9. Эти философы верят во всем только одному Аристотелю  

Ты, правда, увидишь, что очень многие из аристо&теликов похваляются, будто они кое в чем отстаивают собственное суждение. Но если ты внимательно при&смотришься, ты заметишь, что суждение, свободу ко&торого они отстаивают, гласит, что следует безуслов&но доверять суждению Аристотеля.
Ведь они рабски подчинились ему, носят его имя и доверяют его суж&дению не то что во многом, а во всем без исключе&ния. Они полагают, что Аристотель — это пробный камень, при помощи которого должна быть определе&на истина, или мерило и весы, к которым должно быть подогнано все на свете. Достаточным основа&нием для защиты какого-нибудь мнения как несом&ненной истины они считают его принадлежность к догмам перипатетической школы: достаточно для это&го, чтобы в произведениях самого Аристотеля име&лась для этого хоть малейшая точка опоры. Всецело полагаясь на этот оплот и нисколько не опасаясь, что там может содержаться что-нибудь ложное, они го&товы воевать и выступать в качестве противников, что бы им ни противостояло. К сожалению, в данном случае онп не слушаются Аристотеля, высказываю&щего такую разумную мысль: Нужно, чтобы те, кто собирается правильно судить об истине, были судья&ми, а не противниками. И еще: Бесспорно, больше годится в судьи тот, кто выслушивает, словно тяжу&щиеся стороны, все противоречивые аргументы обеих сторон 61. Однако общепризнано, что, когда Аристотель предлагает нашему вниманию нечто правильное и полезное для истины, это игнорируется его привер&женцами, которые в то же время во всем остальном слепо подчиняются его авторитету, как ослы недоузд&ку, и привязаны к его учению, как слепой скот к мельничному жернову. Может показаться, что я не&сколько сурово обрушился на этот авторитет, но ведь йменно на такое подчинение авторитету некогда жа&ловался он сам, как на помеху для тех, кто желает учиться или познать истину. Ведь ясно, что аристоте&лики уже не стараются иметь свое собственное сужде&ние по вопросу, который они считают решенным, коль скоро здесь уже высказал суждение тот, чей авторитет они безоговорочно признают. Это то, что нависло над нами, словно тяжелая глыба Этны. И если истина и раньше была от нас скрыта, то теперь грозит немалая опасность, что под этой глыбой она будет похоронена навсегда. Бесспорно, старания философов-аристотоли- ков извлечь ее из этой бездны были бы напрасной му&кой, раз они считают, что истина давно уже установ&лена Аристотелем. По этой причине они изучают не самое природу, а лишь сочинения Аристотеля. Ведь они полагают, что из них они легче могут почерпнуть истину. Напоминай им сколько угодно, что следует, напротив, направить сівой взор на те предметы, кото&рые исследовал сам Аристотель, тебя лишь высмеют, потому что никто, мол, не может видеть зорче самого Аристотеля.
<< | >>
Источник: Пьер ГАССЕНДИ. СОЧИНЕНИЯ В ДВУХ ТОМАХ. Том 2. «Мысль» Москва - 1968. 1968

Еще по теме   9. Эти философы верят во всем только одному Аристотелю  :

  1.   6. Хотя Аристотеля превозносят не только перипатетики, но и другие философы...
  2.   3. Было также много Аристотелей и много аристотеликов, сочинения которых могли быть приписаны одному Стагириту  
  3.   6. Допустим, что все эти сочинения принадлежат Аристотелю; однако неясности возникают из-за неровности и корявости стиля  
  4.   2. Поэтому они восхищаются только Аристотелем  
  5. Теорема 38. То, что обще всем вещам и что одинаково находится как в части, так и в целом, может быть представляемо только адекватно.
  6.   9. О том, что Священное писание и философы давали разные имена одному и тому же  
  7. Тема 4. Философия Аристотеля
  8. М. Т. Рюмина ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ
  9. Вопрос 17. Философия Аристотеля
  10. Философия Аристотеля
  11. Теорема 60. Желание, возникающее из такого удовольствия или же удовольствия, которое относится только к одной или нескольким частям тела, а не ко всем, к пользе всего человека отношения не имеет.
  12. Вопрос 17. Философия Аристотеля
  13. АПОЛЛОНИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ
  14. 3. Три определения философии в «Метафизике» Аристотеля