<<
>>

Отношение к богатству, богатым

Расслоение общества, произошедшее в последнее десятилетие, разными людьми воспринимается по-разному. По нашим наблюдениям, отношение к состоятельным, преуспевающим людям постепенно меняется от резко негативного к более терпимому, позитивному.
Более того, с определенной уверенностью можно говорить о превращении предпринимательского слоя в эталонную, референтную группу для значительной части молодых людей.

Однако до недавнего времени трактовка социалистического общества как справедливого, а капиталистического как несправедливого социального устройства была обычной, традиционной. Именно поэтому она объективно может быть присуща если не самим подросткам, то их родителям и, что очень важно, учителям. Школа, учитель, особенно в сельской местности, до сих пор обладают высоким авторитетом и в значительной степени влияют на формирование взглядов детей. «Эгалитарные» привычки старшего поколения лежат в основе представления о бедности как о норме жизни. «Бедные люди - самые нравственные» - эта старая идеологема прочно укоренилась в массовом сознании советских людей, частично передалась и современным подросткам.

Многие юные авторы сочинений пытаются сравнивать богатых и бедных: «Люди богатые и люди бедные - это все равно люди, только богатые всегда сытые, а бедные - без еды». Иногда эти параллели очень упрощены и трафаретны: «Богатые люди - это те люди, которые все время экономят, жадничают, у них много денег. Для себя они не жадничают, ходят в разные заведения, а для других никогда ничего не купят. Бедные люди - это те, которые готовы работать за каждую копейку, чтобы хоть что-нибудь купить поесть. Я думаю, что бедные люди не жадны. Если у них есть деньги, то они их потратят сразу, а если их нет, то и не надо». «Вот богатые люди, не жалея денег, тратят их на что попало», «покупают все что вздумается: вертолеты, самолеты, яхты. У них куры денег не клюют».

Богатые «питаются плотно, да еще не все едят из того, что им предлагают», а «бедным даже на хлеб негде взять и занять».

«Быть богатым - значит иметь власть и обманывать других, по сравнению с собой бедных, руководить ими. Быть бедным - это не значит быть рабом богатого, ведь душа бедного человека во много раз богаче души богатого. Богатый думает, что он властелин мира, и если ему кто- то мешает, пытается его или убрать, или убить. Когда не было перестройки, все жили хорошо, а теперь плохо».

По сравнению с горожанами сельские школьники в своих оценках более прямолинейны и бескомпромиссны, предпочитают делить все на чер-

ное и белое, не склонны замечать двойственность, неоднозначность одного и того же явления: «Я не уважаю богатых людей, а к бедным отношусь хорошо, они простой народ».

В ряде случаев слишком категоричные оценки молодых людей выдают их агрессивный настрой и «классовое» неприятие возникшего социального расслоения. «По-моему, богатые - это люди, которые нажились за счет других. Бедные живут за счет садового участка и своего хозяйства. Между этими людьми вечно идет вражда. Я, к примеру, ненавижу людей, у которых есть все, ни в чем нет нужды... Люди, у которых есть все, - наглые, злые, жадные. Мне надоели высокие цены на необходимые товары, низкая зарплата и вообще эта жизнь, где нет ничего хорошего». К богатым «отношусь плохо, потому что богатые все жадны. Бедные добрые и готовы всем помочь в трудную минуту. Богатые все гребут себе, могут даже не выплачивать честным людям зарплату, и из-за этого бедным не на что прожить и прокормить своих детей». «В моем представлении богатые люди - это жадные и злые люди, которые не признают никакого равенства перед людьми ниже их достатка», «богатые люди все равно не с чистой совестью». «Я не стыжусь, что я не богат. Можно даже сказать, что я горжусь этим, потому что богатые люди "слепы ", а бедные видят все».

Как заметила одна из девушек, «конечно, богатые образованы и умеют спланировать свои поступки. Но еще в этих людях есть такие черты, как жестокость, наглость, самолюбие». Ей вторит другая выпускница: «Бывают люди обеспеченные, но такие сволочи, за копейку растерзают».

Отношение к бедным и бедности более терпимое, жалостливое. Их в большей степени готовы понять: «к бедным отношусь с болью в сердце», «даже с уважением», «в людях с небольшим достатком больше добра, жалости».

Часть подростков занимает взвешенную позицию, понимая, что и у богатых, и бедных есть свои проблемы. «Богатых и бедных людей я жалею, потому что бедных людей унижают, а богатым завидуют и все время пытаются помешать увеличить капитал», «к людям бедным и богатым я отношусь нейтрально, потому что какие бы они ни были, они люди», «какой бы человек ни был, богатый или бедный, каждого человека надо уважать», «надо относиться к людям так же, как они относятся к другим, какое у них сердце», «людей нельзя любить из-за денег».

<< | >>
Источник: Л. Г. Борисова, Г. С. Солодова, О. П. Фадеева, И. И. Харченко. Неформальный сектор: экономическое поведение детей ивзрослых / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск,2001. 183 с.. 2001

Еще по теме Отношение к богатству, богатым:

  1. В. Д. Попов и Л. Д. Хвесюк, обосновывая «Психологическую культуру управления отношениями собственности» на данном
  2. §2. Демократизация общественных отношений, рост и глобализация производства как факторы институционализации моды
  3. Бедность и богатство в сознании современных российских подростков
  4. Отношение к богатству, богатым
  5. Основные цели и способы достижения богатства
  6. Богатство любой ценой как ценностная доминанта юных бизнесменов
  7. РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ
  8. О богатстве
  9. ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ ОТНОШЕНИЕ И КАРДИНАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ НАУКИ 
  10.   (У) Богатства ради и покоя Толкала мужа своего На плутовство и воровство...  
  11. СООТНОШЕНИЕ ОБЩЕИСТОРИЧЕСКИХ И СПЕЦИФИЧЕСКИХ ЗАКОНОВ И КАТЕГОРИЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
  12. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ИСКУССТВА К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ (ДИССЕРТАЦИЯ)
  13. 2. Коррупция: понятия, формы проявления и факторы, способствующие ее росту. Субъекты коррупционных отношений
  14. Производительность труда и богатство
  15. Глава 5. О нашем уважении к богатым и могущественным [лицам]
  16. § 4. СУБОРДИНАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
  17. 2. Отношения между понятиями по их объему
  18. СОСТАВ РУССКОЙ ЛЕКСИКИ В СТИЛИСТИЧЕСКОМ ОТНОШЕНИИ.
  19. Современное евразийское измерение межгосударственных отношений Республики Казахстан и Российской Федерации