Эпиктет
Первое, что требовалось ученику, — осознать собственную сла&бость и бессилие, которые Эпиктет называл началом философии. Стоики вслед за киниками считали, что философия есть лекар&ство для души, но, чтобы человек захотел принять лекарство, он должен понять, что болен. «Если хочешь быть хорошим, сперва проникнись убеждением, что ты плохой»[117].
Первая ступень философского обучения — отбрасывание лож&ного знания. Начав учиться философии, человек испытывает со&стояние шока, когда под воздействием истинного знания он как бы сходит с ума, отказываясь от привычных представлений. После этого новое знание становится чувством и волей человека.
Три вещи необходимы, по Эпиктету, чтобы стать добродетель&ным: теоретические знания, внутреннее самоусовершенствование, практические упражнения («нравственная гимнастика»). Требуются ежедневное самоиспытание, постоянное обращение внимания на себя, свои мысли, чувства и поступки; зоркое слежение за собой, как за злейшим врагом. Освобождаться от страстей надо постепен&но, но последовательно. Ты привык сердиться ежедневно, поста&райся сердиться через день и т.д.
Два основных принципа Эпиктета: «Выдерживай и воздержи&вайся». Стойко выдерживай все внешние трудности, которые об&рушиваются на тебя, и ко всему, что бы ни случилось, относись спокойно. «К свободе же ведет лишь одна дорога: презрение к тому, что не зависит от нас»[118]. Воздерживайся от любых проявле&ний собственных страстей, памятуя, что твои — только разум и душа, но не тело. «Возьми мое тело, мое имущество, мою честь, мою семью — но мысли моей и воли никто не может у меня отнять, ничто не в силах их подавить»1. «И ты, хотя ты еще не Сократ, должен, однако, жить как человек, желающий стать Со&кратом»[119].
Обнаруживаем мы у Эпиктета и «золотое правило этики»: «То положение, которое ты не терпишь, не создавай для других. Не желаешь быть рабом — не терпи рабства около себя»[120].