Вопрос 17. Философия Аристотеля
- Аристотель (384 — 322, гг. до н. э.) — древнегреческий философ классического периода, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского.
В своей философской деятельности Аристотель прошел три основных этапа:
- • 367 - 347 гг. до н. э. (20 лет) - работал, начиная с 17-летнего возраста, в Академии Платона и был его учеником (до момента смерти Платона);
==44== только для ознакомления
- • 347 - 335 гг. до н. э. (12 лет) - жил и работал в Пелле -столице
Македонского государства по приглашению царя Филиппа; воспитывал Александра Македонского;
- • 335 - 322 гг. - основал собственную философскую школу - Ликей
(перипатетическую школу) и работал в ней до своей смерти. К наиболее известным произведениям Аристотеля относятся: "Органон", "Физика", "Механика", "Метафизика", "О душе", "История животных", "Никомахова этика", "Риторика", "Политика", "Афинская политая", "Поэтика".
- Философию Аристотель делил на три вида:
- • теоретическую, изучающую проблемы бытия, различных сфер
бытия, происхождения всего сущего, причины различных явлений (получила название "первичная философия");
- • практическую - о деятельности человека, устройстве госу
дарства;
- • поэтическую.
Считается, что фактически Аристотелем как четвертая часть философии была выделена логика.
- Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с критикой философии Платона, согласно которой окружающий мир делился на "мир вещей" и "мир чистых (бестелесных) идей", и "мир вещей" в целом, как и каждая вещь в отдельности, являлся лишь материальным отображением соответствующей "чистой идеи".
Ошибка Платона, по Аристотелю, в том, что он оторвал "мир идей" от реального мира и рассматривал "чистые идеи" вне всякой связи с окружающей действительностью, которая имеет и свои собственные характеристики - протяженность, покой, движение и др.
Аристотель дает свою трактовку данной проблемы:
- • не существует "чистых идей", не связанных с окружающей действительностью, отображением которых являются все вещи и предметы материального мира;
- • существуют только единичные и конкретно определенные веши;
- • данные веши называются индивидуумы (в переводе - "неде
лимые"), то есть существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не "идея лошади", воплощением которой данная лошадь является, конкретный стул, находящийся в конкретном месте и имеющий свои признаки, а не "идея стула", конкретный дом, имеющий точно определенные параметры, а не "идея дома", и т. д.;
- • индивидуумы являются первичной сущностью, а виды и роды
индивидуумов (кони вообще, дома вообще и т. д.) -вторичной.
==45==
- Поскольку бытие не есть "чистые идеи" ("эйдосы") и их материальное отражение ("вещи"), возникает вопрос: что такое бытие?
Дать ответ на этот вопрос (что такое бытие) Аристотель пытается через высказывания о бытие, то есть через категории (в переводе с древнегреческого — высказывания).
Аристотель выделяет 10 категорий, которые отвечают на поставленный вопрос (о бытии), причем одна из категорий говорит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характеристики. Данными категориями являются:
- • сущность (субстанция);
- • количество;
- • качество;
- • отношение;
- • место;
- • время;
- • положение;
- • состояние;
- • действие;
- • страдание.
Иначе говоря, по Аристотелю, бытие — это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.
Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не его сущность.
Также согласно Аристотелю категории — это высшее отражение и обобщение окружающей действительности, без которых немыслимо само бытие.- Важное место в философии Аристотеля занимают проблемы материи.
Что есть материя?
По Аристотелю, материя — это потенция, ограниченная формой (например, медный шар — это медь, ограниченная шарообразностью, и т. д.).
Касаясь данной проблемы, философ также приходит к выводам о том, что:
- • все сущее на Земле обладает потенцией (собственно материей) и формой;
- • изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности самого предмета;
- • реальность — это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи;
- • потенция (материал) есть пассивное начало, форма — активное;
- • высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира.
==46==
- Носителем сознания, по Аристотелю, является душа.
Философ выделяет три уровня души:
- • растительная душа;
- • животная душа;
- • разумная душа.
Являясь носителем сознания, душа также ведает функциями организма. Растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения. Этими же функциями (питание, рост, размножение) ведает и животная душа, однако благодаря ей организм дополняется функциями ощущения и желания. И только разумная (человеческая) душа, охватывая все вышеперечисленные функции, ведает еще и функциями рассуждения и мышления. Именно это выделяет человека из всего окружающего мира.
Аристотель материалистически подходит к проблеме человека. Он считает, что человек:
- • по биологической сущности является одним из видов высо
коорганизованных животных;
- • отличается от животных наличием мышления и разума;
- • имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными (то есть жить в коллективе).
Именно последнее качество - потребность жить в коллективе — приводит к возникновению общества — большого коллектива людей, занимающегося производством материальных благ и их распределением, проживающего на одной территории и объединенного языком, родственными и культурными связями.
Регулирующим механизмом общества (защита от врагов, поддержание внутреннего порядка, содействие экономике и т.д.) является государство.
- Аристотель выделяет шесть типов государства:
- • монархия;
- • тирания;
- • аристократия;
- • крайняя олигархия;
- • охлократия (власть толпы, крайняя демократия);
- • полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии). Подобно Платону Аристотель разделяет "дурные" формы государства (тирания, крайняя олигархия и охлократия) и "хорошие" (монархия, аристократия и полития).
Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является полития — совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство "среднего класса" (идеал Аристотеля).
- Историческое значение философии Аристотеля в том, что он:
- • внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о "чистых идеях";
- • дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека;
- • выделил 10 философских категорий;
- • дал определение бытия через категории;
- • определил сущность материи;
- • выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа - политии;
- • внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного метода — от частного к общему, обосновал систему силлогизмов — вывода из двух и более посылок заключения).
Вопрос 18. Философия Эпикура
- Эпикур (341 — 270 гг. до н. э.) — древнегреческий философ-материалист.
Философия Эпикура делится на три больших раздела:
- • учение о природе и космосе ("физика");
- • учение о познании ("каноника");
- • учение о человеке и его поведении ("эстетика").
- Основными положениями учения Эпикура о природе и космосе являются
следующие:
- • ничего не происходит из несуществующего и ничего не становится несуществующим, ибо нет ничего помимо Вселенной, что могло бы войти в нее и произвести изменения (закон сохранения материи);
- • вселенная вечна и бесконечна;
- • все вещества (вся материя) состоят из атомов и пустоты;
- • атомы и пустота вечны;
- • атомы находятся в постоянном движении (по прямой, с отклонениями, сталкиваются друг с другом);
- • "мира чистых идей" не существует;
- • существует множество материальных миров во Вселенной.
- "Каноника" (учение о познании) опирается на следующие основные идеи:
- • окружающий мир познаваем;
- • основным видом познания является чувственное познание;
- • невозможно "созерцание разумом" каких-либо "идей" либо явлений, если этому не предшествовали чувственное познание и ощущение;
- • ощущения возникают благодаря восприятию познающим субъектом (человеком) истечений (образов) предметов окружающей жизни.
- "Эстетику" Эпикура (учение о человеке и его поведении) можно свести к таким основным положениям:
- • своим появлением на свет человек обязан самому себе (родителям);
- • человек есть результат биологической эволюции;
- • боги, возможно, существуют (как нравственный идеал), но они никак не могут вмешиваться в жизнь людей и земные дела;
- • судьба человека зависит от него самого и от обстоятельств, но не от богов;
- • душа является особым видом материи;
- • душа человека смертна, как и тело;
- • человек должен стремиться к счастью в пределах земной жизни;
- • счастье человека состоит в удовольствии;
- • под удовольствием понимается отсутствие страданий, здоровье, занятие любимым делом (а не чувственные удовольствия);
- • нормой жизни должны стать разумное ограничение (желаний, потребностей), невозмутимость и безмятежность (атараксия), мудрость.