<<
>>

Вопрос 24. Социально-политическая философия эпохи Возрождения

  1. Для эпохи Возрождения было характерно не только повышение интереса к человеку, но и большой интерес к проблеме государства, устройства общества, взаимоотношений Церкви и государственных институтов, верующих.
    Данная проблематика нашла отражение в социально-политической философии эпохи Возрождения, основными направлениями которой были:
  • • философия Реформации;
  • •              политическая философия;
  • • философия социалистов-утопистов.
  1. Философия Реформации имела своей целью реформу католицизма, демократизацию Церкви, установление более справедливых отношений между Богом, Церковью и верующими.

Предпосылками возникновения данного направления были:

  • • кризис феодализма;
  • • зарождение и укрепление класса торгово-промышленной буржуазии;
  • • ослабление феодальной раздробленности, становление европейских государств;
  • • незаинтересованность руководителей данных государств, политической элиты в чрезмерной, национальной, надгосударственной, общеевропейской власти Папы Римского и католической Церкви;
  • • кризис, моральное разложение католической Церкви, ее оторванность от народа, отставание от жизни, практика выдачи индульгенций;
  • • распространение в Европе идей гуманизма;

==65==

  • • рост самосознания личности, индивидуализм;
  • • рост влияния антикатолических религиозно-философских учений, ересей, мистики, гусизма.

В Реформации выделяются два основных течения:

  • • бюргерско-евангелическое;
  • •              народное.

Лидерами бюргерско-евангелической Реформации являлись М. Лютер, У. Цвингли, Ж. Кальвин.

Народная Реформация была представлена движением Т. Мюнцера, анабаптистами, диггерами и др.

Основоположником Реформации считается доктор богословия Мартин Лютер (1483 - 1546). 31 октября 1517 года на дверях Виттенбергской замковой церкви в Германии им были прибиты 95 тезисов против индульгенций, что положило начало идеологической (а в ряде стран и вооруженной) борьбе против католицизма.

Основные идеи М. Лютера сводились к следующим:

  • • общение между Богом и верующими должно происходить напрямую;
  • •              между Богом и верующими не должно быть такого посредника,

как католическая Церковь;

  • •              необходимо упрощение обрядов;
  • • церковь должна стать демократичной, а обряды — понятными людям;
  • •              необходимо уменьшение влияния на политику других

государств со стороны Папы Римского и католического духовенства;

  • • должен быть восстановлен авторитет государственных институтов и светской власти;
  • • дело служения Богу — не только профессия, которую монополизировало духовенство, но и функция всей жизни верующих христиан;
  • •              необходимо освободить культуру и образование от засилья

католических догм;

  • •              необходимо запретить индульгенции.

Другим крупным лидером бюргерско-евангелической Реформации был Жан Кальвин (1509 — 1564). Он продолжил дело Лютера и систематизировал его идеи.

Согласно Кальвину:

  • • ключевой идеей протестантизма является идея предопределения;
  • • смысл данной идеи в том, что людям изначально предопределено Богом либо быть спасенным, либо погибнуть, не состояться в жизни;

==66== только для ознакомления

  • • все люди должны надеяться, что именно они предопределены к спасению;
  • • выражением смысла жизни на Земле для человека является профессия;
  • • профессия — это не только способ зарабатывания денег, но и место служения Богу;
  • • добросовестное отношение к своему делу — путь к спасению;
  • • успех в работе — признак богоизбранности;
  • • вне работы необходимо быть скромным и аскетичным.
    Кальвин не только выдвинул собственное теоретическое религиознофилософское учение и систематизировал идеи Лютера, но и воплотил протестантизм на практике:
  • • возглавил реформационное движение в Женеве;
  • • добился признания реформированной (кальвинистской) Церкви в качестве официальной, упразднил в Женеве католическую Церковь и власть Римского Папы (сам Кальвин получил прозвище "Женевский Папа");
  • • подчинил кальвинистской Церкви светскую власть;
  • • провел реформы как внутри собственной Церкви, так и в городе: были запрещены пышные католические обряды, праздники, яркая одежда, развлечения, танцы, ношение украшений, был установлен строгий пасторский надзор за населением, целью которого было воспитание граждан в духе аскетизма, пуританизма, добросовестного отношения к работе.

Результатом теоретических изысканий Кальвина и его практической деятельности стала универсализация Реформации, превращение ее из узкогерманского в международное явление.

Народное направление Реформации возглавил Томас Мюнцер (1490 — 1525). Будучи священником, он первоначально примкнул к Лютеру, стал его сторонником, однако в 1520 г., через три года после начала Реформации, разошелся с учителем. В целом соглашаясь с Лютером, Мюнцер выдвинул и собственные идеи Реформации, смысл которых в следующем:

  • • необходимо реформировать не только Церковь, но общество
  • в целом;
  • • цель изменения общества — достижение всеобщей справедливости, "Божьего царства" на земле;
  • • главная причина всех зол — неравенство, классовое разделение, в основе которого лежат частная собственность и частный интерес;
  • • частный интерес необходимо подавить, все должно стать общим (имелось в виду прежде всего имущество, новый способ организации производства);

==67== только для ознакомления

  • • жизнь и деятельность человека должны быть полностью подчинены интересам общества, что угодно Богу;
  • • власть и собственность должны принадлежать простому народу
  • "ремесленникам и пахарям".

В 1524 — 1525 гг.

Томас Мюнцер возглавил антикатолическую и революционную по своим социальным целям Крестьянскую войну в Германии. Война была проиграна, а сам Мюнцер погиб.

Значение философии Реформации в том, что она послужила идеологическим обоснованием политической и вооруженной борьбы за реформу Церкви и против католицизма, которая продолжалась в течение XVI в. и в дальнейшем почти во всех странах Европы.

Результатом этой борьбы стало падение католицизма в ряде государств и религиозное размежевание в Европе:

  • • торжество различных направлений протестантизма (лютеранство, кальвинизм и др.) в Северной и Центральной Европе — Германии, Швейцарии. Великобритании, Голландии, Дании, Швеции, Норвегии;
  • • сохранение католицизма в странах Южной и Восточной Европы
  • Испании, Франции, Италии, Хорватии, Польше, Чехии и др.
  1. В отличие от философии Реформации, предметом которой были отношения между Богом, Церковью, человеком и государством, политическая философия исследовала проблемы управления реально существующим государством, методы влияния на людей, приемы политической борьбы.

Ярким представителем политической философии являлся Никколо Макиавелли (1469 - 1527) - итальянский (флорентийский) политический деятель, философ и писатель. Философия Макиавелли опирается на следующие основные положения:

  • • человек обладает изначально злой природой;
  • • движущими мотивами поступков человека являются эгоизм и стремление к личной выгоде;
  • • совместное существование людей невозможно, если каждый будет преследовать только свои эгоистические интересы;
  • • для обуздания низменной натуры человека, его эгоизма создается особая организация — государство;
  • • правитель должен руководить государством, не забывая о низменной природе подданных;
  • • правитель должен выглядеть щедрым и благородным, но не быть таковым в действительности, поскольку при соприкосновении с реальностью данные качества приведут к противоположному результату (правитель будет свергнут далеко не благородными соратниками либо противниками, а казна — промотана);

==68==

  • • ни в коем случае руководитель не должен посягать на имущество и личную жизнь людей;
  • • в борьбе за освобождение родины от иностранного владычества за ее независимость допустимы все средства, в том числе коварные и аморальные.

Философия Макиавелли, основанная на реалистическом отношении к окружающей действительности, стала руководством к действию для многих политиков как средневековой, так и последующих эпох.

  1. В эпоху Возрождения наблюдается повышенный интерес к проблемам общества и государства, Церкви. Как правило, при их изучении философы стремились опираться на реальные факты, исследовать положение в конкретном обществе и государстве, пытались при жизни изменить ситуацию к лучшему. Однако часть философов основное внимание сосредоточила на разработке проектов идеального государства, где были бы уничтожены все социальные противоречия и восторжествовала социальная справедливость. Поскольку их проекты были сильно оторваны от реальности и практически неосуществимы, данные философы вошли в историю как социалисты- утописты.

Наибольший вклад в развитие теории утопического социализма внесли Томас Мор и Томмазо Кампанелла.

Томас Мор (1478 — 1535) считается основателем утопического социализма. Ему хорошо были знакомы проблемы реального государства, так как он профессионально занимался политической деятельностью: с 1504 г. являлся членом парламента, 1523 — 1529 гг. — председателем палаты общин, 1529 г. — лордом-канцлером Великобритании (высший пост в государстве после короля). В 1535 г. Т. Мор был казнен как сторонник католицизма за отказ дать присягу королю как главе независимой от Папы Римского англиканской Церкви.

Свои идеи по поводу устройства общества и государства будущего Т. Мор изложил в произведении "Утопия". Утопия (греч. — место, которого нигде нет) — выдуманный остров, на котором находится идеальное государство. Согласно Т. Мору в Утопии:

  • • не существует частной собственности;
  • • все граждане участвуют в производительном труде;
  • • труд осуществляется на основе всеобщей трудовой повинности;
  • • все произведенные продукты (результаты труда) поступают в собственность общества (общественные склады) и затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии:
  • • в связи с тем, что трудом заняты все, для обеспечения Утопии достаточно короткого рабочего дня — шесть часов;

==69==

  • • от трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам;
  • • самые грязные работы выполняют рабы — военнопленные и осужденные преступники;
  • • первичной ячейкой общества является не кровнородственная семья, а "трудовая семья" (фактически — трудовой коллектив);
  • •              все должностные лица избираются — прямо или косвенно;
  • •              мужчины и женщины имеют равные права (как и равные

обязанности);

  • • жители верят в Бога, существует полная веротерпимость.
    Другой проект идеального общества был дан Томмазо Кампанеллой (1568 — 1639) в произведении "Город Солнца". Действие происходит в фантастическом Городе Солнца, где его жители — солярии — построили идеальное общество, основанное на социальной справедливости, и наслаждаются жизнью и трудом.

По Кампанелле, в Городе Солнца:

  • •              отсутствует частная собственность;
  • •              все граждане участвуют в производительном труде;
  • •              результаты труда поступают в собственность всего общества,              а

затем равномерно распределяются между его членами;

  • • труд совмещается с одновременным обучением;
  • • жизнь соляриев регламентирована до мельчайших подробностей, от подъема до отхода ко сну;
  • • солярии все делают вместе: ходят с работы и на работу, трудятся, едят, отдыхают, поют песни;
  • • большое внимание уделяется воспитанию — с рождения ребенок забирается от родителей и воспитывается в специальных школах, где обучается наукам и приучается к коллективной жизни, другим правилам поведения Города Солнца;
  • • во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель (избираемый соляриями) — Метафизик, владеющий всеми знаниями своей эпохи и всеми профессиями.

Идеи социалистов-утопистов, выдвинутые в эпоху Возрождения, были ответом на имевшую место социальную несправедливость и имели много сторонников среди желающих изменить мир как в эпоху Возрождения, так и в будущем.

<< | >>
Источник: ЯКУШЕВ А.В.. Философия (конспект лекций). — М.: Приор-издат,2004. — 224 с.. 2004

Еще по теме Вопрос 24. Социально-политическая философия эпохи Возрождения:

  1. ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ СИСТЕМНОГО ПОВТОРЕНИЯ ПО КУРСУ ФИЛОСОФИИ
  2. 1. Основные черты философии эпохи Возрождения – антропоцентризм, гуманизм
  3.   ВАЖНЕЙШИЕ ЧЕРТЫ ЭПОХИ И ОСНОВНЫЕ ФАКТЫ БИОГРАФИИ ДЕКАРТА 
  4.   4.1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ
  5. Введений ПОНЯТИЕ И ПРОБЛЕМА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ  
  6. Вопрос 22. Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения
  7. Вопрос 23. Гуманизм, неоплатонизм, натурфилософия как направления философии эпохи Возрождения
  8. Вопрос 24. Социально-политическая философия эпохи Возрождения
  9. 4 . Социально-политическая философия Возрождения
  10. 18 1 ПОНЯТИЯ ПОЛИТИКИ, ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ И ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА. ФИЛОСОФИЯ политики
  11. Раздел VI. Примерные экзаменационные вопросыпо курсу «Философия» для студентов ФЗВДО
  12. Что такоеполитическая философия?