<<
>>

Вопрос 15. Философия киников и стоиков

  1. Киники — одна из философских школ Древней Греции сократического периода.

Наиболее яркими представителями философской школы киников являлись Антисфен, Диоген Синопский, Кратет.

Главная цель кинического учения — не выработка глубоких философских теорий, а философское обоснование особого образа жизни — вне связи с обществом (нищенство, одиночество, бродяжничество и т. д.) — и проверка данного образа жизни на себе.

  1. Характерными чертами философии и образа жизни киников являлись:
  • • возведение в абсолют асоциальной свободы (то есть свободы вне общества);
  • • добровольная отверженность, разрыв социальных связей, одиночество;
  • • отсутствие постоянного места жительства, скитания;
  • •              паразитический              образ              жизни, попрошайничество;
  • • предпочтение, отдаваемое наихудшим условиям жизни, старой, изношенной одежде, пренебрежение к гигиене;

==37==

  • • восхваление физической и духовной бедности;
  • •              крайний аскетизм;
  • • замкнутость;
  • •              критика и отвержение иных философских учений, особенно

идеалистических;

  • •              непризнание авторитетов;
  • •              воинственность и агрессивность в отстаивании своих взглядов и

образа жизни;

  • • неготовность к спору, стремление подавить собеседника;
  • • отсутствие патриотизма, готовность жить в любом обществе не по его, а по собственным законам;
  • •              концентрация внимания на пороках общества, худших чело

веческих чертах;

  • • радикализм, парадоксальность, скандальность. Киническая философия возникла в период кризиса античного полиса и завоевала симпатии людей, не нашедших своего места в официальной системе общественных отношений.

В современную эпоху большое сходство с философией и образом жизни киников имеют философия и образ жизни йогов, дервишей, хиппи и др.

  1. Диоген Синопский (точные даты жизни неизвестны, жил в IV в. до н. э., современник Александра Македонского) — наиболее яркий и известный теоретик и практик кинической философии. Считается, что именно он дал название данной философской школе (так как одно из прозвищ Диогена — "кинос", "собака", что на греческом языке созвучно слову "киник"). В действительности название — от слова "Киносарг" — холм и гимнасий в Афинах, где Антисфен занимался с учениками.

Диоген не оставил фундаментальных философских трудов, однако вошел в историю своим анекдотическим, скандальным поведением и образом жизни, а также рядом высказываний и идей:

  • •              жил в бочке;
  • •              заявил царю Александру Македонскому: "Отойди и не заго

раживай мне солнце!";

  • • выдвинул лозунг: "Без общины, без дома, без отечества" (который стал его собственным жизненным и философским кредо, а также его последователей);
  • •              вывел понятие "гражданин мира" (космополит);
  • •              отвергал брак;
  • •              жестоко высмеивал сторонников традиционного              образа жизни;
  • •              не признавал никаких законов, кроме закона природы;

  • • гордился своей независимостью от внешнего мира, живя попрошайничеством;
  • • идеализировал жизнь первобытных людей и животных.
  1. Ответной реакцией на распространение идей киников стало возникновение и развитие философской школы стоиков ("Стоя" — название портика в Афинах, где она была основана).

Основателем данной философской школы считается Зенон Китайский (не путать с Зеноном Энейским, автором так называемых "апорий" — парадоксов). Стоическая философия в своем развитии прошла ряд этапов.

  • • ранняя стоя (III — II вв. до н. э.), представители — Зенон, Клеанф, Хрисипп и др.;
  • • средняя стоя (II — I вв.
    до н. э.) - Панеттий, Посидоний;
  • • поздняя стоя (I в. до н. э. — III в. н, э.) — Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий.
  1. Основная идея философской школы стоиков (сходная с основной идеей философии киников) — освобождение от влияния внешнего мира. Но в отличие от киников, которые видели освобождение от влияния внешнего мира в отвержении ценностей традиционной культуры, асоциальном образе жизни (попрошайничестве, бродяжничестве и др.), стоики избрали иной путь для достижения этой цели — постоянное самосовершенствование, восприятие лучших достижений традиционной культуры, мудрость.

Таким образом, идеалом стоиков выступает мудрец, поднявшийся над суетой окружающей жизни, освободившийся от влияния внешнего мира благодаря своей просвещенности, знанию, добродетели и бесстрастию (апатии), автаркии (самодостаточности).

К характерным чертам стоической философии также относятся:

  • • призыв к жизни в согласии с природой и Мировым Космическим Разумом (Логосом);
  • • признание добродетели высшим благом, а порока — единственным злом;
  • • определение добродетели как знания о добре и зле и следования добру;
  • • призыв к добродетели как постоянному состоянию души и моральному ориентиру;
  • • признание официальных законов и государственной власти лишь в том случае, если они добродетельны;
  • • неучастие в жизни государства (самоотстранение), игнорирование законов, традиционной философии и культуры, если они служат злу;
  • • оправдание самоубийства, если оно совершено в знак протеста против несправедливости, зла и пороков и невозможности делать добро;

==39==

только для ознакомления

  • • восхищение богатством, здоровьем, красотой, восприятие лучших достижений мировой культуры;
  • • высокий эстетизм в мыслях и поступках;
  • • осуждение бедности, болезней, нищеты, бродяжничества, попрошайничества, человеческих пороков;
  • • признание стремления к счастью высшей целью человека.
  1. Наиболее известными представителями стоической философии являлись Сенека и Марк Аврелий.

Сенека (5 г.

до н. э. — 65 г. н. э.) — крупный римский философ, воспитатель императора Нерона, во время правления которого оказывал сильное и благотворное влияние на государственные дела. После того как Нерон начал проводить порочную политику, Сенека отошел от государственных дел и покончил жизнь самоубийством.

В своих произведениях философ:

  • • проповедовал идеи добродетели;
  • • призывал не участвовать в общественной жизни и сосредоточиться на себе, собственном духовном состоянии;
  • • приветствовал покой и созерцание;
  • • был сторонником незаметной для государства, но радостной для индивида жизни;
  • • верил в безграничные возможности развития человека и человечества в целом, предвидел культурный и технический прогресс;
  • • преувеличивал роль философов и мудрецов в управлении государством и всех иных сферах жизни, презирал простой и необразованный люд, "толпу";
  • • считал высшим благом нравственный идеал и человеческое счастье;
  • • видел в философии не отвлеченную теоретическую систему, а практическое руководство по управлению государством, общественными процессами, по достижению людьми счастья в жизни.

Марк Аврелий Антонин (121 — 180 гг. н. э.) — крупнейший римский философ-стоик, в 161 — 180 гг. — римский император. Написал философское произведение "К самому себе".

К основным идеям философии Марка Аврелия относятся:

  • • глубокое личное уважительное отношение к Богу;
  • • признание высшим мировым началом Бога;
  • • понимание Бога как активной материально-духовной силы, объединяющей весь мир и проникающей во все его части;
  • • объяснение всех происходящих вокруг событий Божественным промыслом;
  • •              видение в качестве главной причины успеха любого государ

ственного начинания, личного успеха, счастья сотрудничества с Божественными силами;

  • •              разделение внешнего мира, который неподвластен человеку, . и

внутреннего мира, подвластного только человеку;

  • •              признание основной причиной счастья отдельного человека —

приведение его внутреннего мира в соответствие с внешним миром;

  • • разделение души и разума;
  • • призывы к несопротивлению внешним обстоятельствам, к следованию судьбе;
  • •              размышления о конечности человеческой жизни, призывы

ценить и максимально использовать возможности жизни;

  • • предпочтение пессимистического взгляда на явления окружающей действительности.

<< | >>
Источник: ЯКУШЕВ А.В.. Философия (конспект лекций). — М.: Приор-издат,2004. — 224 с.. 2004

Еще по теме Вопрос 15. Философия киников и стоиков: