ЭКОЛОГИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
Экология, предметом исследования которой является взаимодействие живых организмов с окружающей средой (Эр ст Геккель), и социальная экология, изучающая вре е ые и пространственные связи, проявляющиеся в образе жиз и человека и определяемые воздействием селективных распределитель ых и адаптивных сил среды обитания (Мак Кензи), воз икли в контексте непрерывного развития науки этого века, воспри и- мающей мир не только как бесконечное поле исследова ия.
О а определяется и в технико-практическом плане и прете дует е на спекулятивно-теоретическое рассмотрение существующего, как греческая наука, а на технико-практическое овладе ие и .Экология приобрела практическое значение еще а заре развития цивилизации. Ощутив первые проблески соз а ия, наши предки должны были ощутить важность сведе ий о то , где можно отыскать съедобные растения, устроить засаду а диких животных или укрыться от их преследования. Поселе ия их были невелики и относительно недолговечны: когда пищевые ресурсы территории истощались, люди переходили а другое место. Первобытные охотники-собиратели во ого апо- минали других всеядных консументов естественных экосисте , то есть были частью природы.
Около 10 тысяч лет назад человек научился возделывать землю, так возникло сельское хозяйство. С его развитие появилась новая экосистема, отличная от естественных. Это стало важным поворотным пунктом в истории. Впервые люди обрели
воз ож ость более или е ее стабиль о обеспечивать себя пищей. А это позволило и перейти к разделе ию труда: од и зани ались сельски хозяйство , в то вре я как другие огли посвятить себя иным видам деятельности.
Люди стали создавать постоянные поселения — сначала деревни, а зате и города, что в конечном счете привело к становлению совре ен ого цивилизованного общества, в значительной мере изменившего среду обитания. Благодаря достижениям науки и техники ы теперь, казалось бы, меньше зависим от природы в удовлетворении своих насущных потребностей. Выжимая как ож о больше пользы из современной науки и техники, человек пришел к роковой иллюзии, что с помощью машин и приборов о ако- нец-то избавился от власти природных условий.Прекрасная иллюстрация этого заблуждения — реактивный пассажирский лайнер. Мы сидим в удобном кресле са оле- та, несущегося с гигантской скоростью на высоте десятка ки-лометров над землей. Кажется, что вы сбросили с себя рабскую зависимость от природной среды — земли, воды и воздуха. Однако это действительно иллюзия. Двигатели самолета сжигают нефть и кислород. Сталь выплавлена в доменной печи, куда были загружены уголь и руда, то есть продукты природы. Алю и ий получен в электролизерах, работающих на электричестве, выработанном путем сгорания топлива и кислорода или добыто от энергии падающей воды на гидроэлектростанции. Для получения пластиковой отделки салона использованы нефть и уголь, сотни литров чистой воды. Если бы не продукты природ ой среды — кислород, вода, топливо, — самолета бы не было, как не было бы людей и других живых организмов.
Природа представляет собой чрезвычайно сложную систему, от которой зависит как человеческая деятельность, так и сама жизнь.
Наука новейшего времени в своей основе ориентирова а на технику, а не только используется в технике между прочи ; ее исследовательские начинания глубоко укоренены в тех ике как таковой. Эту первоначальную направленность новейшей науки на усиление власти техники первым заметил и подчеркнул Бэкон. Интересно, что и Декарт имел то же не ие по этому вопросу. В «Рассуждении о методе» он четко высказывает мысль, что вместо старой, спекулятивной философии, которая
изучается в школе, еобходи о создать овую, практическую ауку, которая будет полез а для жиз и, по ожет стать человеку господино и собственнико природы.
В этих словах убедительно сформулирована вся программа новейшей ауки.Развитие новейших наук способствовало ускоре о у развитию производительных сил, увеличению власти человека ад природой, расширению его возможностей в ее освое ии, благодаря чему стало возможным общественное и эко о ическое развитие.
Человек физически и духовно неразрывно связа с природой. Он должен с ней быть в процессе постоянного об е а, чтобы сохранить свою жизнь. В то время как адаптацию к среде обитания существ и видов, находящихся на эволюцио ой лестнице ниже человека, характеризует более или е ее пассивное отношение к ней, человек играет активную роль в своей среде обитания, он все более модифицирует ее, адаптирует и приспосабливает к себе. Он делает это с помощью культуры, с которой начинается адаптация, и заканчивает контроле , о- гократно возросшим со времен палеолита, над своей средой обитания. Этот рост можно связать с ростом знаний, с прогрессом в развитии технико-технологической основы труда. И е - но поэтому подчеркивается роль технических и эко о ических факторов в активном отношении человека к среде обита ия. Ф. Майор был убежден, что среда, в которой живет человек — это биосфера, но в нее он собственными рука и прив осит многочисленные противоестественные факторы. Это и еет глубокие последствия для его психики. Еще недавно человек был собеседником и главным толкователем природы. Сейчас природа становится все более искусственной, человек живет в сообществе, окунувшись в свое собственное созидание, в свое дело, которое было его целью, но которое может стать его ко цо .
Парадоксальное положение человека в природе, когда о играет одновременно роль ее представителя и в то же вре я ее эксплуататора, мешает нам правильно понять ситуацию. Но законы природы не исчезли, не утратили своей силы, их ельзя изменить. С ростом населения на планете и с грандиоз ы увеличением потребления энергии, расширивши воздействие человека на среду, усложнилась зависимость людей от этих законов. Теперь сохранение цивилизации зависит от аших з а-
ий о природе и разу ых действий, аправле ых а согласо- ва ую коэволюцию (сов ест ое развитие) Природы и Человека.