<<
>>

СЕНЕКА (4 г. до н. э. — 65 г. н. э.)

Люций Анней Сенека — римский моралист и философ. По своим взгля­дам был в сущности эклектиком, так как многое заимствовал у Пифагора, Эпикура, Платона и др. Сенека, происходивший из всаднического сословия и очень богатый человек, был близок к придворным кругам; за участие в дворцовых интригах был сослан на остров Корсику, где пробыл 8 лет.

Возвратившись в Рим, стал воспитателем одиннадцатилетнего Нерона. В связи с заговором Пизона Сенека в 65 году, согласно приказу Нерона, кончил жизнь самоубийством.

, Ф. Энгельс в статье «Бруно Бауэр и раннее христианство» дал исчер­пывающую характеристику Сенеки: «этот стоик, проповедывавший добро­детель и воздержание, был первым интриганом при дворе Нерона, причем дело не обходилось без пресмыкательства; он добивался от Нерона подар­ков деньгами, имениями, садами, дворцами, и, проповедуя бедность еван­гельского Лазаря, сам-то в действительности был богачом из той же притчи» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. XV, стр. 607).

Все многочисленные произведения Сенеки известный римский ритор Квинтилиан (I в. н. э.) делил на Orationes (речи), poδmata (поэтические произведения), epistolae (письма) и dialogae (диалоги). Из них мы кратко коснемся только тех, которые имеют какое-либо отношение к географии, а именно: трактат «Quaestiones naturales» и трагедия «Medea».

Еще из ссылки Сенека писал своей матери: «я изучаю земли и их от­носительные расположения, затем море, приливы и отливы, затем тот про­межуток между небом и землей, в котором зарождаются грозы, молнии, ветер, дождь, снег и град; наконец, постепенно перехожу к высшему, — наслаждаясь великолепным зрелищем неба и вспоминая о вечности и бес­конечности, перехожу к исследованию того, что всегда было и будет». В этих словах заключается как бы программа написанного им впоследст­вии труда под заглавием «Quaestiones naturales» (Вопросы естествознания), в котором он, между прочим, довольно подробно трактует о таких физико- географических объектах и явлениях, как вода (книга I), механические и химические ее действия, образование рек, температура и цвет воды,

перемежающиеся источники, воздух и ветры (книга V), землетрясения (книга VI) и области их распространения и т.

д. Говоря, например, о зем­летрясении, Сенека подробно разбирает различные гипотезы древних о зем­летрясениях, объяснявших эти явления то влиянием подземного огня, то , колебаниями мирового океана, в котором плавает земной материк, то на­пором подземных газов, то сочетанием нескольких из указанных причин. Сам Сенека склоняется к объяснению землетрясений как следствия напора скопившихся под поверхностью земли газов.

«Вопросы естествознания» — одно из немногих, дошедших до нас про­изведений в этой области римской науки, без сомнения, первое в римской литературе. В нем автор пользуется фактами и мнениями, заимствованными из литературных источников, но он не всегда в состоянии подвергнуть их надлежащей критике, для этого у него нет реальной базы в виде солидных физико-математических знаний. Он соглашается с тем, что ему кажется наиболее правдоподобным или просто нравится. В этом сказался ритор, каким и был Сенека в действительности по своему образованию и складу ' мыслей.

Страноведческие труды Сенеки (описания Индии и Египта), сделан­ные, очевидно, по литературным данным, не дошли до нас. Плиний в своей «Естественной истории» (VI, 21) упоминает об этих трудах, говоря: «Се­нека у нас в своей попытке описания Индии исчисляет 60 рек и 122 народа. Равного труда стоило бы сосчитать горы».

Сенека, очевидно, примыкал к сторонникам континентальной теории,» так как утверждал, что Атлантический океан, вероятно, не так уж велик и что при благоприятных ветрах корабль может проплыть его в несколько дней.

В одной из сцен II акта трагедии Сенеки «Медея» хор поет о свято­татстве корабля «Арго», впервые дерзнувшего пересечь море, и о небыва­лом с тех пор расширении географического горизонта в римской империи и заканчивает свое выступление поразительным пророчеством, которое впоследствии часто цитировалось как один из замечательных примеров предвидения открытия Америки:

Настанет некогда время,

Океан расторгнет оковы естества, И будет открыта громадная земля, Фетида разоблачит новые области, И Фула уже не будет краем света.

(Сенека, Медея», акт II, 376)

Конечно, это предсказание Сенеки основывалось на его обширных ли­тературных знаниях. В древнегреческой и римской литературе нередки упо­минания о большой земле на западе в Атлантическом океане, например у Страбона (I в. до н. э ), Диодора Сицилийского (I в. до н. э.), Плутарха (I в. и. э.), Плиния Старшего (I в. н. э.), Помпония Мелы (I в. н. э.) и др.

ВОПРОСЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

~~* Книга IV

О разливах Нила, его причинах и значении для Египта (главы I—И).

О граде (глава III)

Гл. I. Итак, хотя и сама Сицилия, и то, что с ней связано, имеют много замечательного, я временно опущу все вопросы, касающиеся твоей провинции, и отвлеку твое внимание в дру­гую сторону: я разберу с тобой вопрос, упомянутый мной в предыдущей книге, — почему в летние месяцы Нил бывает' таким полноводным. Философы учат, что по природе своей с Нилом сходен Данувий, и потому, что истоки последнего якобы неизвестны, и потому, что летом он полноводнее, чем зимой. Ни то, ни другое, оказывается, не соответствует дей­ствительности. Ведь нам известно, что начало Данувия нахо­дится в Германии, и хотя он, действительно, становится пол­новоднее летом, но начинается это тогда, когда Нил все еще не выходит из берегов, в первые теплые дни, в конце весны, когда солнце греет сильнее и растапливает снега, которые и успевают растаять до начала подъема воды в Ниле. В тече­ние же остальной части лета вода в Данувии спадает и воз­вращается к зимнему уровню, который и сохраняется до разлива.

Гл. II. Что же касается Нила, то вода в нем поднимается перед восходом Сириуса, в разгар жары, после равноден­ствия. Нил—благороднейшая из всех рек, какие только явила глазам человеческим природа; она устроила так, что ниль­ская вода орошает Египет как раз в такое время года, когда опаленная зноем земля наиболее глубоко всасывает влагу, стремясь 'ПОГЛОТИТЬ столько воды, сколько требуется, чтобы удовлетворить потребность в ней, вызванную годичной засу­хой. Дело в том, что в той части Египта, которая обращена к Эфиопии, либо вовсе не бывает дождей, либо они бывают редко и не приносят пользы почве, не привыкшей к небесной влаге.

Вся надежда Египта — на Нил, ты это знаешь. Год бывает плодородным или неурожайным в зависимости от того, как разлился Нил — обильно или скупо. Как сказал поэт,

Из пахарей никто на небо не глядит.

Почему бы мне не пошутить с моим поэтом и не всучить ему Овидия, который говорит:

И трава не обращается с мольбами к Юпитеру, ниспосылающему дождь...

Если бы можно было сказать, откуда начинается Нил, то выяснились бы и причины, по которым вода в нем прибы·

вает. Но мы знаем только то, что он блуждает по пустыням, разливается, образуя болота, среди которых живут различ­ные племена, и возле Фил впервые собирает в одно целое отдельные блуждающие и разбросанные потоки. Филы пред­ставляют собой гористый остров с крутыми берегами со всех сторон. Он опоясан двумя потоками, которые затем сли­ваются в один. Они переходят в Нил и носят то же название, что и он. Всю площадь острова целиком занимает один го­род. Выходя из Эфиопии и из песков, через которые лежит торговый путь к Индийскому морю, Нил течет мимо этого острова широко, но не бурно. Течение его перехватывают по­роги — место, знаменитое замечательным зрелищем. Нахо­дящиеся здесь на пути Нила крутые, выщербленные во мно­гих местах скалы вздымают воду. Дробясь о встречные камни, Нил напрягает свои силы и, либо побеждая преграды, либо отступая перед ними, бурно пробивается сквозь тес­нину. Это — первое место, где возмущаются воды Нила, до сих пор спокойно протекавшие по ровному руслу. Отсюда на­чинается неспокойное и бурное течение Ниліа через узкие проходы, и река перестает походить на себя — настолько мутной и грязной становится в ней вода. В тех местах, где вода проходит между выступами расселин, она покрывается пеной и принимает окраску, не свойственную ее природе и вызванную теми повреждениями, которые она здесь причи­няет. Наконец, преодолев преграды, поток внезапно обры­вается и падает с огромной высоты, оглашая окрестности страшным шумом. Этого шума не вынесло племя, селившее­ся среди здешних круч, непрерывный грохот оглушал лю­дей, и из-за этого они перенесли свои поселения в другие места.

К числу известных мне достопримечательностей Нила относится чрезвычайная храбрость жителей, населяющих его берега. В крошечную лодочку садятся двое, из которых один управляет лодкой, а другой вычерпывает воду. Затем их дол­гое время носят взад и вперед волны бесновато-стремитель­ного Нила. Наконец, они прокладывают себе путь к чрезвы­чайно узким каналам, по которым им и удается миновать теснины скал. Падая вместе со всем потоком, они удерживают рукой опрокидывающуюся лодку и к великому страху зрите­лей бросаются вниз головой. Когда уже кажется, что их можно оплакивать, так как их потопила или раздавила такая масса воды, они всплывают на большом расстоянии от того места, где началось их падение, напоминающее полет мета­тельного снаряда. Падающий вал не топит их, а препровож­дает в спокойные воды. Первое известное нам место, где при­бывает вода в Ниле, находится у острова Филы, о котором я только что сказал. На небольшом расстоянии от этого острова

течение Нила разделено скалой, которую греки называют «абатон» (неприступная): кроме посвященных лиц, никто на нее не ступает. Скала эта — первое место, где чувствуется прибавление воды в Ниле. Затем, через большой промежуток, выступают два утеса — жители называют их артериями Нила, — из которых обильно изливается вода, однако не на­столько обильно, чтобы покрыть собой весь Египет. Во время священных обрядов в углубления этих утесов жрецы брссают денежные пожертвования, а начальники — подарки из золота. Отсюда Нил течет по глубокому и лежащему в углублении руслу, уже не -скрывая прибавившихся сил, и только препятствия в виде гор мешают ему раздаться в ши­рину. Наконец, у Мемфиса Нил выходит на волю. Он расте­кается по равнине, разветвляясь на множество потоков, и, расходясь по искусственным каналам, сооруженным для того, чтобы подчинить эти ответвляющиеся потоки опреде­ленному порядку, растекается по всему Египту. Сначала он делится на отдельные рукава, затем образует сплошную вод­ную поверхность, разливаясь наподобие широкого и бурного моря.

Силу его течения поглощает широта пространства, по которому распространяются его воды, охватывающие весь Египет справа и слева. Чем больше воды прибудет в Ниле, тем больше надежды на то, что год будет плодородным. Рас­чет этот не обманывает земледельца: настолько велика здесь зависимость плодородности от уровня воды в реке. На вы­сохшую песчаную поверхность Нил наносит, кроме воды, и почву. Ведь когда он течет бурно, он оставляет ил на высох­ших, жаждущих влаги местах, и все удобрения, которые не­сет с собою река, выбрасываются на сухую землю. Поля по­лучают от Нила пользу по двум причинам: и потому, что он орошает их, и потому, что он их удобряет. Таким образом, земли, до которых Нил не доходит, остаются бесплодными и невозделанными. Если же воды прибывает больше, чем нужно, то это оказывает вредное действие. Не менее удиви­тельна и природа этой реки: ∣bто время как другие большие реки уносят и размывают почву, Нил не только ничего не размывает и не уносит, но, наоборот, увеличивает массу земли, и нет в этой реке почти ничего такого, что вредило бы почве; нанося ил, река доставляет питание и сообщает вяз­кость пескам. Египет обязан Нилу не только плодородием земель, но и самим их существованием. Великолепное зре­лище — Нил, разливающийся по полям. Под водой исчезают равнины, долины покрыты водой, а города выступают из воды наподобие островов. Во внутренних, удаленных от моря областях единственным средством сообщения становятся лодки, и местные жители испытывают тем большую радость,

чем меньше своей земли они видят. Великолепен также вид Нила, когда он, не выходя из берегов, вливается в море семью устьями. Любое из них — настоящее море. И там от Нила тянется к разным берегам еще множество безвестных ответвлений. Кроме того, в Ниле водятся дикие животные, не уступающие морским ни в величине, ни в свирепости. О размерах Нила можно судить и по тому, что в нем живут огромные животные, находя здесь и достаточно корма и до­статочный для передвижения простор. Бальбилл, человек от­личных качеств и редкостный знаток всякого рода наук, уве­ряет, что во время своей префектуры в Египте он видел в Гераклейском устье, самом большом устье Нила, любопыт­ное зрелище: дельфины, наступавшие с моря, и крокодилы, двигавшиеся строем со стороны реки, устроили как бы сра­жение двух сторон. Крокодилы были побеждены дельфи­нами, миролюбивыми животными, которые к тому же и не кусаются. У крокодилов верхняя часть туловища твердая, и кожу ее не могут прокусить зубы даже больших по раз­меру животных, нижняя же часть — мягкая и нежная. В эту-то часть дельфины и вонзали, погрузившись в воду, острые плавники, торчащие у них на спине, и с силой раз­резали ее. После того как у большинства крокодилов были таким образом вспороты животы, остальные пустились в бег­ство. Животное это ведет себя робко со смелым и очень дерз­ко с робким. Жители города Тентир побеждают крокодилов не благодаря каким-то особенностям своей породы или своей крови, а пренебрежительным и легкомысленным к ним от­ношением: они сами начинают преследовать крокодилов, и когда те обращаются в бегство, ловят их арканом. При этом много людей погибает, это те, у кого нехватило духа продол­жать преследование. Теофраст утверждает, что когда-то вода в Ниле была морская. Известно, что в царствование Клео­патры два года подряд, в десятый и в одиннадцатый годы царствования, вода в Ниле не поднималась. Говорят, что это было знаменье, предвещавшее падение двух владык. И в са­мом деле, правление Антония и Клеопатры прекратилось. Каллимах сообщает, что в прежние времена вода в Ниле не поднималась по девяти лет. Теперь, однако, я приступлю к рассмотрению причин, по которым летом вода в Ниле прибы­вает. Начну с наиболее древних объяснений. Анаксагор гово­рит, что вода, образующаяся от таяния снегов на хребтах Эфиопии, стекая вниз, доходит до самого Нила. Все в древ­ности придерживались того же мнения. Это же сообщают Эсхил, Софокл, Эврипид. Но множество доводов убедительно показывает неправильность такого объяснения. Прежде всего Q чрезвычайно жарком климате Эфиопии говорит смуглый

цвет кожи ее жителей и то, что укрытием троглодитам служат подземные жилища. Камни пылают огнем не только в сере­дине, но и в конце дня. На жгучий песок не может ступить нога человека, серебро становится похожим на свинец, раз­мягчаются связывающие части изваяний, и никакие украше­ния, покрывающие предметы, не сохраняются. Да и австр, ко­торый приходит из тех краев, — самый теплый ветер. Ни одно животное из числа тех, что прячутся во время зимних холодов, никогда здесь не исчезает. Змей здесь можно видеть на по­верхности даже зимой; в Александрии, которая находится на большом расстоянии от этих чрезмерно жарких мест, не бы­вает снега, а в более возвышенных местностях не бывает дож­дей. Как же может в стране, где царит такой зной, выпасть снег, да еще такой, который должен продержаться все лето? Конечно, и там есть какие-то горы, где выпадает снег, но они никак не больше, чем Альпы, чем хребты Фракии или Кав­каза. А ведь реки этих гор становятся полноводнее весной и в начале лета, а затем, в холодное время года, вода в них спа­дает. Это и понятно: весной дожди размывают снег, а остатки его уничтожают первые теплые дни. И ни Рен, ни Родан, ни Истр, ни Каистр не знают этого бедствия — лет­него подъема воды. Между тем там, на северных хребтах, снега лежат очень глубокие. Если бы снега могли, невзирая на летнюю жару, поднимать уровень воды в реках, то в это же время прибывала бы вода также в Фасисе и Борисфене. Кроме того, если бы это было причиной подъема воды в Ниле, то наиболее полноводным он был бы в самые первые теплые дни. Ведь тогда особенно много снега, и притом не тронутого таянием, которое начинается при незначительном потеплении. Между тем разлив Нила продолжается четыре месяца, и вода в нем прибывает равномерно. Если верить Фалесу, то против течения Нила дуют пассатные ветры, кото­рые мешают ему вылиться в море тем, что сгоняют в устья его морскую воду. Таким образом, Нил оказывается отбро­шенным назад и возвращается в свое русло. Вода в нем не прибывает, а, лишившись выхода, задерживается и, где только может, выходит из сковывающих ее берегов. А вот свидетельство массилийца Эвфимена: «Я совершил плавание по Атлантическому морю. Оттуда течет Нил, река, наиболее полноводная в период пассатных ветров, так как они нагне­тают морскую воду. Когда же пассатные ветры утихают, море успокаивается, и вследствие этого сила течения Нила уменьшается. Впрочем, морская вода здесь пресна на вкус, а водяные животные напоминают нильских». Но если подъем воды в Ниле вызывают пассатные ветры, то почему же вода начинает прибывать до периода пассатных ветров и сохра­

няет свой уровень по его истечении? Кроме того, вода в Ниле не поднимается выше, когда ветры эти дуют сильнее, и те­чение Нила не ослабляется и не усиливается в зависимости от напора ветров. А ведь и то и другое должно было бы иметь место, если бы причиной подъема воды в Ниле была сила этих ветров. Если объяснять происхождение Нила пас­сатными ветрами, дующими у его истоков, то как быть с теми, кто говорит, что пассатные ветры дуют в сторону еги­петского побережья, против течения Нила? Ведь Нил должен был бы течь оттуда, откуда дуют эти ветры. Кроме того, если бы он вытекал из моря, вода в нем была бы чистая, цвета лазури, а она в действительности мутная. К тому же сооб­щение Эвфимена опровергается множеством свидетельств. Вымысел мог сойти за правду тогда, когда чужие страны не были известны. Тогда можно было рассказывать сказки. Те­перь же все побережье внешнего моря бороздят корабли тор­говцев, и теперь уж никто из них не рассказывает, что вода в Ниле лазоревая или что морская вода имеет там иной вкус. Последнее было бы противно природе, так как все пресное и бесплотное поглощается солнцем. Кроме того, почему же зимой вода в Ниле не прибывает? Ведь и зимбй могут волно­вать море ветры, и подчас еще более сильные, коль скоро пас­сатные ветры уже не дуют. Да если бы Нил вытекал из Атлан­тического моря, вода его сразу залила бы весь Египет. А меж­ду тем уровень воды в Ниле повышается постепенно. Хиосец Энопид говорит, что зимой тепло сохраняется под землей, и потому в пещерах зимой тепло, и вода в колодцах более теп­лая. На этом основании он считает, что недра земли высы­хают от внутреннего тепла. И в то время, когда в других странах количество воды в реках увеличивают дожди, в Ниле, которому дожди никогда не приходят на помощь, воды становится меньше. Затем наступает лето, и Нил становится полноводнее, так как летом в недрах земли царит холод, ко­торый и возвращает силу подземным ключам. Но если бы это было так, то летом повышался бы уровень воды в реках, и все колодцы были бы полны водой. Кроме того, я не ду­маю, чтобы зимой под землей было больше тепла. Грунто­вые воды, пещеры и колодцы бывают теплыми потому, что в них не проникает холодный воздух извне. Таким образом, о них нельзя сказать, что они имеют свое тепло: просто в них нет доступа холоду. По этой же причине летом они холод­ные: к ним не может проникнуть согревшийся воздух, так как они удалены и отрезаны от него. Диоген из Аполлонии говорит: «Солнце притягивает к себе влагу. Высохшая земля получает влагу то от моря, то от других вод. Но не может быть так, чтобы в одном месте земля высыхала, а в другом

имела бы влагу в избытке, так как вся она пронизана сооб­щающимися между собой ходами. Сухие места так или иначе получают влагу из тех мест, где ее много. Если бы земля не получала какого-то количества влаги, она бы вы­сохла. Итак, влагу уносит солнце. Но всего более влаги вы­сасывают из земли южные страны. Высохшая земля притя­гивает к себе больше влаги. Подобно тому, как масло в лампе течет туда, где оно сгорает, вода стремится туда, куда влечет ее сила сгорающей от зноя земли. Откуда же бе­рется вода? Очевидно, из тех мест на севере, где всегда зима и откуда она в обилии изливается. Поэтому Понт не пере­стает стремительно и бурно течь в Этрусское море, всегда в одном и том же направлении. Этим он отличается от всех прочих морей, у которых жара бывает попеременно то на од­ном, то на другом побережье. Если бы течение Понта было иным и если бы через ходы, пронизывающие землю, не вос­полнялся всякий недостаток и не устранялся всякий избыток влаги, то вся земля либо высохла бы, либо была бы затоп­лена». Хочется спросить Диогена: если с морем сообщается вся совокупность рек, то почему же летом не везде прибы­вает вода в реках? На это возразят: в Египте солнце палит жарче, поэтому в Ниле воды прибывает больше. Но ведь и в других странах тоже бывает какой-то подъем воды в реках. Далее, как может быть какая-то часть земли совершенно ли­шена влаги, если каждая часть притягивает к себе влагу из других мест, причем количество притягиваемой влаги тем больше, чем жарче в данной части земли. Почему, наконец, вода в Ниле пресная, если он получает ее из моря? Ведь бо­лее пресной воды нет ни в одной реке.

Гл. III. Если я стану тебе говорить, что град образуется так же, как образуется у нас лед, то есть вследствие замер­зания целого облака, то я поступлю опрометчиво. Поэтому я сам поставлю себя в один ряд с теми второсортными сви­детелями, которые говорят, что хотя видеть они не видели, но зато слышать слышали, и сам поступлю так, как посту­пают историки. Они сначала долго врут, как им заблагорас­судится, а затем отказываются поручиться за истинность какого-нибудь одного положения и прибавляют: за досто­верность пусть отвечают авторы. Так вот, если ты мне не вполне доверяешь, то ответственность за все, сказанное выше, и за то, что последует дальше, возьмет на себя Поси­доний: он будет утверждать, так, словно он при этом был, что град образуется из тумана, насыщенного водой и уже обратившегося во влагу. А почему градины получаются круг­лые, это ты поймешь и без учителя, стоит только тебе заме­тить, что капли всегда стремятся уплотниться. Это явление

можно наблюдать и на зеркале, которое собирает влагу на­шего дыхания, и на чашке, усеянной капельками жидкости, и на всякой другой гладкой поверхности: например, если на листьях деревьев или трав повисают капли, то последние имеют круглую форму.

Самое твердое — камень, а самое мягкое — влага. Всё же и твердый кремень мягкая рушит вода.

или, как говорит другой поэт:

Капля за каплей долбит, упадая, скалу...

причем выдолбленное отверстие получает круглую форму, а из этого следует, что такую же форму должно иметь и то, что долбит, так как оно высекает себе место в соответствии со своей формой и внешним видом. Кроме того, может быть, что градина сначала не имеет такой формы и становится круглой только во время своего падения. Она много раз пе­реворачивается вокруг своей оси и, пролетая пространство, заполненное густым воздухом, равномерно трется о него и превращается в шарик. Со снежинками этого не случается, потому что они не только не имеют плотности градин, но и вообще очень жидки; кроме того, снег падает с небольшой высоты, он возникает вблизи поверхности земли. Таким об­разом, снежинки летят сквозь воздух недолго, начало их па­дения — недалеко. Почему я не позволяю себе того же, что и Анаксагор, хотя нигде не должно быть большего равнопра­вия, чем между философами? Град есть не что иное, как па­дающий с высоты лед, а снег — не что иное, как порхающие на ветру кусочки инея. Ведь мы уже сказали, что различие между инеем и льдом то же, что между водой и росой. Сле­довательно, между снегом и градом такая же разница.

Книга V

О ветрах и причинах их возникновения (главы I—VI)

Гл. I. Ветер — это поток воздуха. Некоторые дают такое определение: ветер — это воздух, текущий в одну сторону. Это второе определение, повидимому, более точно, так как воздух никогда не бывает настолько неподвижен, чтобы на­ходиться в полном покое: всегда есть какое-то движение его. Точно так же мы говорим о море, что оно спокойное, когда оно слегка волнуется и не гонит волн в одну сторону. По­этому если ты прочтешь:

Море, послушное ветрам, стояло тогда неподвижно —

то знай, что оно не стоит неподвижно, а слегка волнуется, и называют его спокойным потому, что оно не начинает на­тиска ни в ту, ни в другую сторону. То же самое следует ска­зать и о воздухе: он никогда не бывает неподвижным, хотя и бывает спокоен. Это можно понять на следующем примере. Когда лучи солнца попадают в какое-нибудь закрытое со всех сторон место, мы видим мельчайшие пылинки, которые носятся в противоположные стороны — одни вверх, другие вниз, сталкиваясь и так, и этак. Следовательно, недоста­точно точным будет определение того, кто скажет «волны суть движение моря», так как и спокойное море тоже нахо­дится в движении. Но тот, кто подойдет к делу с достаточ­ной осторожностью, даст такое определение: волны — это движение моря в одну сторону. Сторонник такого определе­ния не собьется с толку и в том вопросе, который как раз и составляет предмет нашего исследования, потому что он скажет так: ветер — это воздух, текущий в одну сторону, или: ветер — это с силой текущий воздух, или: это напор воздуха, идущего в одну сторону, или: это поток воздуха, бо­лее сильный в каком-то одном направлении. Я знаю, что можно возразить в пользу первого определения: зачем нужно прибавлять «воздух, текущий в одну сторону»? Ведь при всех обстоятельствах то, что течет, течет в одну сторону. Никто не скажет о воде, что она течет, если в ней есть только внут­реннее движение и никуда она не уносится. Следовательно, можно двигаться, но не течь. Напротив, нельзя течь иначе, чем перемещаясь в одном направлении. Но если это краткое определение застраховано от превратных толкований, то и будем пользоваться им. Бели же кто-нибудь более осмотри­телен, то пусть он не скупится на лишнее словечко, прибав­ление которого предотвратит всякие придирки. Теперь пе­рейдем к существу дела, так как рассуждений о формуле определения было уже достаточно.

Гл. II. Демокрит говорит, что ветер получается тогда, когда в небольшом пустом пространстве находится много частичек, которые он называет атомами. Наоборот, воздух бывает в спокойном состоянии тогда, когда в большом коли­честве пустоты находится малое количество частиц. Ведь точно так же бывает на рынке или на улице: пока народу мало, сутолоки нет, а как только соберется толпа в узком месте, люди толкают друг друга, и получается давка. Так бывает и в окружающем нас пространстве: если много тел заполняет небольшой его участок, то неизбежны столкнове­ния одних тел с другими, они получают толчки вперед и на­зад, встречают препятствия, подвергаются давлению. От этого получается ветер, когда частицы после долгой толкотни

Боднарскнй

и блужданий начинают напирать и отклоняются в сторону. Если же на большом пространстве движется малое количе­ство частиц, то они не могут ни сообщать, ни получать толч­ков.

Гл. III. Что это неверно, можно заключить хотя бы из того, что ветер слабее всего как раз тогда, когда воздух отя­гощен облачностью. А между тем именно тогда в небольшом пространстве скапливается наибольшее количество частиц, что и придает тяжесть уплотненным облакам. Добавим еще, что возле рек и озер часто бывает туман, образующийся вследствие скопления и уплотнения частиц, а ветра, однако, нет. Иногда туман ложится такой густой, что не видно и тех, кто стоит рядом, а этого бы не было, если бы на небольшом участке не скопилось множество частиц. Между тем никогда не бывает такого безветрия, как в пору туманов. Прибавим еще обратный пример. Когда восходит солнце, оно разре­жает сырой и плотный утренний воздух. И легкий ветерок поднимается тогда, когда частицы получают выход и плотное скопление их рассасывается.

Гл. IV. Как же, спросишь ты, возникают ветры? Ведь са­мого факта возникновения их ты не станешь отрицать. Так вот, здесь можно назвать не один способ. Иногда, например, земля сама извергает большое количество воздуха, выдыхая его из своих недр; бывает и так, что снизу вверх непрерывно поступают в большом количестве испарения, которые уносят с собой выделения земли, и сама перемена примешиваю­щихся к воздуху испарений вызывает ветер. Меня, право же, нельзя уговорить, чтобы я поверил в первый способ или чтобы я о нем умолчал. В нашем теле пища вызывает скоп­ление воздуха, выпускание которого очень неприятно для носа; желудок освобождается от этого воздуха иногда с шу­мом, иногда потихоньку. Так вот, получается, что и мать всего сущего выпускает воздух, выделяя питающие ее веще­ства. Она еще милостиво обращается с нами, всегда перева­ривая пищу. Иначе нам пришлось бы опасаться каких-ни­будь нечистот. Так, значит, вернее будет сказать, что ото­всюду, и притом непрерывно, несется множество частиц; что они скопляются, а затем, под действием солнца, начинают разрежаться, так как все, что расширяется в узком простран­стве, стремится занять больше места; и что от этого обра­зуется ветер.

Гл. V. Так что же? Значит, испарения вод и земель и сле­дует считать единственной причиной образования ветра? Сначала, значит, они придают тяжесть воздуху, а затем с си­лой разрежаются, так как сгущения при разрядке всегда стремятся занять больше места? Что ж, это, по-моему, тоже

одна из причин. Но есть еще иная, гораздо более вероятная и важная причина — то, что воздух по природе своей обла­дает силой движения, и силу эту он ниоткуда не получает, а содержит в себе. Она свойственна ему так же, как и дру­гим веществам. Нельзя же допустить, что нам даны силы для передвижения, а воздух остался неподвижным и недвижи­мым. Вот ведь и воде присуще свое движение, она движется и тогда, когда ветра нет. Да иначе в воде и не могли бы по­являться на свет животные. Мы видим также, что в воде растет мох, а на поверхности ее плавают какие-то травяни­стые растения.

Гл. VI. Следовательно, в воде есть что-то животворное. Да что говорить о воде? Даже всепоглощающий огонь что-то порождает, и в огне родятся живые существа — это 'кажется неправдоподобным, но это правда. Значит, есть какая-то сила в огне, и поэтому он то уплотняется, то распростра­няется и расходится, то сжимается, то растягивается и рас­сеивается. Таким образом, разница между воздухом и вет­ром та же, что между озером и рекой. В конце концов, солнце само по себе является причиной ветра, так как оно рассеивает холодный воздух и освобождает его от густого и уплотненного состояния.

Книга VI

О землетрясениях и их причинах (главы I, V1 XXl)

Гл. I. Мы знаем, любезнейший Луцилий, что Помпеи, знаменитый город Кампании, где сходятся, образуя велико­лепный сужающийся залив, побережье Суррента и Стадий с одной стороны и побережья Геркуланума с другой, — что Помпеи провалились от землетрясения, а все окрестности этого города сотрясены, причем произошло это зимой, в та­кое время года, которое у наших предков считалось в этом отношении безопасным. Толчок имел место в февральские ноны, в консульство Регула и Виргиния; он вызвал величай­шее разорение в Кампании, которая хотя и никогда не была застрахована от этого бедствия, все же до сих пор не терпела от него урона и много раз избавлялась от опасности. Разру­шена часть города Геркуланума, и даже то, что осталось от него, стоит непрочно. Если нуцеринскую колонию бедствие и не постигло в полной мере, то основания для жалоб есть и здесь. В Неаполе, который также был слегка задет этим чудовищным бедствием, пострадало много частных домов, но остались целы общественные здания. Что же касается

9*

поместий, расположенных на крутых местах, то они не по­страдали от сотрясения. К последствиям землетрясения нужно прибавить также гибель стада в шестьсот овец и раз­битые статуи. Говорят, что после этого несколько человек сошло с ума и, потеряв власть над собой, бродило взад и вперед. И характер данного труда, и то, что этот несчастный случай произошел как раз теперь, — все это требует, чтобы мы исследовали причины случившегося. Нужно найти уте­шение для смятенных, нужно избавить людей от ужасного страха. В самом деле, кто может считаты что-нибудь доста­точно прочным, если сотрясается самый мир, если колеб­лются части его, тверже которых ничего нет? Что же стоит на месте, если колеблется единственная в мире неподвиж­ная и незыблемая вещь, назначение которой — служить всему опорой, если земля утрачивает и то, что является не­отъемлемой частью ее самой? Где, наконец, находится то, что нам угрожает? Какое же прибежище найдет тело, чтобы укрыться от потрясений, если опасность рождается внизу и проникает так глубоко? Ужас охватывает всех. Когда, пред­вещая развал дома, начинает трещать кровля, человек бро­сается прочь, он покидает свои пенаты и вверяет себя об­щине. Но какое убежище, какую помощь можно предусмот­реть, если рушится сама земля, если то, что держит нас и хранит, то, на чем стоят большие города и что некоторые на­зывали основанием нашего мира, — расходится и шатается? Какое можно указать утешение, я уже не говорю — помощь, когда от предмета ужаса некуда бежать? Что, повторяю, до­статочно прочно? Что достаточно крепко для того, чтобы служить оплотом и для тебя самого и для другого? Врага можно не подпустить, если есть стена. Крепости, расположен­ные на высоких обрывах, могут задержать даже большое войско, так как доступ к ним труден. От бурь мы находим укрытие в гаванях. От разгульной силы ураганов и от бес­просветных дождей нас защищают жилища. Пожар не пре­следует того, кто от него бежит. Против грома и молнии на­дежное средство — подземные помещения и глубоко выко­панные пещеры. Небесный этот огонь не пробивает землю, и самое ничтожное препятствие из земли его задерживает. При появлении повальной болезни можно переменить место­жительство. Нет бедствия, от которого нельзя было бы спа­стись. Никогда молния не сжигала народов. Воздух, отрав­ленный чумой, опустошает города, но не уносит их. А это зло распространяется необычайно широко, от него не убе­жишь, оно ненасытно, оно является общественным бедст­вием...

Гл. V. Причина, по которой земля сотрясается, по мнению

одних, находится в воде, по мнению других — в огне, по мне­нию третьих — в самой земле, по мнению четвертых — в воз­духе, по мнению пятых —в большинстве этих веществ, по мнению шестых — во всех этих веществах. Некоторые заяв­ляют, что им ясно, что причина кроется в одном из этих ве­ществ, но неясно, в каком именно. Сейчас мы проследим каждое мнение в отдельности. Но прежде всего я должен сказать, что !высказывания древних не отличаются точностью, в них сквозит невежество. До сих пор бродили вокруг да около истины. Для тех, кто впервые касался этого вопроса, все было ново. Впоследствии те же сведения получали более тщательную отделку, и если что-нибудь и было открыто но­вое, то все равно этим первоначальным сведениям нужно от­дать должное. Требовалось немало мужества для того, чтобы приоткрыть тайники природы и, не довольствуясь созерца­нием ее внешнего вида, заглянуть внутрь и проникнуть в со­кровенные тайны богов. Очень много делает для научных от­крытий тот, кто надеется, что сумеет найти истину. Поэтому нужно быть снисходительным, слушая высказывания древ­них. Ни одно дело не заканчивается тогда же, когда оно на­чинается. Не только в этом величайшем и труднейшем деле, где каждое поколение будет делать новые разыскания и от­крытия даже тогда, когда их будет сделано много, но и во всяком другом деле начало всегда было далеко от совер­шенства.

(Изложив мнение Фалеса Милетского, Анаксагора, Анаксимена, Аристотеля, Метродора Хиосского, Демокрита и других философов, Сенека присоединяется к тем из них, которые причиной землетря­сений считали воздух)

Гл. XXI. Нам тоже кажется, что именно воздуху под силу такой переворот; в мире нет ничего могущественнее и энер­гичнее воздуха, без него ничего не стоят даже самые боль­шие силы на свете. Воздух раздувает огонь, и если бы не было ветра, воды были бы неподвижны. Только тогда они приобре­тают силу, когда их гонит напор воздуха. Напор этот может разметать на большом пространстве землю, воздвигнуть новые горы, создать среди моря никогда доселе не виданные χ острова. Кто усомнится в том, что Теру, Теразию и этот новый остров, появившийся в Эгейском море на наших глазах, произвел на свет воздух? Существует, как считает Посидо­ний, два вида движений земли. Каждый вид имеет собствен­ное наименование; один из них — сотрясение, это — когда земля колеблется, другой вид — качка, когда земля, наподо­бие корабля, клонится то в одну, то в другую сторону. Я считаю, что есть еще и третий вид и у нас есть для него

особое наименование. Ведь недаром же предки наши гово­рили о «дрожании земли». А дрожание не похоже ни на один из названных видов землетрясений, потому что при дрожа­нии нет ни сотрясения, ни качки, ни колебания. Это — наиме­нее опасный случай землетрясения. Качка гораздо опаснее сотрясения, так как только быстрый толчок в обратном на­правлении может выпрямить наклонившуюся часть и предот­вратить неизбежные при наклоне разрушения. Все эти виды движений земли не похожи друг на друга, и причины, вызы­вающие их, также различны.

Перевод С. К. Апта.

<< | >>
Источник: АНТИЧНАЯ ГЕОГРАФИЯ. КНИГА ДЛЯ ЧТЕНИЯ СОСТАВИТЕЛЬ ПРОФ. М.С.БОДНАРСКИЙ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. МОСКВА - 1953. 1953

Еще по теме СЕНЕКА (4 г. до н. э. — 65 г. н. э.):

- Археология - Великая Отечественная Война (1941 - 1945 гг.) - Всемирная история - Вторая мировая война - Древняя Русь - Историография и источниковедение России - Историография и источниковедение стран Европы и Америки - Историография и источниковедение Украины - Историография, источниковедение - История Австралии и Океании - История аланов - История варварских народов - История Византии - История Грузии - История Древнего Востока - История Древнего Рима - История Древней Греции - История Казахстана - История Крыма - История мировых цивилизаций - История науки и техники - История Новейшего времени - История Нового времени - История первобытного общества - История Р. Беларусь - История России - История рыцарства - История средних веков - История стран Азии и Африки - История стран Европы и Америки - Історія України - Методы исторического исследования - Музееведение - Новейшая история России - ОГЭ - Первая мировая война - Ранний железный век - Ранняя история индоевропейцев - Советская Украина - Украина в XVI - XVIII вв - Украина в составе Российской и Австрийской империй - Україна в середні століття (VII-XV ст.) - Энеолит и бронзовый век - Этнография и этнология -