<<
>>

18. [ДВЕ БЕСЕДЫ УДДАЛАКИ СО СВОИМ СЫНОМ]

  Чхандогья-упанишада, VI, 1—16
[О ЕДИНСТВЕ СУЩЕГО]
1,1. Ом[109]. Шветакету был внуком Аруны. И сказал ему отец[110]: «Шветакету, изучай веды, ибо никого нет из нашей семьи, дорогой мой, кто был бы несведущим, кто был бы брахманом лишь по происхождению».
    1. Начав учение в двенадцать лет, он в двадцать четыре года, изучив все веды, вернулся домой высокомерный, почитающий себя сведущим, горделивый.
      И сказал ему отец: «Ты высокомерен, Шветакету, ты почитаешь себя сведущим, ты горделив, но спрашивал ли ты о поучении,
    2. благодаря которому слышится неслышанное, мыслится немысленное, познается непознанное?» — «Каково, господин, это поучение?»
    3. «Как по одному комку глины, дорогой мой, познаются все вещи, сделанные из глины; [их] наименования— это [лишь] обороты речи, видоизменения, истина же в глине;
    4. Как по одному шарику меди, дорогой мой, познаются все вещи, сделанные из меди; [их] наименования— это [лишь] обороты речи, видоизменения, истина же в меди;
    5. Как по ножницам для ногтей, дорогой мой, познаются все вещи, сделанные из железа; [их] наимено- вания — это [лишь] обороты речи, видоизменения, истина же в железе — таково же, дорогой мой, это поучение».

7. «Поистине этого не знали почтенные мужи, ибо, если бы они знали это, неужели не поведали бы этого? Расскажи мне об этом, господин!» — «Хорошо, дорогой мой», — сказал он.
[О ПЕРВОНАЧАЛЕ СУЩЕГО]
2, 1. «Лишь сущим, дорогой мой, было вначале это[111], лишь одним, без [чего-то] второго. Некоторые говорят: не-сущим было вначале это, лишь одним, без [чего-то] второго. Из не-сущего возникло сущее.
      1. Но откуда, дорогой мой, могло произойти это [112]? — спросил он. — Как из не-сущего могло возникнуть сущее? Скорее лишь сущим было это вначале, лишь одним, без [чего-то] второго.
      2. Оно размышляло: «Пусть я стану многим, пусть я размножусь». Оно породило жар. Этот жар размышлял: «Пусть я стану многим, пусть я размножусь». Оно породило воды. Поэтому, когда человек печалится [113] или потеет, из жара поистине рождаются воды.
      3. Эти воды размышляли: «Пусть мы станем многим, пусть мы размножимся». Они породили пищу. Поэтому там, где идут дожди, бывает обильная пища. Поистине из воды рождается пища.

[О ТРЕХ ВИДАХ ПРОИСХОЖДЕНИЯ]
3, 1. Поистине имеется три [вида] происхождения существ: одни рождаются из яйца, другие — от живого [существа], третьи — из ростка.
2. Это божество[114] размышляло: «Пусть я войду в эти три божества[115] с помощью этого живого атмана, умножив имена и облики.
        1. Пусть каждое из них трех сделаю я тройным». Это божество вошло в эти три божества с помощью этого живого атмана, умножив имена и облики.
        2. Каждое из этих трех оно сделало тройным. Узнай, дорогой мой, от меня, как становится тройным каждое [из них].
Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
<< | >>
Источник: В. В. БРОДОВ. Древнеиндийская философия. Начальный период. «Мысль» Москва-1963. 1963

Еще по теме 18. [ДВЕ БЕСЕДЫ УДДАЛАКИ СО СВОИМ СЫНОМ]:

  1. 18. [ДВЕ БЕСЕДЫ УДДАЛАКИ СО СВОИМ СЫНОМ]
  2. НАЧАЛО ФИЛОСОФИИ В КИТАЕ
  3. 1.В НАЧАЛЕ…