<<
>>

1. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

Еще совсем недавно считалось, что природа является е- исчерпаемым источником богатства, что сила человеческого у а проявляется в способности присваивать это богатство в как можно большом объеме и как можно более эффектив о.
Од а- ко это положение уже считается устаревшим. В настоящее вре я преобладает точка зрения, согласно которой природа и еет е только ограниченные ресурсы (а некоторые природ ые ресурсы являются не только ограниченными, но и невозоб ови ыми), но и в самой природе происходит нарушение экологического равновесия. Причем нарушение экологического рав ове- сия происходит таким способом и в таких масштабах, что о- жет поставить и ставит под угрозу «экологический порядок а планете Земля, которая является колыбелью человеческой и- вилизации». Считается, что нарушение экологического рав о- весия в одних частях природы не может не оказывать влия ие на ее другие части. В контексте такого подхода требуется овое осмысление общественного развития и усиление ответстве о-сти отдельных людей и общественно-политических орга ов за сохранение окружающей среды.

Новое осмысление развития основывается на соз а ии ограниченности природных ресурсов и необходи ости усиления ответственности общества за сохранение экологического равновесия в рамках, которые не ставят под угрозу существование жизни на Земле. Оно исходит из понимания ира, который характеризуется органическими, комплексны и и ди а ичес- кими взаимоотношениями, чьи части, на основе своей орга и- зации «больше суммы их частей» (S. Sterling). В то же вре я о- вое осмысление развития указывает на то, что эко о ический рост, обусловленный использованием интенсивной тех ологии

и чрез ер ой эксплуатацией природы, является глав ы фак- торо деградации природ ой среды. Новое ос ысле ие развития подчеркивает необходи ость отказа от поисков альтер а- тивных способов развития, которые ведут к деградации природной среды.

Для разработки альтернативных способов развития, которые не будут приводить к деградации природной среды, еоб- ходимо обладать знаниями о влиянии отдельных видов деятельности на природную среду.

Эти знания должны быть положе ы в основу общественных акций, цель которых не только предотвращение загрязнения окружающей природной среды, о и уменьшение уже допущенного загрязнения.

В программах развития, которые охватывают культуру, традиции, международную солидарность, особое значение приобретает моральное воспитание. Ни одна «высшая» цивилизация не сможет исторически самореализоваться, если субъект (человек) не действует как ее подлинная энергия. А это происходит в том случае, если общественно-значимые решения и реакции носят для него в недопустимой мере временный, противоречивый и несогласованный характер. Ни одна «высшая» цивилизация не сможет самореализоваться, если действия человека будут носить главным образом краткосрочный, преи уществе о локальный характер, и будут иметь крайне низкую эффективность при решении важных альтернативных и новых пробле жизни и прогресса.

Программы развития, которые основываются на ауч ых знаниях об экологических проблемах в современно обществе, приводят не к деградации природной среды, а к устра е ию существующих форм загрязнения. Наряду с научны и за ия- ми такие программы развития основываются на этических ор- мах. В этом смысле при поисках альтернативных гу анистичес- ких принципов следует преодолевать разрыв между зна ие и моралью, наукой и этикой. При преодолении разрыва ежду наукой и этикой можно придерживаться точки зрения: е существует негативной науки или науки, противоречащей и те- ресам людей. Зло проистекает из злоупотребления зна ия и, когда они используются в интересах войны и разруше ия или когда знания используются исключительно в интересах достижения экономических целей (Ф. Майор).

Уче ый как икто другой е ожет избежать ораль ой ответстве ости за свою деятель ость в той ере, в какой н мо знать о по лед твия .

Перед учеными стоят три группы проблем. Во-первых, следует ли разрешать использование результата научных исследований или проектировать производственные процессы, если это приведет к полному использованию нескольки и поколе ия- ми всех ресурсов, которые были созданы в течение биллио а лет и которые будут необходимыми для жизни будущих поколений.

Во-вторыш, следует ли использовать научные з а ия только для эффективного и рентабельного производства товаров с красивым внешним видом и кратким сроко действия; товаров, которые радуют взгляд и в то же время причи яют вред здоровью; товаров, которые занимают потребителя, о в то же время могут и оглуплять его.

В-третьих, морально ли использовать научные з а ия для производства вооружений, которые могут привести к разрушениям с непредвиденными последствиями.

Ответ ученых на эти и на многие другие диле ы в связи с отношением к окружающей среде можно найти и в оральных нормах. А это означает, что необходимо создавать овые моральные ценности, которые соответствовали бы овой экологической ситуации и общественной потребности в защите окружающей среды от деградации.

Изменения в окружающей среде, стремление к осуществлению изменений в ней и прежде всего изменения, которые указывают на деградацию окружающей среды, приводят к о- вым знаниям об этих явлениях.

А поскольку экологические проблемы, т. е. загрязнение окружающей среды (ее охра а) ста о- вятся глобальной проблемой, то и эти новые знания приобретают универсальный характер и требуют развития овой гу а- нистической морали.

Этическая перспектива и потребность в новой орали, которая по своему характеру приближается к универсаль ости научного консенсуса, и ее участие в техническо развитии превратились в вызов нашей эпохе.

Создание этической перспективы необходи о те более, что человечество в настоящее время сталкивается с пробле ой

е таль ого загряз е ия, которая превращается в огра ичи- тель ый фактор развития гу а истического поте циала отдельных людей и общества в цело , причиняя не только духов ый, но и физический вред человеку.

С изменениями, которые наступают в природе в результате ее «присвоения» человеком и которые проявляются в ару- шении экологического равновесия, происходит осозна ие этих изменений, т. е. возникает экологиче кое ознание. Оно воз икает как на основе их эмпирического, наглядного позна ия, так и на основе их научного исследования.

Однако экологическое сознание содержит не только знания о состоянии и изменениях в природе, но и понимание возможны путей и способов решения экологических проблем.

Экологическое сознание не ограничивается только критикой экологической ситуации. Оно предполагает знания е только о состоянии общества и природы и о причинах такого состояния, но и осознание необходимости предотвращения даль ей- шего нарушения экологического равновесия в природе с целью сохранения природных компонентов жизни человека.

Экологический кризис как кризис индустриального общества — v

это кризис жизни, и поэтому важнейшим компонентом I

содержания экологического сознания должно быть осознание I

жизни и опасности её деградации и потребности её сохранения. I

Экологическое сознание является исторической категорией. Оно возникает в тот исторический период, когда отноше ие общества к природе приводит к нарушению экологического равновесия в природе, экологическому кризису.

Поэто у и - тенсивность экологического кризиса оказывает свое влия ие а экологическое сознание.

В сущности, экологическое сознание возникло в процессе поисков решения экологического кризиса, как кризиса существующей цивилизации, в стремлении сохранить природу как рамки жизни и как колыбель цивилизации.

Экологическое сознание — это не только осознание v

ограниченности природы, её мощи и власти человека над ней, но и I

результат осознания того, что источники энергии и современные I

условия жизни человека могут измениться на длительное время или I

исчезнуть навсегда. I

А чтобы этого е произошло, подчеркивается еобходи- ость согласова ия целей человека и способа удовлетворе ия экологических потребностей, подхода к фор улирова ию общих принципов экологической этики.

В процессе согласования устанавливаются правила поведения человека на основе экологических и моральных критериев.

Существуют различия в понятийном определе ии экологического сознания, что является результате различ ых теоретических подходов к его дефиниции, существова ия различных систем общественных ценностей и различных обществе - но-экономических отношений.

<< | >>
Источник: Быстряков И.К., Меерсон Е.А., Карякина Т.Н.. Социальная экология: Курс лекций / Под общ. ред.Е.А. Меерсон. — Волгоград: Изд-во Волгоградского госу-дарственного университета,1999. — 256 с.. 1999

Еще по теме 1. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ: