<<
>>

Реформация и Контрреформация

Эпоха Ренессанса ознаменовалась изменениями в разных сфе­рах жизни. Причем в странах, затронутых процессами, связанными с данной эпохой, особое внимание уделялось какой-либо одной об­ласти.

В Италии это искусство, в Англии - политика, в Германии - религия. Именно с Германией связано движение религиозного харак­тера, получившее впоследствии название «Реформация». У истоков Реформации лежат идеи Мартина Лютера(1483-1546), Ульриха Цвингли(1484-1531) и Жана Кальвина(1509-1564).

Начало Реформации положил Мартин Лютер, опубликовав свои знаменитые «95 тезисов» в 1517 г. Предпосылками протестного движения против католической церкви являлись распространение идей гуманизма, рост самосознания человека на почве формиро­вания индивидуализма, зарождение и укрепление класса буржуа­зии, кризис феодальных отношений, укрепление европейских госу­дарств и формирование национального сознания. Однако главной причиной, безусловно, является кризис католической церкви, ко­торый, в частности, выразился в продаже индульгенций (документ об освобождении от грехов). Лютер выступает против посредниче­ства церкви между Богом и человеком. Спасение возможно, толь­ко следуя принципу sola fide, sola gratia et sola Scriptura(только верой, только благодатью и только Писанием). Кроме того, обря­ды должны быть понятны простым людям, и Библия должна быть доступна для чтения на родном языке. Сам Лютер осуществил пе­ревод главной книги христианства на немецкий язык.

Жизнь человека предопределена Богом, и человек не может ничего в ней изменить. Человек совершает добрые дела и грешит по необходимости, основу которой составляет воля Бога. От чело­века не зависит, спасется он или нет. Зато это зависит от Бога. Как в такой ситуации возможна надежда на спасение, которое является целью жизни человека? Надежда на спасение возможна, утвержда­ет Лютер. Спасения невозможно достичь посредством принад­лежности к церкви, однако его можно обрести посредством горя­

чей, искренней и не рассуждающей веры.

Вера, согласно Лютеру, является основой непосредственного, личного общения человека с Богом. Вера помогает познать сущность милости Бога и обре­сти надежду на спасение. Кто верит, тот уже наделен Благодатью. Вера также помогает принять как должное те нравственные уста­новления, которые содержит Библия.

Не зная то, что предопределено Богом, человек тем не ме­нее может по некоторым знакам уловить намерение Бога от­носительно его избранности. Кроме того что Бог своей волей направляет человека по пути греха или добродетели, Он еще пре­допределяет каждого человека к конкретному виду деятельно­сти. Долг человека заключается в усердном и добросовестном исполнении своих каждодневных обязанностей. В этом состо­ит служение человека Богу. Любая деятельность, если она осу­ществляется во славу Бога и согласно предназначению человека, угодна Богу. «Труды монахов и священников, какими бы тяжки­ми и святыми они ни были, ни на йоту не отличаются в глазах Бога от трудов крестьянина в поле или женщины, работающей по хозяйству». Знаком избранности и Божественной благода­ти является успех в том виде деятельности, которым занимает­ся человек. Причем Лютер подчеркивает момент бескорыстно­сти в деятельности человека, которую он осуществляет прежде всего во имя служения Богу и на благо ближним. Сознательное стремление исключительно к материальной выгоде является признаком отсутствия благодати. Тот, кто достиг материально­го благосостояния, не стремился к нему как к таковому, он до­бросовестно исполнял волю Бога как свой долг и поэтому по­лучил воздаяние за свои труды.

Следствием развития протестантизма стало укрепление капи­талистических отношений и реформы, которые вынуждены были осуществить представители католической церкви для поддержа­ния ее жизнеспособности. Что касается капитализма, то экономи­ческий рационализм, который, в частности, предполагает накопле­ние капитала и вложение его в развитие производства, избегая при

этом излишней роскоши и необдуманных трат, свойственных ему, очень хорошо сочетается с протестантской этикой[16].

Распространение идей Реформации породило противополож­ное движение - Контрреформацию, направленную на возвращение престижа католической церкви. Ранее было сказано о том, что кри­зис католической церкви, ее оторванность от народа стали главной причиной для формирования Реформации. Для того чтобы успеш­но противостоять деятельности Лютера и его приверженцев, не­обходимо было внутреннее обновление католической церкви со­гласно духу времени.

Началом Контрреформации можно считать отлучение папой Львом Х М. Лютера от церкви в 1520 г. Следующим важным со­бытием Контрреформации стало проведение Тридентского собора 15 марта 1545 г. и принятие ряда положений, касающихся рефор­мирования католической церкви. Во-первых, был введен запрет на торговлю индульгенциями, на торговлю церковными должно­стями. Во-вторых, было закреплено верховенство власти папства. В-третьих, было решено создавать духовные семинарии, где об­разование должно было соответствовать духу обновленного като­лицизма. В-четвертых, подтверждалась непоколебимость церков­ных иерархии, таинств и традиций.

Помимо всего прочего, были созданы новые монашеские ор­дена. Например, орден капуцинов, который выделился из ордена францисканцев и проповедовал возвращение к строгим нормам устава святого Франциска. Кроме того, в рамках ордена кармели­тов сформировался орден босых кармелитов, для которых идеалом были аскетический образ жизни и бедность. Одним из самых зна­менитых орденов стал орден иезуитов во главе с Игнасио Лойолой. Иезуиты активно занимались наукой, образованием и миссионерской деятельностью. Представители данного ордена не жили в монасты­рях, их главной задачей являлось распространение идей католиче-

ской церкви прежде всего посредством образования и проповеди. В школах иезуитов царила жесткая дисциплина и беспрекословное подчинение младших старшим, особое внимание уделялось рели­гии. Все эти изменения способствовали повышению престижа ка­толической церкви, но не были способны остановить процесс се­куляризации, который представляет собой снижение роли религии в жизни общества и переход к светской модели устройства обще­ства на основе правовых внерелигиозных норм.

Противостояние католиков и протестантов вылилось в Тридцатилетнюю войну, са­мую длительную и кровопролитную войну на религиозной почве.

Реформация и Контрреформация являются отражением тех из­менений, которые происходят в эпоху Ренессанса, и служат пред­посылкой для формирования философии Нового времени.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите основные черты эпохи Возрождения.

2. Дайте определение понятию «гуманизм».

3. В чем заключается особенность ренессансной натурфило­софии?

4. Какой смысл вкладывает Н. Кузанский в понятие «ученое незнание»?

5. Как раскрывает понятие «душа» Фичино?

6. Как соотносится этика и политика в произведении Н. Макиа­велли «Государь»?

7. Почему жанр утопии получает широкое распространение в эпоху Возрождения?

8. В чем своеобразие утопических идей Антона Франческо Дони?

9. Каковы предпосылки формирования движения Реформации?

10. Назовите основных представителей Реформации.

11. К каким последствиям привела Реформация?

12. В чем заключается суть движения Контрреформации?

<< | >>
Источник: Философия: учеб. пособие / Л. В. Балтовский, Е. П. Гурьев, С. Ю. Каргапольцев [и др.]. - СПб.: СПбГАСУ,2019. - 211 с.. 2019

Еще по теме Реформация и Контрреформация: