СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ ГРЕЧЕСКИХ ГРАЖДАН:
1) Среди важнейших ценностей был земледельческий труд. Собственный труд на собственной земле считался добродетелью гражданина. Он считался чуть ли не единственным подобающим гражданину занятием.
Труд на своей земле – не просто источник существования, это лучший способ самореализации человек в представлении греков. Например, в беотийских полисах, если человек 4 года занимался только ремеслом, а не земледелием, он лишался гражданских прав. Богатства на земле считались божественными дарами, и труд на земле не должен был быть источником больших прибылей. Вообще, в Греции стремление к богатству осуждалось. Для греческого гражданина занятие с/х. – лучший способ, который позволяет греку жить в мировой гармонии.2) Следующий момент. Греческие граждане имели долю в общеполисных доходах. Это привело к тому, что одной из важнейших черт полисных ценностей явилась полисная солидарность. Она была правом, и обязанностью граждан.
3) Граждане полисов в массовом порядке ставили интересы полисов выше своих личных (или семейных) интересов. Наверное, они просто не разделяли личные и семейные интересы с интересами полиса. Даже литургии – тяжелые материальные повинности – воспринимались как почетная обязанность. Полисная солидарность не противоречила представлению о том, что личность каждого гражданина самоценна.
4) По мере развития культуры греков возникло представление, что представление о единстве социально-экономической и политической организации греков. Это единство было осознано как единство греков против варваров. Греки стали считать всех кроме себя варварами: они полагали, что их политическая организация принципиально отличается от той, которую имели для себя другие народы. Представление о единстве греческого мира подкреплялось ростом почитания общегреческих богов и святынь. И, даже когда полисы воевали между собой как разные государства, территория общегреческих храмов богов оставалась священной.
В общегреческих центрах (Дельфы, Олимпия) устраивались панегирии – собрания греков разных полисов, сопровождавшиеся общегреческими играми и состязаниями. Также устраивались амфиктионии – союзы греческих полисов, соседних с каким-либо крупным или почитаемым храмом. Они делались для защиты от врагов. Самая известная – в Олимпии у храма Зевса стали раз в 4 года проводить Игры. С VIII века Олимпийские игры стали общегреческими для метрополий. С VII века игры открылись и для колоний. Игры по началу были спортивными состязаниями, но потом стали знаменовать превосходство греков над варварами.5) На основе греческого единства сформировалось представление о преимуществе греческого политического строя и превосходстве греков над н6егрекамив военном и физическом отношении.
6) В представлении греков в восточных империях царило поголовное рабство. Почему греки считали так? Попасть под царскую власть для грека означало иметь над собой господина, то бишь попасть в рабство. Аристотель говорил: «Всякий, кто живет под царской властью, – раб по своей природе. Варвар – раб по природе, он рожден под царской властью». Потому для греков было не зазорно использовать выходцев с ДВ как рабов.
8) Краеугольное понятие греческой полисной идеологии – жэлевтерия (свобода) – отсутствие всякого господства над собой. Истинно свободным мог быть только тот, кто экономически независим. Греки не были в мировой истории первыми, кто не имел над собой господина. Греки были первыми, кто осознал свою свободу. Гражданин полиса не только осознавал и ощущал себя свободным, но и считал всякого несвободного рабом. Понятие свободы греки относили еще и к полису. Свобода полиса – его автономия, право жить по своим законам. Если для идеологии ДВ государств была характерна идеализация господина, культ собственной несвободы, то для греческого мира был характерен культ свободы и гражданских прав.
9) Реализовать свои права грек мог только при наличии досуга. Потому для греков было важно представление о необходимости досуга.
Досуг для греков означал свободное время для интеллектуальных занятий и для физического совершенствования. И условия жизни были благоприятны, чтобы человек развивал творческие способности. И следствием интеллектуальной жизни стал расцвет философии, науки, искусства.10) Противопоставление сакрального (священного) и профанного (светского). Полис – не только политический, но и религиозный феномен. В полисе религия не имела никаких священных текстов, божественного откровения, духовенства, церковной организации. Государство и религия, по сути, совпадали в греческом полисе. Вся территория полиса была священной. Но каким образом сакральное пространство обеспечивалось? Было несколько священных центров. Исследователи выделяют два.
А) Центральный – на акрополе;
Б) Крупное святилище в хоре.
При этом, степень сакральности внутри полиса даже на Акрополе была различна. В Афинах наиболее священными местами был храм Эрейхтейон. Второе место – агора. И сакральный характер пространства выражался для агоры в том, что вход в нее маркировался специальными камнями. И люди, считавшиеся оскверненными в религиозном плане, не впускались в религиозное пространство агоры. В пределах полиса не разрешалось хоронить умерших. Мы говорим, что существовали уровни сакральности в пространстве греческих полисов, при том, что весь полис был сакрализованным пространством. И, говоря о сакрализацрии греческого полиса и о храмах как о ключевых ее очагах, мы должны сказать, что храм понимался греками как олицетворение полисного духа, полисного единства и солидарности. Такое трепетное отношение греков к своему храму не было связано с религиозной экзальтацией.
16.03