<<
>>

Вопрос 16. Философия Платона

  1. Платон (427 - 347 гг. до н. э.) - крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы — Академии, основоположник идеалистического направления в философии.

Платон — первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений, наиболее важными из которых являются "Апология Сократа", "Парменид", "Горгий", "Федон", "Государство", "Законы".

Большинство произведений Платона написано в форме диалогов.

  1. Платон является основателем идеализма. Главными положениями его идеалистического учения являются следующие:
  • • материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;
  • • окружающий мир ("мир вещей") также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;
  • •              реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);
  • •              чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;
  • •              любая существующая вещь является всего лишь материальным

отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна, и т. д.);

  • •              весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).

==41==

  1. Также Платон выдвигает философское учение о триаде, согласно которому

все сущее состоит из трех субстанций:

  • • "единого";
  • • " ума";
  • • "души".

"Единое ":

  • • является основой всякого бытия;
  • • не имеет никаких признаков (ни начала, ни конца, ни частей, ни целостности, ни формы, ни содержания, и т.
    д.);
  • • есть ничто;
  • • выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения;
  • • первоначало всего — всех идей, всех вещей, всех явлений, всех свойств (как всего хорошего с точки зрения человека, так и всего плохого).

"Ум":

  • •              происходит от "единого";
  • •              разделен с "единым";
  • •              противоположен "единому";
  • •              является сущностью всех вещей;
  • •              есть обобщение всего живого на Земле.              "Душа              ":
  • •              подвижная субстанция, которая объединяет и связывает "единое

— ничто" и "ум — все живое", а также связывает между собой все вещи и все явления;

  • •              также согласно Платону душа может быть мировой и душой

отдельного человека; при гилозоическом (одушевленном) подходе душу могут иметь также вещи и неживая природа;

  • •              душа человека (вещи) есть часть мировой души;
  • •              душа бессмертна;
  • • при смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подземном царстве за свои земные поступки, приобретает новую телесную оболочку;
  • •              постоянство души и смена телесных форм — естественный

закон Космоса.

  1. Касаясь гносеологии (учения о познании), Платон исходит из созданной

им идеалистической картины мира:

• поскольку материальный мир является всего лишь отображением "мира

идей", то предметом познания должны стать прежде всего "чистые идеи";

  • •              "чистые идеи" невозможно познать с помощью чувственного

познания (такой тип познания дает не достоверное знание, а лишь мнение — "докса");

  • • "чистые идеи" можно познать лишь разумом, благодаря высшей духовной деятельности (идеалистическому познанию);
  • • высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные — образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и осознать "чистые идеи".
  1. Особую роль в своей философии Платон уделил проблеме государства (что было нетипично для предшественников — "досократиков" Фалеса, Гераклита и др., которые занимались поисками первоначала мира и объяснением явлений окружающей природы, но не общества).

Платон выделяет семь типов государства: идеальное "государство будущего", которого пока не существует и в котором отпадет необходимость в государственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств.

Среди шести существующих типов Платоном указываются:

  • • монархия — справедливая власть одного человека;
  • • тирания — несправедливая власть одного человека;
  • • аристократия — справедливая власть меньшинства;
  • • олигархия — несправедливая власть меньшинства;
  • • демократия — справедливая власть большинства;
  • • тимократия — несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии.

Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются несправедливыми формами государства, а демократия — власть большинства — редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию, двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.

  1. Также Платон выдвигает собственный план государственного устройства, согласно данному плану:
  • • все население государства (полиса) делится на три сословия — философы, воины, работники;
  • • работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью;
  • • воины занимаются физическими упражнениями, тренируются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости — участвуют в военных действиях;
  • • философы (мудрецы) — разрабатывают философские теории,
  • познают мир, учат, управляют государством;
  • • философы и воины не должны иметь частной собственности;
  • • жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают;

==43==

==43== только для ознакомления

  • • не существует брака, все жены и дети общие;
  • • допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных в плен.

В дальнейшем Платон пересмотрел некоторые идеи своего проекта, допустив небольшую частную собственность и личное имущество для всех сословий, однако другие положения данного плана были сохранены.

  1. Историческое значение философии Платона в том, что:
  • • впервые философом оставлено целое собрание фундаментальных произведений;
  • • положено начало идеализму как крупному философскому направлению (так называемая "линия Платона" — противоположность материалистической "линии Демокрита");
  • • впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества — государство, законы и т. д.;
  • • были заложены основы понятийного мышления, произведена попытка выделить философские категории (бытие — становление, вечное — временное, покоящееся — движущееся, неделимое — делимое и др.);
  • • была создана философская школа (Академия), просуществовавшая около 1000 лет, где выросли многие видные последователи Платона (Аристотель и др.).
  1. Академия Платона — религиозно-философская школа, созданная Платоном в 387 г. в пригороде Афин и просуществовавшая около 1000 лет (до 529 г. н. э.).

Наиболее знаменитыми воспитанниками Академии являлись: Аристотель (учился у Платона, основал собственную философскую школу — Ликей), Ксенокрит, Кратет, Аркесилай, Клитомах Карфагенский, Филон из Ларисы (учитель Цицерона).

Академия была закрыта в 529 г. византийским императором Юстинианом как рассадник язычества и "вредных" идей, однако за свою историю успела добиться того, что платонизм и неоплатонизм стали ведущими направлениями европейской философии.

<< | >>
Источник: ЯКУШЕВ А.В.. Философия (конспект лекций). — М.: Приор-издат,2004. — 224 с.. 2004

Еще по теме Вопрос 16. Философия Платона: