<<
>>

5. [О ПРОИСХОЖДЕНИИ БОГОВ]

  Ригведа, X, 72
        1. Тому, кто увидит [богов] в грядущем веке[14], Мы с радостью повествуем теперь о

происхождении богов.
        1. Брахманаспати выковал их, подобно кузнецу, В раннем веке богов.
        2. В первом веке богов из не-сущего возникло

сущее.
Затем возникло пространство мира, оно
[возникло] из прародительницы.
        1. Земля возникла из прародительницы. Из земли возникло пространство мира,

Из Адити возник Дакша, из Дакши — Адити.
        1. Ведь Адити возникла, о Дакша,

она твоя дочь. Затем возникли боги, благие спутники
бессмертия.
        1. Когда, о боги, вы стояли, крепко держась

[друг за друга] в изначальном море, От вас, как от плящущих, поднялась густая пыль.
        1. Когда, о боги, вы, изнуряя себя, приумножали

миры,
Вынесли вы скрытое в море солнце.
        1. Восемь сыновей Адити рождены из [ее] чрева. Вознеслась она к богам, с семерыми [сыновьями], Мартанду она отвергла.
        2. С семью сыновьями вознеслась Адити в ранний

век,
Для рождения и умирания вновь привела [она]
Мартанду.
6. [ГИМН ПУРУШЕ]
Ригведа, X, 90
          1. Тысячеглавый, тысячеглазый и тысяченогий

пуруша.
Он закрыл собою всю землю и [еще] возвышался
над ней на десять пальцев.
          1. Пуруша — это все, что стало и станет.

Он властвует над бессмертием, [над всем], что
растет благодаря пище.
          1. Огромно его величие, но еще огромнее [сам]

пуруша.
Четвертая часть его — все сущее, три [другие]
части — бессмертное в небе.
          1. На три четверти вознесся пуруша в вышину,

четвертая часть его осталась [здесь].
Отсюда [он] распростерся на тех, кто ест
и кто не ест.
          1. От него родилась Вирадж, а за ней пуруша. Родившись, он распростерся на запад и

на восток.
          1. Боги, совершая жертвоприношение, приносили

пурушу в жертву, Весна была его жертвенным маслом, лето —
дровами, [а] осень — [самой] жертвой.
          1. Этого перворожденного пурушу освятили как

жертву на жертвенной траве, Им приносили жертвы боги, [те], кто были
садхьи и риши[15].
          1. Из него, принесенного в жертву, было получено

жертвенное масло, [Его] обратили в те существа, которые [обитают] в воздухе, в лесу и селениях.
          1. От него, принесенного в жертву, возникли

риги и саманы, Стихотворные размеры возникли от него,
яджусы [16] от него возникли.
          1. От него возникли лошади и [другие животные]

с верхними и нижними зубами. Коровы возникли от него, от него возникли
козы и овцы.
          1. Когда разделили пурушу, на сколько частей

он был разделен? Чем стали уста его, чем руки, чем бедра, ноги?
          1. Брахманом стали его уста, руки — кшатрием, Его бедра стали вайшьей, из ног возник шудра.
          2. Луна родилась из мысли, из глаз возникло

солнце.
Из уст — Индра и Агни, из дыхания возник
ветер.
          1. Из пупа возникло воздушное пространство,

из головы возникло небо. Из ног — земля, страны света — из слуха.
Так распределились миры.
          1. Вокруг него положили семь поленьев, трижды

семь поленьев было приготовлено, Когда боги, совершая жертвоприношение,
связывали пурушу, [как вяжут] жертвенное
животное.
          1. Жертвой совершали боги жертвоприношение;

эти дхармы были первыми. И им, могущественным, досталось небо, где
первые боги — садхьи.
 
Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
<< | >>
Источник: В. В. БРОДОВ. Древнеиндийская философия. Начальный период. «Мысль» Москва-1963. 1963

Еще по теме 5. [О ПРОИСХОЖДЕНИИ БОГОВ]:

  1.   СУЖДЕНИЯ ДИОГЕНА ЛАЭРЦИЯ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ И О ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЦЕЛОМ  
  2. 5. [О ПРОИСХОЖДЕНИИ БОГОВ]
  3.   ИССЛЕДОВАНИЕ О ПРОИСХОЖДЕНИИ МОРАЛЬНОЙ ДОБРОДЕТЕЛИ  
  4. ИССЛЕДОВАНИЕ О ПРОИСХОЖДЕНИИ МОРАЛЬНОЙ ДОБРОДЕТЕЛИ  
  5. суждения диогена лаэрция о происхождении греческой философии и о греческой философии в целом
  6. А. Детали происхождения
  7. А. Основы происхождения
  8. ПРИРОДЕ БОГОВ КНИГА ПЕРВАЯ
  9. § 36. Происхождение всего существующего от Бога чрез творение.
  10. § 48. Сущность и смысл Моисеева сказания о происхождении первых людей