Вопрос 25. Арабская (арабоязычная) философия средних веков
- Под арабской (арабоязычной) подразумевается философия, созданная арабами, а также народами Ближнего и Среднего Востока, находившимися под культурным и часто политическим влиянием арабов.
==70== только для ознакомления
Арабская средневековая философия в своем развитии прошла два основных этапа:
- • VII — IX вв — период зарождения арабской философии;
- • IX — XV вв. — период усвоения арабской философией древ
негреческой философии, превращение арабской философии в арабо-греческую.
- Основными направлениями арабской философии периода зарождения были:
- • школа мутакаллимов;
- • школа мутазилитов;
- • суфизм.
Мутакаллимы были сторонниками радикального ислама. Представители школы мутакаллимов философски обосновывали религиозные догмы ислама и фактически играли роль арабо-исламских схоластов.
Мутазилиты ("обособившиеся") также являлись исламскими философами, однако ряд положений их учения носил относительно материалистический характер. В частности, мутазилиты:
- • отвергали многие догмы (недоказуемые "исходные" истины) ислама о происхождении мира, человека, предопределенности судьбы и пытались объяснить проблемы с позиций рационализма и материализма;
- • отвергали антропоморфные представления о Боге (согласно которым Бог имел человеческий облик);
- • отождествляли Бога и Вселенную;
- • верили в силу и разум человека;
- • считали, что человек способен познать окружающий мир с помощью разума.
Представители суфизма (суфисты, от суф - шерсть, власяница; по мнению Аль-Бируни, созвучно слову "софист") считали высшим благом для человека добровольное отрешение от окружающего мира, аскетизм, уход в себя, созерцание, мистику.
3. В IX в. начался новый этап арабской философии, для которого были характерны:- • усиление влияния материалистических идей (что стало результатом открытий в области медицины и естественных наук);
- • заимствование идей европейской философии, особенно древнегреческой, превращение собственно арабской философии в арабо-европейскую (арабо-греческую). Наибольший вклад в становление новой (европеизированной) арабской философии внесли Аль-Кинди, Ибн-Сина, Аль-Фараби, Ибн-Рушд (Аверроэс).
Аль-Кинди (800 — 879) сделал первый шаг по европеизации арабской философии. Ему принадлежит заслуга открытия древнегреческой философии для арабов, в частности Аристотеля. Под влиянием идей Аристотеля в арабскую философию пришли многие материалистические идеи, понятие категорий, логика, учение о познании.
Взяв в качестве примера учение Аристотеля о 10 категориях (бытие и 9 характеристик бытия — время, место и т. д.), Аль-Кинди выдвинул собственное учение о прасубстанциях (арабский аналог категорий), к которым причислил:
- • материю;
- • форму;
- • движение;
- • пространство;
- • время.
Также философ выдвинул революционную для своего времени идею о познаваемости мира человеческим разумом (что отвергали мутакаллимы — ортодоксальные "исламские схоласты") и выделил три ступени научного познания, через которые последовательно необходимо пройти, чтобы добиться истинного знания:
- • логическо-математическую;
- • естественно-научную;
- • метафизическую (философскую).
Причем, по мнению Аль-Кинди, только разум может быть источником и эталоном познания.
Философия Аль-Кинди значительно опережала эпоху и была непонятна его современникам (философ подвергался преследованиям, а его произведения уничтожались), однако именно Аль-Кинди заложил традицию аристотелизма в арабской философии (восточная перипатетика) и создал предпосылки для ее превращения в одну из самых прогрессивных в Европе и Азии (по сравнению со средневековой схоластикой).
Аль-Фарби (870 — 950) систематизировал и пытался адаптировать философию Аристотеля к арабским условиям.
Первым выдвинул идею об "эманации" и невсемогуществе Бога. Его идеи послужили фундаментом философии Ибн-Сины (Авиценны).Ибн-Сина (Авиценна) (980 - 1037) вывел арабскую философию на новый уровень прогресса. Главные труды по философии: "Книга исцеления" ("Книга спасения"), "Книга знания".
Авиценна:
- • высмеивал косность и догматизм исламских теологов;
- • пытался отделить философию от религии (в то время как многие его современники считали их неразрывно связанными и видели роль философии в обосновании положений и догм ислама);
==72==
- • видел в философии отдельную науку, которая должна обобщать достижения человеческого разума;
- • основывал многие философские идеи на достижениях естественных наук (например, собственных медицинских открытиях);
- • не отрицал наличие Бога, но выступал против признания за ним всемогущей воли;
- • считал, что многие явления в окружающем мире происходят помимо воли Бога, по естественным законам природы;
- • причину возникновения мира видел в "эманации" — истекании мира из Божества, но не по воле Бога, а в силу естественной необходимости;
- • выступал против идеи "первотолчка", которую заменял идеей о движении, которое является неотъемлемым свойством материи;
- • считал, что все существующее материально (как Бог, так и окружающий мир);
- • наделял душу особыми свойствами — идеальностью (существованием наряду с материей) и вечностью;
- • также считал вечным Бога и окружающий мир. 4. Из арабских философов в средневековой Европе наибольшей известностью и популярностью пользовался Ибн-Рушд (Аверроэс) (1126- 1198).
Аверроэс жил и работал в Испании, находившейся под властью арабов, и был представителем западноарабско-европейской философии. Им была создана философия аверроизма, получившая широкое распространение в Европе и противостоящая католицизму и схоластике.
Философия Аверроэса была материалистична по своей сути и возникла как синтез передовой арабской философии (представители — Аль-Кинди, Авиценна) и систематизированного и творчески переработанного учения Аристотеля.
Можно выделить ее следующие основные положения:- • отвергалась идея творения (мир вечен, он несотворим и не- уничтожим);
- • допускалось наличие Бога, но за ним не признавалась первичность по отношению к материи (Бог и окружающий материальный мир "совечны");
- • за Богом признавались весьма ограниченные возможности, которые сводились к главной — придать материи форму;
- • отвергалась идея о том, что Бог приводит все в движение;
- • доказывалось, что движение — самостоятельное свойство материи, заключенное в ней самой;
- • выдвигалась идея жесткого детерминизма (обусловленности и необходимости всего в природе);
- • отвергалась возможность бессмертия души (смерть тела есть одновременно смерть души, но коллективный разум — разум всего человечества, частью которого является душа отдельного человека, — бессмертен);
- • была выдвинута идея о "двойственной истине" — философские и религиозные истины раздельны; то, что истинно в религии, может быть ложно для философии и наоборот. Материалистическая, антирелигиозная философия Аверроэса оказала большое влияние на европейскую философию. Аверроизм получил широкое распространение, преподавался в университетах, был духовным центром притяжения философских учений, противостоящих схоластике. Впоследствии убежденным и последовательным критиком аверроизма и борцом против философских идей Аверроэса был видный теоретик католицизма и схоластики Фома Аквинский: среди его трудов есть сочинение "О единстве разума против аверроистов".