Глава 4. Собственность как социальная технология
Правовая и экономическая интерпретация собственности - это чаще всего сфера ограничения или расширения различных прав на управление и на использование доходов. Но эта сфера не включает в себя множество разновидностей отношений собственности, которые расцениваются как фундаментальные в определении и конкретных обществ, и различий между ними в целом.
Именно этими разновидностями и характеризовались различные формы собственности: довод «естественности» данной ее формы (Д. Локк, А. Смит и др.), право на плоды собственного труда (трудовая теория стоимости), идеалы социальной справедливости и равенства (социализм, коммунизм) и т. д.С политэкономических и правовых позиций весьма непросто найти грань соотношения собственности и управления. Но прежде всего то, что возможно исключительно только в рамках предмета социологии управления на основе в том числе и объединений усилий многих общественных наук, в том числе и политэкономии, и права, - это обоснование собственности в системе закономерностей развития человеческого общества. Эта задача априори заложена уже тем простым фактом, что собственность всегда присутствовала на всех исторически подтвержденных отрезках развития человеческого общества, и решение этой задачи только и может пролить свет на всю конкретность собственности как именно социологической категории, с одной стороны. А с другой, определить ее истинное место в жизнедеятельности человеческого общества, объединив в единое целое и старые, и новые ее интерпретации как социального феномена.
Поиски закономерностей развития человеческого общества велись всегда с момента начала научного осознания мира. Но только не для всех футурологов было ясно то, что сама общественная жизнь постоянно воспроизводит и сами эти законы, и - что также важно -их необходимость. Что касается первого, то об этом пока трудно говорить, а вот последняя (необходимость) открывает возможность самого процесса законотворчества.
Конечно, эти возможности чаще90 /. Собственность как предмет научного познания
всего используют ученые. Но, как правило, реализуют их и, следовательно, осуществляют их отбор, а иногда и вообще прямо «заказывают» «нужные» им законы представители так называемой элиты общества, осуществляющие в нем властные полномочия. Ясно, что эта элита будет создавать такие законы, которые выгодны ей самой, в том числе и в сфере собственности. Но, даже если представить, что разработчики новых законов будут стремиться «заложить» в законы интересы всех членов общества, им вряд ли удастся сделать закон, приемлемым для всех слоев населения. Ибо только в утопиях витал дух единства интересов всех граждан. Да и то - в теоретическом плане, как исходный посыл утопических доктрин. Далее же, даже при простом описании жизни воображаемых социумов, гипотетическое будущее их строилось именно на конфликтах интересов путем «расчищения» самой площадки или фундамента, на котором бы возникло идеальное государство.
Блестящий пример сказанному - марксистская доктрина. Сам ошеломляющий успех марксизма не в том, что он стал некоей вершиной в разработке утопических концепций, хотя по сути это обстоит именно так. А в том, что свою теорию К. Маркс как бы встроил в ту архитектонику общественного развития, которая уже сложилась исторически. На основе глубокого изучения самого хода развития общества, исследования узловых точек этого развития и анализа выявленных им социальных технологий того или иного этапа этого развития К. Маркс и сформулировал свою систему закономерностей развития человеческого общества. Философия истории по Марксу не только стала методом изучения прошлого, но и превратилась практически в способ анализа тенденций развития отдельных стран и всего мира. Основывался этот анализ на формулировании неких детерминант, определяющих изменения организации общественной жизни, закономерностей, вытекающих из самого факта наличия этих детерминант.
Сами эти детерминанты появились благодаря тому, что К.
Маркс стал свидетелем бурных изменений в производительных силах и связанных с ними перемен в организации общественной жизни в 40-е годы XIX века. Эти перемены носили масштабный системный характер и протекали на фоне растущих производственных возможностей и бедственного положения основной части населения. Перед Марксом воочию развернулась картина того, что развитие промышленности4. Собственность как социальная технология
91
стало атрибутом социально-экономического прогресса. Воочию он наблюдал и тот парадокс, что промышленный пролетариат, выйдя на авансцену истории, становясь ведущей социальной силой в общественном развитии, подвергается обнищанию, в котором Маркс увидел главное следствие развития капитализма.
Ухудшение положения трудящихся примерно до 1860-х годов считалось действительно очевидным фактом. Ф. Энгельс, который стал заниматься экономическими проблемами раньше Маркса, написал в 1844-1845 годах об этом специальную работу «Положение рабочего класса в Англии». Обнищание вполне вписывалось и в модную в то время гегелевскую диалектику при описании логики исторического прогресса. Трудящиеся, естественным образом следовало из этой логики, через обнищание (отрицание собственности) приходят к новому положению, становясь господами своей жизни и даже истории (отрицание отрицания).
Наблюдая все это, К. Марксу кажется, что он открыл «железные законы истории» (хотя он и не любил употреблять это выражение). Сомнений у него уже не могло быть: Англия уже показывает своим последователям картину их будущего. (Не случаен в этой связи и сам выбор его местожительства для работы над своей доктриной.) События, развивающиеся в Европе, подкрепляют его теорию: следующие за Англией европейские страны во многом повторяют характерные для нее тенденции трансформации производительных сил, социальных перемен. Что, собственно, и подтвердил Ф. Энгельс в своей короткой надгробной речи на похоронах своего друга и соавтора, назвав главным свершением К. Маркса открытие законов исторического развития.
Это положение, составляющее ядро марксистского учения, заключается, как писал Ф. Энгельс в одной из своих работ, в том, «что в каждую историческую эпоху преобладающий способ экономического производства и обмена и необходимо обусловливаемое им строение общества образуют основание, на котором зиждется политическая история этой эпохи и история ее интеллектуального развития, основание, исходя из которого она только и может быть объяснена: что в соответствии с этим вся история человечества (со времен разложения первобытного родового общества с его обширным земледелием) была историей борьбы классов, борьбы между эксплуатируемыми и эксплуататорами, господствующими и угнетенными классами; что история этой классовой борьбы92 /. Собственность как предмет научного познания
в настоящее время достигла в своем развитии той ступени, когда эксплуатируемый и угнетаемый класс - пролетариат - не может уже освободить себя от ига эксплуатирующего и господствующего класса - буржуазии, - не освобождая вместе с тем раз и навсегда все общество от всякой эксплуатации, угнетения, классового деления и классовой борьбы»'.
Прежде чем говорить, прав ли был Ф. Энгельс в том, что К. Маркс открыл «железные законы истории» или нет, задумаемся над самим вопросом: был ли К. Маркс первым в своем открытии? Неужели до него никто не сумел увидеть прогрессивную историческую роль капитализма, переход к которому также воочию наблюдал уже Адам Смит?
Думается, что данный процесс стал проявляться еще до Смита. Подспудно начало осознания роли промышленного производства прослеживается уже у физиократов. И хотя они считали представителей индустрии бесплодным классом, а их производительный класс включал исключительно только земледельцев, с исторической точки зрения благотворное действие их «земледельческой теории» заключалось в том, что она вызывала реакцию против господствующих в то время экономических теорий, и в первую очередь против меркантилизма, который видел рост богатств только в торговле, а рост чистого продукта - только в эксплуатации соседних народов или колоний.
Превосходство земледелия по отношению к формам человеческой деятельности вслед за физиократами сохранилось и у А. Смита, который не смог, несмотря на свою теорию разделения труда, решиться поставить земледелие в положение полного равенства со всеми другими формами экономической деятельности. Нигде не употреблял он и выражения «экономический закон». Но А. Смит сумел разглядеть «заложенный в сердце» каждого индивида необходимый стимул, обеспечивающий жизнь и прогресс общества. Это был личный интерес или, как предпочитал называть сам Смит, естественное стремление каждого человека к улучшению своего положения, которое играет громадную роль в самом существовании капитализма, о чем пойдет речь дальше. Если сравнить эту концепцию Смита с концепцией естественного и необходимого порядка общества в учении физиократов, то это, несомненно, шаг вперед в осмыслении действительности, что само по себе уже весьма прогрессивно.
'Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М., 1961. Т. 21. С. 367.
4. Собственность как социальная технология
93
А. Смит, по сути, открывает деятельность того естественного порядка (устройства), которое для физиократов было неким идеалом, а не конкретным социальным механизмом. И в результате этого политическая экономия, которая у Ф. Кенэ была, по существу, только системой права, у Смита принимает характер естественной науки, основанной на наблюдении и анализе действительности. По Смиту, личный интерес, создавая и поддерживая весь экономический организм, в то же время обеспечивает движение нации к богатству и благополучию. И его критики, и его последователи признавали, что политическая экономия начинается с него, а история экономических идей после выхода его «Исследования о природе и причинах богатства народов» в середине XVIII века в течение последующего столетия как бы нанизывалась на эту книгу.
Говоря о вкладе А. Смита (как и других ученых его времени) в трактовку закономерностей развития общества, нельзя не сказать и о его вере в Бога и восхищении им провиденциальной заботой «великого режиссера природы» в обнаруженных им явлениях.
Но думается, что Смит больше внес в понимание того, что объединение людей является человеческим процессом, поскольку соответствует целям вовлеченных в него индивидов и сами индивиды способны осознать преимущества, которые сулит приспособление к жизни в условиях общественного сотрудничества, чем в другую альтернативу, когда верховное существо предписывает сопротивляющимся людям подчинение закону и властям. Хотя, конечно же, рикардианский закон образования связей, который помогает объяснить саму тенденцию поступательного расширения человеческого сотрудничества, значительно в большей степени сузил рамки необходимости прибегать к помощи чудодейственного вмешательства Божества. Именно поэтому и очевидно, что такие законы Д. Рикардо, как закон земельной ренты, закон заработной платы и прибыли, закон торгового баланса и количественная теория денег, и особенно его теория ценности, из которой, как известно, исходит весь марксизм, во многом и стали теоретическим источником формулирования К. Марксом его «железных законов истории».Но временные рамки Марксового анализа и время Смита и Рикардо - несопоставимые вещи. И то, что казалось находкой во времена Рикардо, вряд ли могло высвечивать некие закономерности развития общества во времена деятельности К. Маркса. Тем более
94 /. Собственность как предмет научного познания
трудно понять исходные предпосылки формулирования тех «железных законов» Маркса, вытекающих из несостоятельной теории ценности Рикардо.
«Железный закон заработной платы» Д. Рикардо и, по сути, тождественная марксистская теория определения стоимости рабочей силы посредством «рабочего времени, необходимого для ее производства, а следовательно, и воспроизводства»' вряд ли могут быть основанием для формулирования неких закономерностей развития экономики, а тем более законов развития общества. По крайней мере, смешно выглядит сегодня марксистская теория определения стоимости рабочей силы, сформулированная К. Марксом в «Манифесте коммунистической партии»: «Средняя цена наемного труда есть минимум заработной платы, т. е. сумма жизненных средств, необходимых для сохранения жизни рабочего». Его «едва хватает для воспроизводства его жизни»2.
Как можно сегодня прибегать к этому объяснению, когда промышленность, ставшая во времена К. Маркса основным фактором общественного прогресса, в массовом порядке представляет, конечно же, невиданные товары и услуги, вряд ли воображаемые во времена жизни Д. Рикардо.
«Ни история, ни этнография, ни какая-либо иная отрасль знания, -замечал Л. Мизес, - не могут дать описания эволюции, которая ведет от стай и стад дочеловеческих предков людей к примитивным, хотя и высокодифференцированным, общественным группам, информация о которых получена в результате раскопок, из наиболее древних исторических документов, а также из свидетельств исследователей и путешественников, встречавших дикие времена»3.
Больше того, данные этих свидетельств могут кардинальным образом извратить само существо дела, в том числе и в вопросе анализа существенных особенностей собственности как общественного явления. Самое главное, что это предположение и было реализовано классиками марксизма в их теории субъективного преобразования исторических законов развития мира. И, что еще более значимо, реализовано в практике создания социалистической России. Истоки же всего этого, что весьма интересно, связаны с совершенно неизвестными
'Маркс К. Капитал. Т. 1 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. С. 181.
2Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 4. С. 439.
3Мизес Л. фон. Человеческая деятельность. Челябинск, 2005. С. 151.
4. Собственность как социальная технология 95
именами: Георгом Хансеном, Георгом Маудером, Самнером Мэйном и Льюисом Морганом, из книг которых К. Маркс и Ф. Энгельс почерпнули аргументы, доказывая, что изначально всякая собственность была коллективной.
Общеизвестно, что при работе над книгой «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельс опирался на данные Л. Моргана. Именно его результатами исследований о жизни американских индейцев Ф. Энгельс пытался подновить и «онау-чить» свои и Маркса домыслы о происхождении собственности. Ясно, что все содержание этой книжки Ф. Энгельса «пропитано» идеями К. Маркса, в наиболее концентрированной форме воплощенными им в «Капитале».
Рассматривая общинный труд в его первобытной форме, К. Маркс отмечал, что сама община, являющаяся предпосылкой производства и, добавим, всей общественной жизни, не позволяла труду отдельного лица «быть частным трудом и продукту его быть частным продуктом». Община обуславливала то, что «труд отдельного лица» выступал непосредственно как «функция члена общественного организма». В этих условиях труд, в результате которого создавалась меновая стоимость, представлялся Марксу как общественное отношение вещей, а не только общественное отношение людей1. Но позволяет ли сказанное говорить о том, что в условиях первобытной общины главенствующей является общественная собственность как форма проявления Марк-сового «общественного отношения вещей» - этого «предшественника» его же производительных сил (а конкретно здесь речь может идти о камнях, дубинах и т. п. «инструментах, с помощью которых и осуществлялся первобытный труд»). И на каком основании можно реализовать это утверждение?
На том, как утверждали некоторые советские исследователи, в частности А. Ципко и Г. Черкасов, также считавшие, что благодаря категории разделения труда Марксу впервые удалось проникнуть в «святая святых» истории человечества, увидеть, как зарождаются, развиваются, а потом и исчезают различные формы собственности. Думается, что такая «прозорливость» К. Маркса существенно преувеличена. Такого рода предположения К. Маркс мог «увидеть» только во сне.
1 Маркс К. К критике политической экономики // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. С. 20.
96 /. Собственность как предмет научного познания
Те истоки частной собственности, которые, по выражению немецкого экономиста А. Вагнера, вытекают из существа человеческой личности или, по выражению Б. Чичерина, — из природы человека, как разумно-свободного человека, и лежат, с одной стороны, в человеческих потребностях, для удовлетворения которых необходимы материальные предметы, с другой, - в физической силе покоряющей эти предметы власти человека', К. Маркс представлял несколько иначе. Сделав предположение о господстве коллективной собственности в первобытном обществе, он таким же образом перенес рождение частной в эпоху капитализма.
Основываясь на своем представлении, что «разделение труда» «в известном отношении является категорией всех категорий политической экономии»2, а члены общества распределены по различным родам производства, исходя из этого разделения труда индивиды, по его мнению, подчиняются определенным производственным отношениям3. Эти-то отношения, проявляясь на практике в разветвленной системе ремесленного труда, и предполагают появление частной собственности, т. е. права работника на его индивидуальное орудие труда. Именно поэтому при капитализме появляется частная собственность, которая совершенно неподвластна обществу.
Именно таким образом К. Маркс включил собственность в свою систему материалистического понимания истории. Вполне естественно, что и для частной собственности, как и других элементов капитализма, в будущем обществе места не было. Ибо, развиваясь, капитализм не только экспроприировал крестьян и ремесленников, не только отобрал у них их орудия труда (или дезавуировал их путем внедрения технических новшеств), но и создал новые формы разделения труда, которые вытеснили старые, в условиях которых сохранялась целостность человеческой деятельности.
В этой связи заметим, что данная методология К. Маркса никак не вписывается в творение Ф. Энгельса о происхождении частной собственности.
4. Собственность как социальная технология
97
1 Чичерин Б. Собственность и государство. М., 1882. Ч. 1. С. 97, 100. 2Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 47. С. 298.
3Там же. Т. 46, ч. I. С. 33. Заметим, что вся Марксова туманность понятия «производственные отношения» развеивается, когда мы представляем их конкретный характер как социальную технологию, необходимую для осуществления определенного этапа самоорганизации общества, появившуюся в результате саморазвития общественных отношений.
Во-первых, до возникновения капитализма основным видом собственности была земля. И в этом плане о каких-то подвижках в разделении труда (в Марксовом понимании) говорить трудно.
Во-вторых, Ф. Энгельс, собственно как и К. Маркс, свои выводы строил на том же минимуме антропологических и исторических данных, что и историки и антропологи (Георг Хансен, Георг фон May-pep, Самнер Мэйн, и в первую очередь Льюис Морган, работа которого «Древнее общество», вышедшая в 1877 г., до сих пор известна благодаря Ф. Энгельсу), которые строили свои теоретические модели общества без достаточно глубокого изучения существа дела.
Взять, к примеру, исследование прусского специалиста по аграрным вопросам Августа Гакстгаузена, «свидетельствующего» о том, что в древности земля находилась в коллективном пользовании.
Этот прусский специалист в 1840-х годах проводил исследования в России. В ходе этих исследований он выявил существование так называемого мира - перераспределительной общины, в которой русские крестьяне держали землю сообща и время от времени перераспределяли ее между собой с учетом происходящих изменений в семьях. Ничтоже сумняшеся Гакстгаузен заявил, что мир имеет древнее происхождение и представляет собой уцелевший пережиток института, некогда повсеместно распространенного.
Уже в следующем десятилетии - 1850-х годах Борис Чичерин выразил несогласие с данной позицией. Мир, по утверждению Б. Чичерина, отнюдь не древний институт, воплощающий в себе докапиталистический, чуждый приобретательству дух совместной жизни, он является творением царского государства, возникшим в конце шестнадцатого века в связи с введением крепостного права, предназначенным для того, чтобы на основе коллективной ответственности обеспечить удержание крестьян на земле и сбор с ним податей'.
Больше того, этот «мир» (община) сохранился и после реформы 1861 года, отменившей крепостное право в России. И сохранился все по тем же причинам: формально - обеспечить сбор податей; фактически — не дать ход процессу развития собственника, который будет угрожать сохранению царского режима.
Еще более весомый удар по представлениям «первоисточников», на основе которых Ф. Энгельс сформулировал свои представления
Чичерин Б. Опыты по истории русского права. М., 1858. С. 1-58.
98 /. Собственность как предмет научного познания
о коллективной собственности, нанес американец Денмэн У. Росс. Нет, он не дезавуировал исследования Л. Моргана, которые тот проводил среди американских индейцев. Д. Росс доказал другое, а именно то, что в тех двух книгах юриста и историка Георга фон Маурера, вышедших в 1850-х годах, где утверждалось, что у древних германских племен, не знавших никакой земельной собственности, впервые она появилась лишь под влиянием римлян, этот вывод основывался на неверном прочтении Тацита и Цезаря - основных источников сведений по данному предмету.
Как известно, здесь, как и в российском дописьменном обществе, существовала община. Но ни в будущей России, ни в будущей Германии первобытного коммунизма не было. Отсутствие же межей на полях древних германских земледельцев, отмеченное Цезарем, означало, что земля не была поделена, а не то, что она находилась в совместной собственности. Критикуя утверждения Маурера в вышедшей в 1883 г. в Бостоне книге «The Early History of Land-holding among the Germans" (за год до выхода упоминавшейся работы Ф. Энгельса), Росс писал: «Следует строго различать совместное владение и коммунистическую собственность. Это очень разные вещи. У нас полно ранних свидетельств о совместных владениях, но ни одного о коммунистической форме собственности». Ни одно из существующих, по его мнению, свидетельств не указывает, что ранняя германская община обладала правами на земли своих членов: «Община не была корпорацией - землевладельцем», и поэтому земельные споры разрешались не судом общины, а поединками заинтересованных сторон'.
Завершил «разбор» ошибок Маурера знаменитый французский историк Фюстель де Куланжи. В 1889 году он написал статью, развернутую впоследствии в книгу «The Origin of Property in Land» (London, 1891), в которой не только отверг теорию первобытного коммунизма на том же основании, что и Росс, но пошел дальше, отрицая существование у древних германцев даже совместных владений. Для теорий Маурера (а они в третьей четверти XIX века стали чуть ли не классическими), - утверждал Куланжи, - у Тацита и Цезаря нет никаких подтверждений. Весь состав германского права на деле таков, что верховное значение в нем отводится собственности. О каком-то периодическом ее перераспределении, что должно было быть при совместном
4. Собственность как социальная технология
99
владении землей, в свидетельствах о жизни германцев нет. Куланжи считал, что широко распространенная вера в первобытный коммунизм проистекает не из исторических данных, а из общественного климата, установившегося в Европе в конце девятнадцатого столетия.
Действительная же история развития собственности, по мнению Б. Чичерина1, и с ним трудно не согласиться даже сегодня - по прошествии более чем века, представляет постепенное развитие того самого начала, которое выведено, конечно же, также умозрительно2. Полная и свободная собственность составляет не приходящую историческую категорию, порожденную современным индивидуализмом, а плод всего предшествующего развития человечества. В начале человек не сознает себя свободным лицом, он погружен в общую субстанцию. Окружающая его сфера есть образовавшаяся путем нарождения семья, или, в более обширном значении, род. Поэтому первоначальная собственность родовая. Квалифицировать ее как коллективную собственность, а родовую общину как первобытный коммунизм, по нашему мнению, нет никаких оснований.
Весьма интересное суждение по поводу идеи общинной собственности высказал В. Л. Иноземцев. В древности, отмечал он, общины не имели устойчивых хозяйственных отношений с другими сообществами и основные виды доэкономической деятельности - охота, пастушество и земледелие - предполагали коллективный характер, «но не формировали общинной собственности на орудия труда и землю: средства труда применялись индивидуально, леса, пастбища и водоемы вообще не могли быть кем-то присвоены, а древний человек не воспринимал себя в качестве чего-то отличного от общины. Поэтому исторически первой была личная собственность, которая и зафиксировала выделение индивидом самого себя из общинной массы»3.
Конечно, община на ранней стадии развития человечества вряд ли «поставляла» своим членам орудия труда. Позицию В. Л. Иноземцева по «личной собственности» скорее можно отнести ко времени после отмены крепостного права в России в 1961 году, когда землей юридически «владел» крестьянин, а заправляла всеми делами община.
'Пайпс Р. Собственность и свобода. М., 2001. С. 80.
'Чичерин Б. Собственность и государство. С. 156, 157. 2Маркс К. К критике политической экономики // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. С. 20.
3Иноземцев В. Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы: учеб. пос. М., 2000. С. 135-136.
100 /. Собственность как предмет научного познания
Поэтому позиция Б. Чичерина по данному вопросу, на наш взгляд, более основательна.
Что касается дальнейшего развития собственности, то с образованием теократических государств, к этому присоединяются новые начала. С одной стороны, в силу религиозных понятий земля и все, что на ней находится, считается достоянием Божества или его наместника. С другой - право завоевания делает верховным собственником страны военачальника, который, однако, сам получает теократическое освящение. Наконец, с развитием государственного порядка, сами роды приобретают политическое значение, и это сообщает политический характер и их имуществу. В древности, как известно, частное право подчинялось государственному.
Но, несмотря на этот общий характер «древней жизни», личное начало берет свое и разлагает окружающую его субстанцию. Применительно к собственности этот процесс обнаруживается уже на Востоке, где теократические начала сохраняются в полной силе практически до сих пор. Обнаруживается он даже и в тех странах, например, Спарте, где были приняты самые строгие меры в охранении этого состояния. Здесь, несмотря на то что земля была разделена между гражданами и переходила нераздельно от поколения к поколению, всякие продажи и сделки были запрещены. Рабы тоже принадлежали государству и отдавались гражданам во временное пользование. Однако и здесь личное взяло верх, земли перешли к богатым гражданам, возникли внутренние междоусобицы, которые в конце концов привели республику к падению.
Начало полной и свободной собственности окончательно восторжествовало в Древнем Риме и было возведено в коренное юридическое правило. Всякое стеснение было несовместимо с тем полновластием, которое во всех сферах присваивалось римскому гражданину. В таком же плане римское право сохранило это начало и для нового времени.
Все сказанное, таким образом, свидетельствует о том, что процесс индивидуализации собственности является плодом исторического развития и осуществлялся не по воле человека, а на основе, можно сказать, некоей социальной технологии, порожденной самим фактором саморазвития.
Но данный процесс не противопоставляет частную и общественную собственность, если овладение ею осуществляется без ущемления
4. Собственность как социальная технология
101
свободы гражданина и представляет собой совершенно законный способ приобретения собственности, вытекающий из коренных начал права. Хотя в каждом конкретном случае овладения общественных сил собственностью, несомненно, скрыто личное начало, ибо совокупная воля является не каким-то надчеловеческим образованием, а имеет свой корень в личной. Но как бы то ни было, пока вариант овладения собственностью какими-то совокупными силами освещен правом, вряд ли стоит придумывать какие-то новые правовые конструкции в конкретизации данной ситуации. Это дело будущего, и, очевидно, какие-то социальные технологии в этом процессе еще не появились, а создать их искусственно вряд ли под силу человеку. В этом вопросе любой только уподобится Прудону в провозглашении очередного софизма. Поэтому провозглашать здесь какие-либо закономерности развития общества в целом, как и отдельно - собственности, - удел утопистов.
Другое дело, когда речь идет о другом источнике собственности, который несет в себе сугубо личный характер. Этот источник - труд. Не случайно именно в теории труда и развернулись основные дискуссии по проблеме собственности, как, собственно, и те предположения К. Маркса об «общественном отношении вещей», ставшие одним из его аргументов в утверждении первородства коллективной собственности, о чем мы говорили выше.
Под частной собственностью, об уничтожении которой идет речь в Марксовой трудовой теории, подразумевается не право рабочего на продукт своего труда, а право на продукт труда других, труда наемника. Именно эта форма так называемой частной собственности, по Марксу, обречена на исчезновение при коллективном строе. «Коммунизм, - отмечалось в „Манифесте", - ни у кого не отнимает возможности присвоения общественных продуктов, он отнимает лишь возможность посредством этого присвоения порабощать чужой труд»'.
Данное положение и является главным теоретическим началом, отличающим марксизм от других социалистических школ, и главным аргументом его притязания на титул научного социализма.
Сам процесс использования трудовой теории для доказательства исторической верности своего учения К. Маркс пытается встроить
'Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 440.
102 /. Собственность как предмет научного познания
в научную экономическую систему представителей классической политической экономии. И это далеко не случайно. Ибо по своему методу, как мы уже говорили выше, марксизм стоит в значительной степени ближе к этой классической школе и концепции естественных законов ее представителей, чем к социализму. Думается, что В. И. Ленин не совсем был прав, отводя среди источников возникновения марксизма первое место представителям утопического социализма. Главным источником все-таки следует считать теории великих экономистов конца XVII - начала XIX вв., в которых вполне очевидно просматриваются корни теоретических положений Маркса. Именно поэтому марксистское учение и получило такое огромное число почитателей даже среди тех, кто не разделял социалистические идеи. А в XX веке, особенно в первой его половине, даже среди буржуазных экономистов, по мнению Фридриха фон Хайека, остались единицы, которые в той или иной степени не разделяли социалистическое учение К. Маркса. Среди них был даже создатель теории экономического развития И. Шумпетер.
Кстати, отметим, что, по замечаниям ученых и экономистов, и особенно социологов, которые «сошли», по их признанию, после перемен в России эпохи Горбачева-Ельцина с марксистских позиций, они стали лучше понимать марксизм как учение, а в работах К. Маркса наряду с недостатками, находить и безусловные достоинства. Думается, что это прямой результат того, что кругозор этих ученых за счет восприятия буржуазных экономических и социологических знаний, доступ к которым был не то чтобы ограничен, а в большей степени не был какой-то потребностью, значительно расширился. А тот же марксизм перестал быть неким извращенным советской идеологией продуктом мысли.
Отметим и то, что сам К. Маркс не афишировал какую-либо преемственность его учения с буржуазной классикой. Напротив, все его работы проникнуты серьезнейшей критикой представителей классической политической экономии. Но все это может перечеркнуть одно восклицание Маркса, которое, кстати, в современных изданиях «Капитала» отсутствует. Мы приводим его по изданию 1936 года.
«Наконец-то, - пишет Маркс в „Теориях прибавочной стоимости", -выступает Рикардо и кричит науке: стой! Основа, исходный пункт физиологии буржуазной системы - понимание ее внутренней органической связи и жизненного процесса - есть определение стоимости
4. Собственность как социальная технология 103
рабочего времени. Отсюда исходит Рикардо и требует от науки, чтобы она оставила свою прежнюю рутину и дала себе отчет в том, насколько остальные развитые, выясненные ею категории - отношения производства и обращения - соответствуют или противоречат этой основе, этому исходному пункту... В этом-то и заключается историческое значение Рикардо для науки...»'.
Что касается такого источника влияния на Маркса, как утопический социализм, то он вошел в его теорию как бы опосредованно -через теорию государственного социализма, в основе которой лежали идеи Сисмонди и французских социалистов-утопистов. Появление теории государственного социализма, идеологами которого были Луи Блан, Прудон, Лассаль, Родбертус, связано с тем, что с развитием крупной промышленности в среде экономистов того времени не нашлось достойных продолжателей А. Смита, Д. Рикардо и других ученых -сторонников laisser faira. И не очень понятная «хозяйственная общность», исходящая из рынка, быстро уступила место привычной и понятной «модельной солидарности», главным органом которой был не рынок, а государство.
Однако новейшая форма социализма - марксизм, как бы продолживший осмысление социальных технологий развития человеческого общества представителями классической политэкономии, во многом сохранила и идею государственного социализма, и в частности идеи и Прудона, и Родбертуса, и Сен-Симона. Но главное в учении Маркса, конечно же, то, что будущее человечества - это коммунизм, в котором исчезнет сам источник разрозненности общества - частная собственность на средства производства.
Реквием по частной собственности на средства производства К. Маркс как экономист «поместил» в сферу обращения или обмена товаров, в рамках которой осуществляется купля и продажа рабочей силы. Эту сферу он в «Капитале» называет «настоящим эдемом прирожденных прав человека». Здесь господствует только свобода, равенство и собственность. «Свобода! - восклицает Маркс, - ибо покупатель и продавец товара, например, рабочей силы, подчиняются лишь веяниям своей свободной воли. Они вступают в договор как свободные, юридически равноправные лица. Договор есть тот конечный результат, в котором их воля находит свое общее юридическое
1 Цит. по: Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения. Соч. М., 1955. Т. 1.С. 8.
104 /. Собственность как предмет научного познания
выражение. (Как мы отмечали выше в главе, из аналогичного этому выражения, и родилась та новая буржуазная теория прав собственности, основанная на транзакционных издержках. - М. Я.)Равенство! Ибо они относятся друг к другу лишь как товаровладельцы и обменивают эквивалент на эквивалент. Собственность! Ибо каждый из них располагает лишь тем, что ему принадлежит». А далее Маркс излагает кредо методологического индивидуализма: «каждый заботится лишь о себе самом. Единственная сила, связывающая их вместе, это стремление каждого к своей собственной выгоде, своекорыстие, личный интерес». И в этом, он отмечает далее, и проявляется «предустановленная гармония вещей», осуществляется «дело взаимной выгоды, общей пользы, общего интереса».
Все сказанное - публицистический вариант известного выражения А. Смита о главенствующей роли в производстве главного «благодетеля» - собственников. Но почему-то Маркс затем рисует отвратительную сцену, когда после заключения вышеотмеченного договора, владелец денег - капиталист, шествуя впереди, «многозначительно посмеивается и горит желанием приступить к делу... а другой бредет понуро, упирается как человек, который продал на рынке свою собственную шкуру и потому не видит в будущем никакой перспективы, кроме одной: что эту шкуру будут дубить»'.
Но где же та свобода и равенство, о которых Маркс говорил в этой цитате выше? С какой это стати свободный рабочий добровольно подпишет договор, на основе которого ему будут «дубить шкуру»? Все это из тех же голословных предположений, о чем утверждали и представители теории государственного социализма в наихудшем сочетании с марксизмом, проявившемся в советской России, где абстрактный интерес общества и партии коммунистов стал «карающим мечем» государства, воспетого и теми и другими теоретиками. Но, в отличие от голословных заявлений и фривольном использовании законов диалектики о замене частной собственности общественной у Маркса, у того же Родбертуса более ясное представление по поводу собственности. Оно прежде всего более ясное в организационном плане, чего чаще всего избегал К. Маркс.
В отличие от других социалистов, которые прикрывают неопределенность своих взглядов смутным понятием общества, Родбертус
1 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения: в 9 т. М., 1987. Т. 7. С. 167-168.
4. Собственность как социальная технология
105
ясно представляет, что право собственности на произведение труда, а также власть распоряжаться этим трудом можно приписать только государству, ибо государство есть именно общество, организованное как единое целое, имеющее волю и, следовательно, права.
Никому еще не приходило в голову, замечает по поводу вышеизложенного утверждения Родбертуса Б. Чичерин, «что государство работает, если же государство не работает, то по какому праву может оно быть собственником произведенной работы? Оно может быть собственником по праву овладения, ибо оно может налагать свою волю на внешние предметы; оно может быть собственником тех ценностей, которые в силу государственного права выделяются из частного имущества на общественные потребности; но на произведения труда, как таковые оно не имеет ни малейшего права. А потому, если мы признаем, что труд составляет единственный источник собственности, то мы должны вместе с тем признать, что государство собственником быть не может»'.
Здесь же Б. Чичерин «приземляет» и проблему происхождения собственности применительно к теории труда. «Трудится не народ как целое, не государство, трудится отдельное лицо, ибо труд состоит в употреблении личных сил и способностей». Индивидуализм ли это?.. - задается вопросом Чичерин. И отвечает: «Без сомнения, индивидуализм! Но что же делать, если труд есть индивидуальное начало, если свобода, из которой он вытекает, есть индивидуальное начало, если право есть индивидуальное начало».
Тем не менее до сих пор экономисты, характеризуя общественную собственность, заявляют, что данная собственность «должна носить общенародно совместный характер. Это означает, что в ее пределах каждая социальная группа, каждый гражданин есть владелец жизненных благ не самостоятельно, не отдельно от других., а только вместе со всеми, в единстве со всеми. Ни у кого не может быть какого-либо пая (доли) в общенародном достоянии. На такой базе возникает высшая ступень коллективизма в социальной жизни»2.
Если всматриваться «вдаль истории», то сколько же было утопических концепций, в которых этот общенародно совместный характер собственности считался идеалом, «концом истории» человечества...
1 Чичерин Б. Собственность и государство. Ч. 1. С. 135-136.
2Черкасов Г. И. Общая теория собственности. М., 2003. С. 83 (курсив наш. -
М. Р.).
106 /. Собственность как предмет научного познания
Но, как известно, эти концепции не стали ступеньками даже в научном понимании каких-либо закономерностей развития человеческого общества. Более того, каждая вновь возникающая концепция стремилась опровергнуть жизнеспособность всех предыдущих.
«Взгляд издалека» многих наших отечественных экономистов старается увидеть и привнести в современную российскую практику то, что, если бы оно было действительной практикой, уже давно бы «пустило под откос» всю капиталистическую систему, т. е. тот способ организации жизнедеятельности, который существует уже несколько столетий и при котором общество достигло небывалых успехов, перед чем меркнут все предыдущие формы его жизнедеятельности. Поэтому как можно серьезно воспринимать в условиях нашей сегодняшней экономической жизни мысль о том, что распространенный тезис о ключевой роли частного собственника в эффективном функционировании современного крупного бизнеса «не отвечает нынешнему положению дел в высокоразвитых странах Запада»?' Что, скажите, в США, Англии, Германии, и особенно, во Франции в связи с последней победой социалистов на выборах, свершился переход от капитализма к социализму, реализовалась наконец-то мечта К. Маркса, так красочно описанная в 24 главе «Капитала»?
Судя по нижеприведенному утверждению, так оно и произошло. «Историческая функция частной собственности — способствовать процессу автоматизации экономики в дифференцированной социально-экономической системе». «В основе этого процесса, - глубокомысленно заявляют авторы цитируемого выше произведения, -лежало отделение непосредственного производителя от средств производства, или первоначальное накопление капитала. Сейчас эта историческая функция исчерпана». Будущее - за переходом титула собственности в руки публичной власти при сохранении свободного перераспределения всех остальных прав собственности в частнохозяйственном обороте. Продолжить эту мысль хочется словами К. Маркса. «Следовательно, - утверждал он в „Манифесте коммунистической партии" то же, только в других выражениях и более определенно, - если капитал будет превращен в коллективную, всем членам общества принадлежащую собственность, то это не будет превращением личной собственности в общественную. Изменится
1 Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы. М., 2002. С. 215-217.
4. Собственность как социальная технология
107
лишь общественный характер собственности. Она потеряет свой классовый характер»'.
Как видим, К. Маркс (данную часть работы писал именно он) не был так категоричен, как Г. Черкасов и другие отечественные экономисты. Что касается мысли цитируемых авторов о существовании «титула собственности» в роли государственного со свободным «перераспределением всех остальных прав собственности в частнохозяйственном обороте», то и это, хотя трудно себе представить в какой-то ясной форме сегодня, при социализме в определенных модификациях уже было. Достаточно вспомнить о том, что на селе, например, «частный дом» был в ведении сельсовета как «органа народа», а земля, на которой он стоял, принадлежала совхозу - государственному предприятию или колхозу с довольно непонятной по своей сути, конечно, а не по названию (колхозная(коллективная)собственности, без всяких проблем в одночасье могла стать государственной собственностью: с заменой колхоза совхозом). Но при этом понять «свободное перераспределение» прав собственности в «частнохозяйственном обороте» ни во времена советской власти, ни тем более сейчас весьма трудно.
Можно по-разному относиться к К. Марксу, критиковать или восхвалять его учение. Но одно его качество как ученого - системный взгляд на общество - вряд ли будут не замечать и его сторонники, и его противники. Именно эта его черта и была презрета той частью сегодняшних наших отечественных экономистов, которые попытались найти какие-то новые подходы к формированию некоей теории экономического развития современной России.
Пытаясь противопоставить идеям и практической деятельности российских реформаторов-либералов свои контраргументы, экономисты - сторонники старой академической школы Советской России -пытаются всячески охаивать капитализм как систему кооперации людей и разделения труда, основанную на частной собственности на средства производства, не брезгуют зачастую и критикой старого социалистического образа жизни. Вместе с этим практически никто из них не подвергает серьезному анализу теоретическое наследие классиков марксизма, слепо следуя концептуальной логике их учения. При этом наши экономисты-критики допускают в своей аналитической практике, заметим, порой весьма конструктивной по отношению
'Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М., 1955. Т. 4. С. 439.
108 /. Собственность как предмет научного познания
к выявлению недостатков в сегодняшней практической деятельности, как минимум два просчета.
Первое: они явно не владеют методологией системного подхода к исследованию общества и процессов его развития, основоположником которого является К. Маркс. И второе, что выступает как следствие первого: свои общетеоретические выводы они основывают на весьма кратковременной и действительно порой явно провальной экономической практике. (Другое дело, кто виноват в этих провалах при условии того, что критикуемые ими либералы-реформаторы вряд ли занимали ведущие позиции даже в «гайдаровский период» в деятельности постсоветского правительства.), не вдаются в суть самой экономической теории рыночной экономики - катал-лактики, лишь выбирая «выгодные» для своих повествований цитаты из работ представителей этого течения, как, собственно, и цитаты того же К. Маркса.
Ну как, например, можно походя рассуждать о краеугольном положении К. Маркса о собственности, тем более делать приоритетной по отношению к Марксу новую теорию прав собственности?
Упрекая большинство толкователей К. Маркса в абсолютизации воздействия на все стороны хозяйственной жизни на основе его высказывания о том, что «определить буржуазную собственность -это не что иное, как дать описание всех общественных отношений буржуазного производства»1, в некой неплодотворности понимания сути собственности, толкователи нового подхода, во-первых, явно недооценили самого Маркса и, во-вторых, недооценили саму роль собственности в истории развития человеческого общества.
Во-первых, до сих пор нет альтернативы Марксовому определению места собственности в развитии человеческого общества. «Стремиться дать определение собственности как независимого отношения, как особой категории, как абстрактной и вечной идеи, - значит впадать в метафизическую или юридическую иллюзию»2, - замечал Маркс по этому поводу. А именно это и свойственно нашим отечественным политэкономам. Господствующие представления о предмете собственности, утверждают они, в среде российских ученых-экономистов, не говоря уже о «широкой публике», «поражают своей
'Маркс К. Нищета философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М., 1955. С. 168. 2Там же.
4. Собственность как социальная технология 109
первозданной грубостью»1. По их мнению, собственная прочность собственности как несущего элемента разработки институциональных аспектов стратегии экономического развития России остается под большим вопросом. «Зыбкость» понятия «собственность», по их утверждению, связана с тем, что исследования отношения «субъект собственности - объект собственности» не представляется сегодня плодотворным. Новая теория прав собственности, как мы уже говорили выше, свидетельствовала об этом еще в 70-е годы. Но это не продвинуло поиски в научном анализе собственности как-то уж очень значительно. Что касается ситуации с открытиями наших политэкономов, то по сути это и есть тот второй аспект анализа самого места и роли собственности в истории развития человеческого общества.
Несмотря на то что наши политэкономы в своем анализе обращаются не только к Марксу, но и к другим светилам науки, начиная с Ксенофонта и Аристотеля до классика предпринимательства Шум-петера, их «наличный опыт» чаще всего ограничивается историей России с октября 1917 года. В этот период, скорее всего, утверждают они, имела место «переоценка роли собственности», совершенно игнорируя положение о том, что собственность - это и есть управление. В том, что ни «национализация» в первые годы советской власти, ни «приватизация» в постсоветской - «сами по себе еще не являются панацеей от бед». «Зато стало очевидным, - делают не совсем понятный вывод по этому случаю авторы, - насколько страшна бесхозность, когда рвется связь „собственник - объект собственности", насколько катастрофично расхищение собственности и манипулирование активами. Поэтому необходимо... исследовать собственность как таковую в единстве субъекта и объекта собственности»2.
Если собственность принадлежит конкретному субъекту, обладающему на нее всеми правами, то вряд ли надо искать какое-то «единство ее субъекта и объекта». Другое дело, когда государство, как отмечают те же авторы, фактически устранилось от полновесного использования даже тех прав собственности, которые оно не передало частным юридическим и физическим лицам де-юре. Снятие преград с коммерческой деятельности чиновников органов исполнительной власти и менеджмента предприятий, формально оставшихся
Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы. М., 2002. С. 202-203. 2Там же.
НО /. Собственность как предмет научного познания
4. Собственность кок социальная технология
111
в государственной собственности, открыло простор для расхищения государственного имущества совместными усилиями «деятелей» приватизированного и неприватизированного секторов российской экономики. Но все это лежит всецело в границах того сообщества индивидов, которые сформировали такой управляющий орган, который именуется чаще государством, хотя это не совсем так, ибо не оно, как некий фантом, а конкретные люди (именно - индивиды) используют собственность или «все общественные отношения буржуазного государства» (К. Маркс) чисто в своих интересах, далеко не альтруистических, как видим. Именно этому органу и требуют передать «бразды управления собственностью» наши «специалисты по собственности». До сих пор частично приватизированные предприятия работают именно в таком режиме. Именно о менеджменте таких предприятий и идет речь. А та ориентация на максимальную либерализацию и приватизацию - стратегия, выбранная после развала СССР, действительно основывается на посылке, что существует некий универсальный тип экономической структуры, обладающий наивысшей эффективностью. Это общеизвестный факт, который не отрицали ни К. Маркс, ни современные марксисты. И эта концепция основывается не на представлениях сторонников неоклассической школы или кого-то другого, а не представлении самого эволюционного развития человеческого общества, в ходе которого спонтанно рождаются те социальные технологии, которые лучше, чем их предшественницы, могут обеспечивать жизнедеятельность всех членов общества. А. Смит, Ф. фон Хайек и другие представители экономической науки лишь описывали процесс рождения и функционирования новых социальных технологий.
Именно таким образом, в общем-то, представлял собственность и К. Маркс. При том что К. Маркс был ярым противником частной собственности на средства производства, именно он впервые представил собственность как социологический закон и показал его неразрывную связь с развитием общества в целом. Причем сделал это непосредственно в процессе разработки методологических начал своей общественной доктрины. Именно поэтому сотрудники института Маркса-Энгельса—Ленина-Сталина (ИМЭЛС), первыми опубликовавшие рукопись «Немецкой идеологии», в которой и описывается названное выше открытие закона, постарались дезавуировать этот факт, утверждая, что употребление термина «формы собственности»
как охватывающего понятия «общественно-экономическая формация» - это элемент случайности. Да, можно было бы согласиться с данным замечанием, если бы К. Маркс больше не возвращался к данной теме. Но каждый раз, когда он осмысливал процесс развития общества, собственность у него вновь представала в форме социологического закона. Идет ли речь о критике позиции Прудона в «Нищете философии» или о набросках будущего главного труда -«Капитала», Маркс не устает повторять, что ни о каком производстве, «стало быть ни о каком обществе, не может быть речи там, где не существует никакой формы собственности»'.
Игнорирование собственности как социологического закона в Советской России понятно. Но такое было характерно и для Запада. И хотя в «Новой теории прав собственности» сторонников неоинституциона-лизма многое взято у К. Маркса, собственность как социологический закон и ими не была осознана. Другое дело, что на Западе постоянно шел процесс становления новых социальных технологий, вбиравших в себя весь лучший опыт социальных отношений. В этом плане совершенно неожиданным для исследователей стало осознание ими и той системы цен, которая являясь не только внутренним механизмом рыночной экономики, стала совершенно новым средством управления общественными процессами. По большому счету в системе цен, если ее понимать не как некий финансовый элемент, как она чаще всего трактуется сегодня, а как целостную теорию самоорганизации общественной жизни в целом, и заключен тот идеал развития человеческого общества, который сегодня только и можно представить. Реализация же этого идеала станет возможной только тогда, когда собственность станет не абстракцией и сугубо научным феноменом, а конкретной реальностью общественной жизни.
Что касается вопроса о самом «происхождении» собственности, то и его «снимает» рынок. В рыночной экономике собственность более не связана с отдаленным происхождением частной собственности. События далекого прошлого, скрытые во тьме истории первобытного человека, не имеют никакого отношения ко дню сегодняшнему, так как в свободной рыночной экономике потребители каждый день заново решают, кто, чем и в каком количестве должен владеть. «Фактически, - утверждает Л. фон. Мизес,
'Маркс К. Из экономических рукописей 1857-1858 гг. Введение // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М., 1958. Т. 12. С. 714.
112 /. Собственность как предмет научного познания
собственники являются уполномоченными потребителей, силами рынка, принуждаемыми наилучшим образом служить потребителям. При капитализме частная собственность есть окончательное оформление самоопределения потребителей»'.
А в число последних, как известно, входят все участники общественной жизни.
Таким образом, вряд ли оптимально сегодня, когда в России уже полным ходом идет рыночное реформирование, выстраивать некие трансформационные модели собственности (чем в основном занимаются экономисты), пытаясь тем самым сбить сам процесс рыночных реформ. Более перспективно - руководствоваться всеми теми положительными результатами наших предшественников, в том числе и К. Маркса, на основе которых сегодня можно представить некую модель собственности, которая будет не тормозить, а способствовать нашему продвижению более интенсивному, чем в прошедшие двадцать лет рыночному реформированию России. В этой связи с большей очевидностью можно характеризовать собственность как многофункциональную социальную технологию, появление и развитие которой всецело связано с реализацией непознанных законов развития человеческого общества.
Сказанное позволяет не только представить те конкретные направления научного поиска перспективных путей постсоциалистической трансформации России, но и сформулировать конкретные рекомендации сокращения сроков этой трансформации, воспроизвести те условия реализации собственности как социальной технологии, которые и станут адаптационными механизмами становления и новой ментальности населения, и новых общественных отношений во всех сферах жизнедеятельности российского общества, что последовательно рассматривается во втором разделе работы.
'Мизес Л. фон. Указ. соч. С. 641.
Раздел II. Собственность как социальная технология становления новой России
Любой вид деятельности предполагает ее осуществление при условии конкретных способов этого осуществления - тех специальных технологий, которые представляют собой некую совокупность методов изменения существующего состояния предмета, процесса и т. д. в новое состояние. Социологическая трактовка собственности как социальной технологии и позволяет представить процесс перехода жизнедеятельности российского общества из одного состояния ее социально-экономической организации - социализма, в другое -капитализм. Конечно, в первую очередь нас в этом процессе интересует управленческая сфера, конкретные аспекты изменения именно ее. Вместе с тем эту управленческую сферу трудно себе представить как самостоятельную сторону развития общества. Тем более что качественная определенность этой сферы коренится в некоем начал, определяющем все стороны жизнедеятельности общества и характеризующем саму направленность целей развития как данного конкретного общества, так и всего человеческого общества.
Трактовка собственности как социальной технологии позволяет представить все вышеотмеченные моменты не только в понятной теоретической концепции, но и в конкретной интерпретации места и роли собственности в ретроспективном и перспективном видении развития человеческого общества.
Социолого-управленческий метод исследования общественной жизни позволяет нам обнаружить ту конкретную роль собственности в развитии общества, которую, как было отмечено в заключительной части первого раздела, К. Маркс квалифицировал как социологический закон.
Данное открытие не только было предано забвению советскими идеологами, о чем мы уже говорили, но оно и не могло быть востребовано теми учеными, которые исследовали процесс развития человеческой Цивилизации как систему ценностей, вокруг которой складывалась вся ее жизнь. А. Тойнби (1889-1975), и П. А. Сорокин (1889-1968),
114
//. Собственность как социальная технология
и К. Ясперс (1883-1969), и многие другие исследователи анализировали как бы отдельные составляющие мирового развития, не находя какой-то основательной платформы для их объединения. И, конечно же, кое-что они и упускали. А возможно, это «что-то» было самым важным в понимании многих загадок развития человеческой истории. Вместе с тем некоторые из них, в частности К. Ясперс, при создании своей схемы целостной исторической картины исходил из уверенности, что человечество имеет единые истоки и общую цель.
«Эти истоки и эта цель, — признавался он, - нам неизвестны, во всяком случае в виде достоверного знания. Они ощутимы лишь в мерцании многочисленных символов. Наше существование ограничено ими. В философском осмыслении мы пытаемся приблизиться к тому и другому, к истокам и цели»'.
Именно в ряду мерцания этих «многочисленных символов» К. Маркс не только обозначил главное отличие людей от животных - производство необходимых им средств к жизни, обеспечивающих свою материальную жизнь, но и квалифицировал различные ступени развития у какой-либо нации производства и ее «внутреннего и внешнего общения». Затем Маркс конкретизировал различные ступени в развитии разделения труда, которое еще А. Смит связывал с уровнем развития производительных сил, назвав эти ступени «вместе с тем и различными формами собственности». Первая форма собственности, по Марксу, это племенная собственность, вторая - античная общинная и государственная собственность. В условиях господства «второй» собственности, по его мнению, «впервые устанавливаются те отношения, которые мы встретим только в крупном масштабе — при современной частной собственности».
«Третья форма - это феодальная или сословная собственность».2
Выделяя эти формы собственности, К. Маркс подчеркивает, что все они покоятся «на известной общности», хотя оговаривается, что сам факт разделения труда, которое и лежит в основе самой Марксовой градации «различных ступеней» или «форм собственности» - это уже частная собственность. Об этом свидетельствует его утверждение, что «разделение труда и частная собственность это тождественные выражения: в одном случае говорится по отношению
'Ясперс К. Истоки истории и ее цель. Вып. 1-2. М., 1991. Вып. 1. С. 27. 2Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3. С. 19-22.
//. Собственность как социальная технология 115
к деятельности. То же самое, что в другом - по отношению к продукту деятельности»'.
Обозначив и конкретизировав все отмеченные нами «символы», которые и составляют более или менее целостное представление о мировом развитии, К. Маркс формулирует и саму «основательную платформу», объединяющую отдельные составляющие этого мирового развития. В этой роли, по его мнению, выступает «социальная сила, т. е. умноженная производительная сила, возникающая благодаря обусловленной разделением труда совместной деятельности различных индивидов, - эта социальная сила, вследствие того что сама совместная деятельность возникает не добровольно, а стихийно, представляется данным индивидам не как их собственная объединенная сила, а как некая чуждая, вне их стоящая власть, о происхождении и тенденциях развития которой они ничего не знают; они, следовательно, уже не могут господствовать над этой силой - напротив, последняя проходит теперь ряд фаз и ступеней развития, не только не зависящих от воли и поведения людей, а наоборот, направляющих эту волю и это поведение»2. Именно эта «социальная сила» и формирует те социальные технологии, которые, являясь, несомненно, результатом развития отношений между людьми, представляют собой некие инновационные конструкции, в которых воплощены образцы взаимодействия индивидов, наилучшим образом отвечающих потребностям развития общества в целом и каждой конкретной личности в отдельности.
Капитализм3, или рыночная экономика, которую считают наилучшей формой организации жизнедеятельности общества, есть общественная система разделения труда в условиях частной собственности на средства производства. В отличие от социализма, где сам процесс функционирования общественных отношений определяется неким эфором, в рыночной экономике (капитализме) все ее участники выступают от своего имени, но действия каждого из них, по известному мнению А. Смита, наряду с удовлетворением своих собственных нужд, направлены на удовлетворение нужд других людей.
'Там же. С. 31. 2Тамже. С. 33.
В данном случае понятие «капитализм» используется в чисто теоретическом плане, не имея ничего общего с его конкретными аналогами в качестве каких-то конкретных капиталистических стран - США, Германия, Франция и т. д.
116 //. Собственность как социальная технология
В принципе и социализм, и капитализм (рыночную экономику) можно считать также социальными технологиями. Но надо учесть главное: без конкретизации формы собственности, которая и характеризует эти явления, они остаются абстрактными феноменами. Собственность же в конкретном проявлении ее содержания и является той «социальной силой», которая прежде всего определяет само начало, базис осуществления взаимодействия членов общества, определяет не только характер всех сфер жизнедеятельности, в том числе и управленческую, но и отношение членов общества друг к другу.
Таким образом, можно констатировать сам факт перехода общества из одного состояния в качественно другое. И главной социальной технологией такого перехода является частная собственность. Приоритет частной собственности, конечно, не дезавуирует ту часть средств производства, которыми владеют и управляют публично. Главным здесь выступает то, что предприятия, находящиеся в публичной собственности и управлении, подчиняются верховной власти рынка. Ибо именно рынок направляет действия индивидов таким образом, чтобы они наилучшим образом отвечали желаниям окружающих. В действии рынка нет ни сдерживания, ни принуждения, чего нельзя сказать о государстве. Конечно, государство в условиях капитализма должно применять силу, заставляющую людей подчиниться, только для предотвращения действий, приносящих вред сохранению и спокойному функционированию рыночной экономики. Но всегда ли так бывает? Особенно на начальном этапе перехода страны на совершенно новый путь своего развития? Именно поэтому данный вопрос не только возник на начальном отрезке перехода России на рыночные рельсы своего развития, но и до сих пор остается весьма актуальным и, что особенно следует отметить, чрезвычайно трудным для своего разрешения. Доказательством чему служит, в частности, практическое блокирование бюрократией предложений Президента РФ В. В. Путина о ликвидации государственных препятствий на пути развития рынка в целом и его отдельных составляющих.