<<
>>

Вопрос 19. Теологическая философия средних веков

  1. Средневековой теологической философией называется ведущее философское направление, распространенное в Европе в V — XVI вв., которое признавало Бога в качестве высшего существующего начала, а весь окружающий мир — Его творения.
    Теологическая философия начала зарождаться еще в Римской империи в I — V вв. н. э. на основе раннего христианства, ересей и античной философии и достигла высшего расцвета в V — XIII вв. н. э. (в период между распадом Западной Римской империи (476 г.) и началом эпохи Возрождения).

Наиболее яркими представителями средневековой теологической философии являлись: Тертуллиан Карфагенский (160 — 220), Август Блаженный (354 - 430), Боэций (480 - 524), Альберт Великий (1193 - 1280), Фома Аквинский (1225 - 1274), Ансельм Кентерберийский (1033 - 1109), Пьер Абеляр (1079 - 1142), Уильям Оккам (1285 - 1349), Николай из Отрекура (XIV в.).

Можно выделить следующие основные черты средневековой теологической философии:

  • •              теоцентризм (главной причиной всего сущего, высшей ре

альностью, основным предметом философских исследований являлся Бог);

  • •              изучению самого по себе космоса, природы, явлений окру

жающего мира уделялось мало внимания, так как они считались творением Бога;

  • •              господствовали догматы (истины, не нуждающиеся в доказа

тельствах) о творении (всего Богом) и откровении (Бога о Самом Себе — в Библии);

  • •              сглаживается противоречие между материализмом и

идеализмом;

  • •              человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога,

стоящим над природой (подчеркивалась божественная сущность человека);

  • •              провозглашался принцип свободы воли человека в рамках

божественного предопределения;

  • •              выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых (как

души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении;

  • •              выдвигался догмат о спасении окружающего мира и челове

чества путем воплощения Бога в теле человека — Иисуса Христа (боговоплощения) и принятия Иисусом Христом на Себя грехов всего человечества;

  • •              мир считался познаваемым через познание Бога, которое может

быть осуществлено через веру в Бога.

Средневековая теологическая философия отличалась замкнутостью на самой себе, традиционностью, повернутостью в прошлое, оторванностью от реального мира, воинственностью, догматизмом, назидательностью, учительством.

  1. Основополагающими догматами средневековой философии и теологии являлись догмат творения и догмат откровения. Согласно догмату творения:
  • •              Бог сотворил окружающий мир из ничего;
  • •              творение мира есть результат акта Божественной воли;
  • •              мир сотворен благодаря всемогуществу Бога;
  • •              природа не может творить сама себя;
  • •              единственным творческим началом во Вселенной является Бог;
  • •              Бог вечен, постоянен и всепроникающ;
  • •              подлинным бытием является только Бог;
  • •              сотворенный Богом мир не есть подлинное бытие, он вторичен

по отношению к Богу;

  • •              поскольку мир не обладает самодостаточностью и возник по

воте ялyгагт (Б ога), оя нeязcтoянею изменчив и вяменен;

  • •              нет четкой границы между Богом и Его творением.

Согласно догмату откровения:

  • •              мир можно познать, только познав Бога;
  • •              Бог недоступен для познания;
  • •              несмотря на то, что Бог непознаваем, Он Сам разрешил познать

Себя (дал информацию о себе) через откровение - Библию;

  • •              единственный способ познания Бога и всего сущего - толкование

Библии;

  • •              Бога можно познать лишь сверхъестественным путем, благодаря

особой способности человека — вере.

  1. Особое место в средневековой теологической философии занимает проблема добра и зла.

Проблема добра и зла решается исходя из идеи творения:

  • •              окружающий мир всецело сотворен Богом;
  • •              Бог является носителем и сосредоточением добра и справед

ливости;

  • • следовательно, окружающий мир изначально наполнен добром;
  • • зло в мир приносит дьявол (сатана) - падший ангел, восставший против Бога;
  • •              поскольку зла первоначально в мире не было, оно часто

маскируется под добро и добивается своих темных целей;

  • •              в              мире идет постоянная борьба между добром и злом, но

поскольку мир — творение Бога и Бог добрый, то добро в итоге одержит победу над злом.

В отношении проблемы добра и зла (как в отношении многих иных вопросов) теологическая философия средневековья имеет оптимистический характер.

  1. Средневековая теологическая философия (в отличие от античной) практически не противопоставляет материю и идею (форму), материализм и идеализм. Однако то, что древнегреческие философы (например, Аристотель) считали единой сущностью — бытием, теологическая философия разделяет на:
  • •              бытие (существование)              - экзистенцию;
  • •              сущность — эссенцию.

Экзистенция (бытие, существование) показывает, есть ли вещь вообще (то есть существует или не существует).

Эссенция (сущность) характеризует вещь:

  • •              Что такое вещь?
  • •              Какая вещь?
  • •              Для чего она существует?

Античные философы видели сущность (признаки) и существование (факт бытия) в неразрывном единстве, как единую сущность — бытие.

Согласно теологической философии сущность (признаки) может иметь место и без бытия (без существования). Чтобы стать существующим (бытием), сущность (признаки) должна быть сотворена Богом.

Иначе говоря, бестелесная сущность (признаки, образы -сродни платоновским "чистым идеям") витает в сознании Бога и только актом его воли и благодаря присущей только ему способности творить становится материальным бытием. Существование (бытие) может быть познано чувственными ощущениями, опытом (как существующее и доступное для такого познания), сущность же (признаки бытия, Божественный замысел) — только разумом.

Только в Боге сущность и существование совпадают. 5. Схоластика — господствующий тип средневековой теологической философии, отличительными чертами которого являлись оторванность от реальной действительности, замкнутость, консерватизм, крайний догматизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям, схематичность, назидательность, учительство.

Название "схоластика" произошло от латинского слова schola (школа), поскольку данный тип философии несколько столетий преподавался в школах и университетах Европы. Таким образом, схоластика представляла собой не столько науку, занимающуюся творческим поиском, сколько застывшую школьно-университетскую дисциплину, имевшую цель философски обосновать религиозное учение и догматы Церкви (за что получила прозвище "Философия — служанка богословия").

Для схоластики характерно восприятие Библии как жесткого нормативного текста, абсолютной истины.

Схоласты подразделяли знание на два вида:

  • •              сверхъестественное, даваемое в откровении (то есть то, что

имел в виду Бог, закладывая ту или иную мысль в Библии);

  • •              естественное,              отыскиваемое человеческим разумом (то есть то,

что сумел человек "расшифровать" из текста Библии, как он понял идеи Бога).

В этой связи схоласты вели многочисленные споры, написали сотни философских томов, в которых пытались правильно понять идеи Бога, спрятанные за строчками Библии. Причем предметом данных споров и изысканий становилась не суть идей Бога, а правильность и четкость понятий, определений, формулировок, иначе говоря, внешняя, формально-логическая сторона религиозного учения.

В средневековой теологической философии (схоластике) выделяются два противоположных направления - номинализм и реализм.

==52==

Реализм - направление теологической философии, сторонники которого считали подлинно существующими (т. е. подлинным бытием) не сами вещи, а их общее понятие — универсалии (по смыслу реализм близок к учению Платона о "чистых идеях", воплощением которых являются реальные веши). Видными представителями реализма были Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо.

Номинализм (от лат. потеп — имена) — направление теологической философии, сторонники которого считали реально существующими лишь сами конкретные вещи, в то время как общие понятия (универсалии) воспринимали как имена вещей.

(По смыслу номинализм близок учению Аристотеля, отвергавшего "чистые идеи" и считавшего реально существующими "индивидуумы" — определяемые материальные вещи.) Согласно номиналистам универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чувственным опытом.

К числу номиналистов принадлежали Росцелин, Пьер Абеляр, Дунс Скот.

  1. Значение средневековой теологической философии для последующего развития философии в том, что она:
  • •              стала связующим звеном между античной философией и

философией эпохи Возрождения и нового времени;

  • •              сохранила              и развила ряд античных философских идей, по

скольку возникла на основе античной философии христианского учения;

  • •              способствовала расчленению философии на новые сферы

(помимо онтологии — учения о бытии, полностью сливавшегося с античной философией, выделилась гносеология — самостоятельное учение о познании);

  • •              способствовала              разделению              идеализма              на              объективный              и              субъ

ективный;

  • •              положила              начало появлению в будущем эмпирического (Бэкон,

Гоббс, Локк) и рационалистического (Декарт) направлений философии как результатам соответственно практики номиналистов опираться на опыт (эмпиризм) и повышенного интереса к проблеме самосознания (Я-концепция, рационализм);

  • • пробудила интерес к осмыслению исторического процесса;
  • • выдвинула идею оптимизма, выразившегося в вере в победу добра над злом и в воскрешение.

==53==

<< | >>
Источник: ЯКУШЕВ А.В.. Философия (конспект лекций). — М.: Приор-издат,2004. — 224 с.. 2004

Еще по теме Вопрос 19. Теологическая философия средних веков: