Сенека
Испанец по происхождению, Сенека родился в Риме. С 48 г. н.э. он воспитатель будущего императора Нерона, от которого и при&нял смерть. Произведения Сенеки так же трудно разбирать, как художественный роман. Пересказывание как будто не открывает ничего нового, но, если начать читать, попадаешь под обаяние стиля. Это автор для всех времен и народов, и если есть несколько книг, которые в своей жизни должен прочитать каждый, в этот список входят и «Нравственные письма к Луцилию» Сенеки. Чте&ние их полезно и доставляет неизъяснимое духовное наслажде&ние.
С эстетической и нравственной точки зрения произведения Сенеки безупречны. Даже у Платона высокохудожественные час&ти текста перемежаются с вполне заурядными. У Сенеки все тща&тельно отделано и соединено в одно целое, хотя мы имеем дело с циклом писем, по-видимому, действительно написанных адреса&ту в разное время. Единство произведению придает цельность ми&ровоззрения автора. Нравственная проповедь Сенеки не грешит назидательностью, дешевыми лозунгами, а тонко ведет и убежда&ет. Мы видим в авторе сочетание гордости, доблести, благород&ства и милосердия, что не встречаем ни в христианских миссио&нерах, отличающихся иным комплексом добродетелей, ни в фи&лософах Нового времени.
В творчестве Сенеки преобладает мотив страданий, а уверен&ность в возможности избавления от них гаснет, оставляя надежду только на себя.
«Изменить... порядок вещей мы не в силах, зато в силах обрести величие духа, достойное мужа добра, и стойко пе&реносить все превратности случая, не споря с природой»[113]. Вне себя человек бессилен, но он может быть господином самого себя. Ищи опору в собственной душе, которая и есть бог в человеке, советует Сенека.Внешнему давлению Сенека противопоставляет индивидуаль&ное нравственное самосовершенствование и борьбу прежде всего с собственными пороками. «Ничего я не осудил, кроме самого себя. И не с чего тебе приходить ко мне в надежде на пользу. Кто рассчитывает найти здесь помощь, ошибается. Не врач, а больной живет здесь»[114].
Для обретения независимости от деспотических сил, во власти которых находится человек, Сенека предлагает стать равнодуш&ным к судьбе, не следовать, подобно скоту, за вожаками стада и воззрениями, которые находят много последователей; а жить, как требует разум и долг, т.е. по природе. «Жить счастливо и жить согласно с природой — одно и то же»[115]. «Ты спросишь, что такое свобода? Не быть рабом ни у обстоятельств, ни у неизбежности, ни у случая; низвести фортуну на одну ступень с собою; а она, едва я пойму, что могу больше нее, окажется бессильна надо мной»[116].
Понимая рабство в самом широком смысле и борясь против него, отражая тем самым растущие антирабовладельческие на&строения и приближая гибель рабовладельческого строя, Сенека верит в то, что каждый человек свободен потенциально, в душе, которая не может быть отдана в рабство.
Мораль Сенеки отличается милосердием, человеколюбием, состраданием, жалостью, благоговейным отношением к другим людям, благожелательностью, незлобивостью. Во всесильной им&перии жизнь философа небезопасна, и это в полной мере испы&тал Сенека, обвиненный своим бывшим учеником Нероном в заговоре против него. Хотя никаких улик не нашлось, Сенека, не дожидаясь ареста, вскрыл себе вены, сохранив верность своим взглядам. Не столь важно, участвовал Сенека в заговоре против Нерона или нет. Уже то, что он принимал участие в государствен&ных делах, говорит о том, что он готовил себе гибель. Он виноват только в одном.
Сенека — вершина нравственно-философской мысли челове&чества. Ему удалось синтезировать все ценное, что было в антич&ной этике, не исключая и учение оппонента стоиков Эпикура. Он мог согласиться, что абсолютная истина невозможна, но для него не этот вопрос важен, а вопрос «как жить?». От этого вопроса не спасешься парадоксами, его надо решать здесь и сейчас.
Сенека соединил в себе судьбу трех великих древнегреческих философов. Он был воспитателем будущего императора, как Ари&стотель (хотя в отличие от него считал, что добродетельный чело- век может быть счастлив и под пыткой); писал столь же художе&ственно, как Платон, и умер, как Сократ, в убеждении, что по установлению природы «несчастнее приносящий зло, чем пре&терпевший».