианства (именно в возвращении к идеям и практике ранних христиан — "ренессансе раннего христианства" и отказе от католического идейного, организационного, политического засилья философ видел путь спасения христианства как истинной веры);
- • призывы к моральному поведению (соблюдению "философии Христа");
- • обоснование в качестве идеала государства сильной, но гуманной монархии.
Самое знаменитое произведение философа (в котором затрагиваются данные вопросы) — "Похвала Глупости".
Также Эразм Роттердамский пытается объяснить окружающий мир и найти оптимальный путь поведения в нем человека.
Он приходит к следующим главным выводам:- • мир двойственен (диалектичен) — все взаимосвязано, все противоположные процессы, явления. Есть разные стороны одного целого;
- • необходимо всеми силами избегать эксцессов, аффектов, экзальтации, ослепленности какой-либо идеей — всегда соблюдать спокойствие и трезвость мышления.
Рисуя идеал человека, философ выделяет его хорошие и дурные качества.
К первым (хорошим и желательным) он относит:
- • свободу;
- • миролюбие;
- • воздержанность;
- • простоту;
- • образованность;
- • здравый смысл.
К отрицательным (нежелательным и несущим беду) философ относит:
- • фанатизм;
- • невежество;
- • насилие;
- • лицемерие;
- • чрезмерную интеллектуальную усложненность (за что он особенно критиковал "схоластику" - "идеологические основы" прогресса того времени).
==80==
- Гуго Гроций (1583 - 1645) - философ, юрист, общественный деятель, яркий представитель социально-политической и правовой философии Голландии. Основными проблемами его философских исследований были:
- • гносеология (познание);
- • государство и право;
- • проблемы войны и мира;
- • международные отношения.
Гроций стал одним из основоположников теории естественного права, в которой можно выделить следующие основные идеи:
- • право не дано Богом;
- • право изначально заложено в человеке;
- • все существующее право можно разделить на два больших
раздела — естественное право и писаное (позитивное) право;
- • естественное право — это право, заложенное самой человече
ской природой (право на жизнь, право на достоинство, право на свободу и т.
д.) — оно должно неукоснительно соблюдаться независимо от того, записано оно в законах или нет;- • писаное (позитивное) право — те нормы поведения, которые
создаются человеком и записываются в официальных источниках — законах и т. д.;
- • официальное (писаное, позитивное) право должно опираться на
естественное и не противоречить ему.
- Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 — 1677) стал автором наиболее разработанной, полной и обоснованной философской системы Голландии нового времени, последователем Рене Декарта и ярким представителем европейского рационализма.
Предметом философских исследований Спинозы были:
- • проблема субстанции;
- • теория познания;
- • этика, вопрос соотношения свободы и необходимости.
Важная философская заслуга Спинозы — подробная разработка теории субстанции, в которой рассматривалась суть бытия. За основу была взята теория о субстанции Декарта (см. вопрос 27 "Рационалистическая философия Декарта. Учение о субстанции"), с которой Спиноза был в целом согласен, но пытался преодолеть ее недостатки и создать собственную, более совершенную.
Главным недостатком декартовой теории субстанции Спиноза считал ее дуализм, видя в нем противоречивость, которая заключалась в том, что, по Декарту: субстанция — это сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самого себя; все сущности (субстанции), не нуждающиеся для
своего существования ни в чем, кроме самого себя, тем не менее сотворены кем-то (чем-то) иным — высшей и единственной истинной субстанцией — Богом и в своем существовании полностью зависит от него.
Отсюда налицо противоречие между независимостью субстанций от всех других субстанций и одновременной зависимостью их всех (и в отношении сотворения, и в отношении существования) от другой субстанции — Бога.
- Данное противоречие Спиноза попытался решить, выдвинув самостоятельное учение о единой субстанции, суть которого в следующем:
- • не существует различия между высшей субстанцией — Богом и
сотворенными им другими Субстанциями;
- • существует только одна единая субстанция, которая заключает в
себе все сущее;
- • данная субстанция заключает в себе окружающий мир (При
роду) и Бога;
- • природа и Бог — едины;
- • не существует Бога, находящегося и творящего вне Природы, возвышающегося над природой;
- • Бог внутри Природы;
- • только единая Природа-Бог обладает способностью творить, является "миром творящим" и создает "мир сотворенный" — единичные вещи;
- • единичные вещи существуют не сами по себе, они являются
всего лишь проявлениями — "модусами" единой субстанции — Природы-Бога;
- • внешней причиной существования модусов является единая
субстанция (Природа-Бог), они (модусы) всецело зависят от нее, а значит, подвержены изменениям, движутся во времени и пространстве, имеют начало и конец своего существования.
Сама же субстанция (Природа-Бог) обладает следующими качествами:
- • существует;
- • самостоятельна и независима от кого-либо;
- • имеет внутреннюю (а не внешнюю, как модусы) причину самой себя;
- • обладает множеством свойств (атрибутов), основные из которых — мышление и протяжение (в данном случае мышление и протяжение — свойства всей субстанции, а не отдельных модусов, как у Декарта);
- • бесконечна в пространстве и времени;
- • вечна (несотворима и неуничтожима);
- • неподвижна.
Теорию субстанции Спинозы можно представить в виде следующей схемы (сравните ее со схемой теории субстанции Декарта, вопрос 27 "Рационалистическая философия Декарта.
Учение о субстанции").Границ наг
Свойства субстанции, среди которых -
мышления и протяжения \ Субстанция
t * бесконечна
СУБСТАНЦИЯ * и охватывает
I I . собой все
т * ;
і (все сущее, ПРИРОДА - БОГ - творец, ¦
*- вечная, бесконечная, неподвижная) /
- Изучая проблемы гносеологии, Спиноза выделяет три ступени познания:
- • "познание в чистом виде", которое непосредственно исходит из разума человека и не зависит ни от каких внешних причин, — высший вид познания;
- • познание, полученное в результате деятельности разума (раз
мышлений, логических операций), - второй уровень, менее истинный;
- • чувственное отражение окружающего мира согласно Спинозе -
полученное данным путем знание недоказуемо, недостоверно, неполно и поверхностно; оно не играет большой роли при получении истинного знания.
- Ключевыми в этике Спинозы являлись проблемы:
- • детерминизма (обусловленности всего в природе);
- • соотношения свободы и необходимости.
Исследуя их, философ пришел к следующим выводам:
- • свобода и необходимость в субстанции соединяются в одно
целое;
- • Бог (Природа) наделен полной свободой, но Он действует в
рамках жесткой необходимости;
==83==
- • модусы (проявления субстанции - единичные вещи) вообще не
имеют свободы и находятся в полном подчинении необходимости;
- • модус-человек отличается от всех иных модусов наличием
мышления, и, следовательно, стремится к свободе, но, в то же время, будучи модусом, несвободен и находится в "тисках" необходимости;
- • желая в душе быть свободным, человек зачастую плывет по течению необходимости, не может справиться с этим течением и вынужден мириться с необходимостью (является "духовным автоматом", по выражению Спинозы);
- • путь к свободе — это нахождение условий, при которых
внешняя необходимость превращается во внутреннюю;
- • свобода — это познанная необходимость.
Чтобы достичь большей степени свободы, считает Спиноза, человеку необходимо:
- • максимально познать необходимость в виде субстанции
(Природы-Бога) — внешней причины всего сущего;
- • освободиться от аффектов (печали, радости, влечений и т. д.) —
так как они тоже мешают свободе, подчиняют человека и заставляют действовать по необходимости.
По этим причинам девиз Спинозы: "Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать".