Социально-политическая философия эпохи Возрождения
Для философии эпохи Возрождения характерен интерес к проблемам общества и государства. Можно выделить два направления, имеющих отношение к социально-политической философии Ренессанса.
Одно направление - назовем его реалистическим - имеет дело с исследованием реально существующего государства, проблем, связанных с его управлением, способов политического влияния на людей и методов политической борьбы. Другое, идеалистическое, - разработка проектов идеального государства, характерными чертами которого является отсутствие социального неравенства и торжество социальной справедливости.Ярким представителем реалистического направления политической мысли является Никколо Макиавелли(1469-1527) - флорентийский политический деятель, философ и писатель. Возглавляя «вторую канцелярию», которая ведала внутренними делами и городским ополчением, и занимая должность секретаря военной Комиссии Десяти, которая была уполномочена представлять Флоренцию в вооруженных конфликтах, Макиавелли имел возможность не только наблюдать политическую жизнь знаменитых политических деятелей, таких, например, как Чезаре Борджиа, но и принимать активное участие в государственных делах. Оказавшись в ссылке после реставрации Медичи в 1512 г., флорентиец, не имея
возможности дальше заниматься политикой, всю свою энергию направляет на написание сочинений, где излагает свою точку зрения на управление государством и формирует образ профессионального политика, умеющего не только захватить власть, но и удержать ее. Основные политические взгляды Макиавелли содержатся в произведениях «Государь» и «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия».
Произведение «Государь» сделало имя Макиавелли поистине бессмертным. Большинство людей знают его имя, потому что знакомы с понятием «макиавеллизм», содержанием которого является оправдание насилия, жестокости, лицемерия в политике.
Имеет ли отношение вышеуказанное понятие к реальным взглядам Макиавелли? С одной стороны, да. Государь у Макиавелли - это человек, который, помимо того что должен быть хитрым, как лиса, и смелым, как лев, не должен быть хорошим и добрым и должен быть готов совершить зло. С другой стороны, человек по своей природе эгоист, стремящийся к власти и богатству, и зло для него более естественно, чем добро. Поэтому реалии политики таковы, что обыденные представления о морали здесь не работают. Макиавелли рассматривает политику отдельно от морали, и в этом заключается особенность его подхода. Он представляет политику такой, какая она есть на самом деле, и исходит из реальных человеческих отношений, а не идеализированных. Поэтому государь должен быть реалистом и действовать соответствующим образом или отказаться от власти. Конечно, есть способы бороться с дурной человеческой природой. «Когда человеческое коварство и злодейство доходят до крайних пределов, следует по необходимости, чтобы мир очищался от людей посредством одного из трех способов, будь то чума, неурожай или потоп: дабы люди, оставшись в малом числе и настрадавшись, зажили бы благополучней и стали бы лучше»[9]. Но это крайние меры, которых следует избегать.
Надо просто учитывать природу человека, коль скоро ее не исправишь. «Эти способы очень жестоки и враждебны... каждый человек должен избегать их и предпочитать скорее оставаться частным лицом, чем королем ценою такой порчи людей; тем не менее тот, кто не хочет избрать указанный благой путь и желает сохранить власть, должен прибегнуть ко злу»[10][11].
Заслуга Макиавелли заключается в том, что он ставит проблему, как совместить нравственность и успех в политике. И отвечает, что нравственность в общепринятом смысле слова и политика несовместимы. Очень трудно, практически невозможно совместить добродетель и политический успех. Совмещение политики и нравственности предполагает, что нравственность должна быть выгодной.
Если нравственность выгодна, то она уже безнравственна. Государь подчиняется не морали, а обстоятельствам. И если обстоятельства диктуют ему отступить от добра, он вынужден это сделать. Потому что главная цель государя сохранить власть и обеспечить стабильность государства, то есть поддерживать равновесие между эгоистическими устремлениями подчиненных, а не быть образцом добродетели.Произведение «Государь», с одной стороны, является продуктом своей эпохи, мечта Макиавелли о стабильном сильном государстве связана с раздробленностью Италии и постоянной борьбой за власть. С другой стороны, данный трактат носит внеисториче- ский и вневременной характер, так как природа людей является неизменной и проблема этики и политики принадлежит к разряду вечных. Мысли Макиавелли актуальны и сейчас, а вывод, который можно сделать из его политической теории, заключается в том, что «проблема нравственности в политике не развязывается путем ме
ханического перенесения туда нравственных критериев, которыми индивид руководствуется в частной жизни»[12].
Наряду с идеями Макиавелли, затрагивающими проблемы реального государства, в эпоху Ренессанса получает распространение утопический социализм, основу которого составляют теории идеального государства, которые не имеют ничего общего с реальностью и трудно реализуемы на практике.
Основателем утопического социализма считается Томас Мор (1478-1535) - английский юрист, философ, писатель. С 1529 по 1532 г. Мор занимал должность лорда-канцлера Великобритании и был хорошо знаком с проблемами государства. Его книга под названием «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» или просто «Утопия» (с др.-греч. ou - отрицательная частица, topos - место, то есть «место, которого нет»), изданная в 1515 г., положила начало целому жанру.
Утопия - это одновременно и критика существующего положения дел в государстве, и мечта о совершенном государстве, где все проблемы решены и отсутствуют условия для их возникновения.
Жанр утопии не случайно получает свое распространение в эпоху Возрождения, когда формируется индивидуализм и внимание обращено на личность человека, на возможность саморазвития и самосовершенствования. Как сделать человека счастливым? Создать разумно устроенное государство, дающее возможности для самореализации человека.В идеальном государстве Т. Мора существуют свои принципы. В первую очередь не существует частной собственности, ибо она наряду с социальным неравенством корень всех бед. Каждый человек обязан трудиться 6 часов в день, а результаты труда по
ступают в собственность общества и потом распределяются равномерно между всеми жителями. Между мужчинами и женщинами имеет место быть равенство в правах и обязанностях. Интересно, что в идеальном государстве есть рабы - военнопленные и осужденные преступники, которые выполняют самую грязную работу. Занятие той или иной должности происходит в результате выборов.
Заслуживает внимания отношение к религии в идеальном государстве. «Это социальное государство возникает на почве чисто земных интересов и соображений; оно не зависит ни от какой церковной власти и не терпит ее вмешательства»[13]. Каждый гражданин имеет право на свободу вероисповедания, и его правовое положение не зависит от его религиозных убеждений.
В произведении Мора вырисовываются основные черты утопического идеального государства. Во-первых, это государство создается на острове, изолированном от всего остального мира и тем самым лишенного возможности внешнего влияния соседних государств. Во-вторых, данное государство не имеет аналога ни в прошлом, ни в настоящем - это результат рационального исправления реальности, противостоящей ее нерациональности и непредсказуемости. В-третьих, равенство граждан идеального государства во всем, начиная от предметов быта и одежды, заканчивая образованием, правами и обязанностями.
Книга Мора была впервые напечатана на итальянском языке в переводе Ортензио Ландо в 1551 г.
На издавшего этот перевод Антона Франческо Дони книга произвела сильное впечатление, и в 1552-1553 гг. в Венеции выходит его собственное сочинение «Миры небесные, земные и адские». Эта книга замечательна тем, что является одновременно и утопией, и антиутопией, одновременно проектом идеального рационально устроенного государства и его критикой.
Как правило, автор сочиняет утопию или антиутопию, Дони показывает взгляд на идеальное государство с разных сторон. Главные герои «Миров» - Мудрый академик и Безумный академик, или просто Мудрец и Безумец. Мудрец рассказывает сон о том, как они с Безумцем побывали в совершенном городе, а Безумец задает ему вопросы. Мир, о котором идет речь, может быть назван и Мудрым и Безумным. Как Мудрец и Безумец - это, по сути, взаимозаменяемые характеристики, ибо в мудрости может присутствовать глупость, а в безумии можно обнаружить мудрость, то и Мудрый мир и Безумный мир - это один и тот же мир, по-разному себя проявляющий. Все зависит от того, как его воспринимать. С одной стороны, он рационально устроен, ибо все то, что является источником раздоров и противоречий, а также различий между людьми, в нем отсутствует. Здесь нет денег, торговли, богатых и бедных, азартных игр, мер и весов, государственной власти, религии, оружия, войн, пьянства, обжорства и других пороков, семьи, любви и т. д. Каждая сельская местность выращивает один продукт, на каждой стороне из ста улиц, звездообразно расходящихся из центра города, занимаются одним ремеслом; в каждом из возрастов носят одежду одного цвета, и во всех возрастах у всех граждан покрой одежды один и тот же. Социальное равновесие во всем.
С другой стороны, в этом мире невозможно жить, потому что он лишен той полноты жизни, которая возможна только при многообразии проявлений человеческой натуры, притом что делает человека человеком. Поэтому этот мир безумен. Здесь нет свободы, а только дисциплина и единообразие во всем. В реальности все подвижно и противоречиво, в идеальном мире все неподвижно и, по сути, мертво.
Дони задолго до расцвета жанра антиутопии, который приходится на ХХ век, подверг критике утопию и показал ее слабые стороны. Он показывает, что прекраснодушные мечты не всегда оборачиваются благом для людей.
Впрочем, для Томмазо Кампанеллы(1568-1639), итальянского философа, теолога, идеальное государство не имеет недостатков: если оно будет построено, то наверняка сделает людей счастливыми.
Свой труд «Город Солнца» Кампанелла написал в тюрьме, куда был посажен на 27 лет за разработку плана восстания против испанских властей. В заключении он активно занимался литературной деятельностью. «Город Солнца» был написан в 1602 г., а издан в 1623-м во Франкфурте на латинском языке, в качестве приложения к «Политике» - третьей части «Реальной философии».
В произведении Кампанеллы отчетливо прослеживается влияние «Государства» Платона и «Утопии» Т. Мора. В городе Солнца нет частной собственности, и жители этого города - солярии - являются «одновременно богатыми и вместе с тем бедными: богатыми - потому, что у них есть все, бедными - потому, что у них нет никакой собственности, и поэтому не они служат вещам, а вещи служат им»[14]. Все жители города работают каждый день по четыре часа. Жизнь соляриев строго регламентирована и расписан не только труд, но и обучение, и досуг. Результаты труда являются собственностью всего общества и распределяются равномерно между его членами. Дети после рождения забираются у родителей и воспитываются в специальных школах, где их обучают в том числе обычаям и порядкам города.
Во главе города стоит Метафизик - выбранный пожизненный правитель, владеющий всеми знаниями и всеми профессиями. При Метафизике имеются соправители - Мощь, Мудрость и Любовь, которые, в свою очередь, назначают правителей всех остальных уровней. Интересно, что в отличие от Т Мора для Кампанеллы религия играет важную роль в государстве. В центре города находится храм, при котором служат 12 жрецов - астрологов, которые изучают влияние звезд на дела человека и, согласно полученным
данным, регламентируют все сферы жизни человека. Метафизик и его соправители проводят богослужения и исповедают граждан. Кампанелла убежден в том, что должно быть духовное единение всех граждан, а уже на нем основываются право, наука и техника. Общность душ, единство устремлений всех соляриев создается и сохраняется благодаря «основанной на науке религии, которая есть душа политики и защита естественного закона»[15].
Итак, социально-политическая мысль эпохи Возрождения носит неоднозначный характер. Реакция на социальные и экономические изменения в обществе, очевидность социальной несправедливости и интерес к личности человека в результате смещения внимания от Бога к человеку и, как следствие, развитие индивидуализма привели к формированию политических взглядов реалистической и идеалистической направленности. Примером реализма в социально-политической сфере является теория Н. Макиавелли, который изучал реальные отношения между правителем и подданными в реальном государстве и вывел ряд правил, которыми должен руководствоваться государь для удержания власти и для обеспечения стабильности государства. Идеалистическое направление явлено, в частности, работами представителей утопического социализма, такими как Т. Мор, Т. Кампанелла и отчасти А. Дони, который сочетал в своих взглядах утопизм и антиутопизм. Утопические социалисты создавали образ государства, аналогов которому нет ни в прошлом, ни в настоящем. Источником всех бед они считали семью и частную собственность, упразднение которых приведет к социальной справедливости. По их мнению, счастливым человека может сделать равенство во всем, коллективизм и тотальная организация труда, образования и досуга. Счастливая дисциплина заменяет счастливую свободу.
3.3.