Стоики
У римских стоиков ведущими чертами становятся не гордость, достоинство, уверенность в себе и внутренняя непоколебимость, а, скорее, слабость, ощущение ничтожности, растерянность, над&ломленность. Нет у них и оптимизма греков. Понятия зла и смерти выходят на первый план. Римские стоики демонстрируют стой&кость отчаяния и терпения, сквозь которую прорывается мотив духовной свободы.
Известным римским пропагандистом стоицизма был Цицерон (106 — 43 до н.э.). Им разъяснены основные стоические понятия. «Но первая задача справедливости — в том, чтобы никому не на&носить вреда, если только тебя на это не вызвали противозакони- ем»[110]. Жить в согласии с природой означает «быть всегда в согласии с добродетелью, а все остальное, что соответствует природе, из&бирать только в том случае, если оно не противоречит добродете&ли»[111] (т.е. богатство, здоровье и т.п.). Больше, впрочем, Цицерон известен как оратор.