<<
>>

В летописании XI—XII вв.

В летописании XI—XII вв. содержатся многочисленные известия о крестоцелованиях, подтверждающих заключение мира, договор о разделе земель, отказ от мести, вокняжение ит. д.75 Целованию креста придавалось особое значение, поскольку нарушение договора должно было навлечь кару божественной силы: «...крестомь бо побежени бывають силы бесовьс-кыя, крестъ бо князем в бранех пособить, въ бранех крестомъ согра-жаеми вернии людье побежають супостаты противныя, крестъ бо вскоре избавляеть от напастии призывающим его с верою»16.

В политической идеологии Древней Руси крест выступает универсальным средством, способным и спасти, и наказать.

Этим объясняется тот факт, что Володарь и Василько вышли навстречу Святополку именно с тем крестом, целование на котором преступил Святополк77. Как полагает В.М. Рычка, крестоцелование как символ скрепления междукняжеских договоров отражает особый статус князя, ответственного в своих действиях только перед Богом и сородичами, но не перед законом и людьми 78. Сознательно оставляя в стороне дискуссионный вопрос об ответственности, акцентируем внимание на удостоверительной функции крестоце-лования. Сама процедура заключения договора не могла считаться завершенной, если не заканчивалась принесением клятвы на кресте. Это означает, что религиозная церемония крестоцелования являлась в Древней Руси политической и правовой нормой, так как без нее договор не обретал юридическую силу.

Подводя итоги исследованию нормативной основы политической системы Древней Руси, следует отметить, что все рассмотренные выше политические принципы и нормы, а также обычаи и традиции не являются исчерпывающими, но представляют достаточно яркий пример того, как религиозные, моральные, традиционные нормы могут получать статус политических.

2. Источники права. Дретнет Руси и проблема правовой регрпиии

С самого начала формирования политико-правовой системы Древней Руси все традиционно выделяемые источники права — правовой обычай, судебный прецедент, договор и нормативно-правовой акт — имели важное значение.

Несмотря на обширную литературу, остается открытым вопрос об их соотношении и взаимодействии, о роли каждого источника в процессе генезиса политико-правовой системы Древней Руси.

Следует заметить, что историки и юристы не вполне идентично понимают природу обычного права. В отличие от большинства юристов, которые утверждают, что право не может возникнуть раньше государства, многие историки и этнографы зарождение обычного права относят к эпохе развитого племенного строя 79. Так, в понимании В.В. Мавродина, А.А. Зимина, И.Я. Фроянова, Я.Н. Щапова, обычное право возникает раньше, чем Древнерусское государство. Последний из названных исследователей пишет: «Очевидно, само "вживание" церковного суда в жизнь древнерусского общества на первых порах было возможно только при условии сохранения традиционных норм местной жизни... Естественно, что древнерусское право этого последнего этапа переходной эпохи от первобытного строя к феодальному нашло мощную поддержку со стороны византийской традиции»80.

Теоретики и историки права, придерживающиеся узконормативной его трактовки, спешат ответить, что «законодательная деятельность присуща только государству. Правовые нормы создаются и отменяются в результате особого рода государственной деятельности»81. Действительно, политическая власть накладывает значительный отпечаток на природу права, особеннона ранней стадии развития политико-правовой системы.

<< | >>
Источник: Фалалеева И.Н.. Политико-правовая система Древней Руси IX—XI вв. — Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета,2003. — 164 с.. 2003

Еще по теме В летописании XI—XII вв.:

  1. В летописании XI—XII вв.
  2. 1. Нормативная основа политической системы Древней Руси
  3. Своеобразие исторического пути русской литературыX – первой четверти XVIII века
  4. 3. Древнейшее летописание. Повесть временных лет
  5. Повесть временных лет
  6. 1. Общая характеристика
  7. 2. Летописание XII – первой трети XIII века
  8. Летописание Новгорода
  9. ВВЕДЕНИЕ
  10. Примечания
  11. Очерк 1. Восприятие славянского расселения в Восточной Европе и межэтнических противоречий в Повести временных лет: к вопросу об этническом самосознании и особенностях фольклорной и книжной традиции в Древней Руси
  12. Примечания
  13. Примечания
  14. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА. СОКРАЩЕНИЯ
  15. Берестяные грамоты во времени и пространстве
  16. Глава 1. Польша и поляки в русской исторической традиции до начала XIX века
- Авторское право России - Аграрное право России - Адвокатура - Административное право России - Административный процесс России - Арбитражный процесс России - Банковское право России - Вещное право России - Гражданский процесс России - Гражданское право России - Договорное право России - Европейское право - Жилищное право России - Земельное право России - Избирательное право России - Инвестиционное право России - Информационное право России - Исполнительное производство России - История государства и права России - Конкурсное право России - Конституционное право России - Корпоративное право России - Медицинское право России - Международное право - Муниципальное право России - Нотариат РФ - Парламентское право России - Право собственности России - Право социального обеспечения России - Правоведение, основы права - Правоохранительные органы - Предпринимательское право - Прокурорский надзор России - Семейное право России - Социальное право России - Страховое право России - Судебная экспертиза - Таможенное право России - Трудовое право России - Уголовно-исполнительное право России - Уголовное право России - Уголовный процесс России - Финансовое право России - Экологическое право России - Ювенальное право России -