<<
>>

Псковское летописание

. Во второй половине XIII – начале XIV в. Псков переживает период политического и экономического подъема, что способствует зарождению здесь местного летописания. Книжная культура Пскова к этому времени стояла на достаточно высоком уровне.
Прежде всего, давала себя знать тесная связь Пскова с Новгородом. Соседство с Великим княжеством Литовским, в состав которого в это время входили многие западнорусские княжества (в том числе Украина и Белоруссия), способствовало проникновению в Псков памятников Киевской Руси и Галицко Волынского княжества. Писец псковского Пантелеймонова монастыря Домид, переписывая в 1307 г. «Апостол», сделал в конце книги запись о современных ему княжеских распрях, приведя в ней, слегка изменив, цитату о княжеских усобицах из «Слова о полку Игореве».[ ] Приписка Домида не случайна: псковские писцы часто делали на переписываемых книгах приписки от себя. Это было специфической чертой псковской книжности. А. Д. Седельников, характеризуя эту особенность псковских рукописей, писал: «Переписывая богослужебную книгу, пскович не стесняется заявлять тут же на полях о чем угодно pro domo sua: о перерыве работы для ужина, о том, что одолела короста и нужно сходить в баню, „полести мыт ся“, или что надо „поехати пит в Зряковици“ (подгородное псковское селение), или же что „родиша свиния порошата на память Варвары“».[ ] Эти специфические черты псковской письменности: связь с новгородской литературой, знакомство с южно– и западнорусскими литературами и литовской книжностью, своеобразный демократизм и интерес к повседневным обыденным явлениям жизни – определили особенности построения и стиля псковских летописей.[ ]

Летописная работа в Пскове велась при церкви св. Троицы, патрональном храме Пскова и центре, где хранились все важнейшие документы города и частных лиц в так называемом ларе. Летописание носило официальный характер.[ ] При составлении летописных записей использовались документы, реляции. Это придавало псковской летописи деловой, практический характер. Одной из типических черт псковской летописи является ее своеобразная светскость: в ее содержании и стиле церковно религиозные мотивы занимают мало места. Псковская летопись в основном состоит из лаконичных записей официально документального характера (типа «В лето 6811 (1303). Бысть зима тепла без снега, и бысть хлеб дорог велми. Того же лета Избореск поставлен бысть на новом месте»).[ ] На фоне такого рода записей выделяются более подробные по содержанию, обширные описания военных столкновений Пскова со своими внешними врагами.

Общий протограф дошедших до нас псковских летописных сводов датируется А. Н. Насоновым сравнительно поздним временем – 50 ми – началом 60 х гг. XV в. Составителем псковской летописи были использованы материалы новгородских летописей, ряд литовских, смоленских и полоцких известий.

<< | >>
Источник: Д. С. Лихачев , Г. П. Макогоненко, Ю. К. Бегунов. История русской литературы в четырех томахТом первый. Древнерусская литература. Литература XVIII века. 1980

Еще по теме Псковское летописание:

  1. 4. «Слово о полку Игореве»
  2. 1. Общая характеристика
  3. Псковское летописание
  4. Тверское летописание
  5. 2. Летописи. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина
  6. 1. Общая характеристика
  7. 3. Историческое повествование
  8. Степенная книга .
  9. Примечания
  10. Историографический взгляд на фонд Уваровых
  11. Лекция 2. Исторические знания с древнейших времён до середины XVII века.
  12. ЛИТЕРАТУРА
  13. Введение
  14. Структура церковной организации Новгородской республики
  15. Место архиепископской кафедры во властных структурах Новгорода
  16. Начало правления Евфимия II
  17. Идеологические основы «культурного возрождения» в Новгороде в середине XV в.