Глава 3. Место социологии управления в процессе осознания собственности как социального феномена
Анализ правового и экономического подхода к собственности показал в первую очередь эгоистичность представителей этих наук, весь смысл исследований которых чаще всего направлен на доказательство приоритета именно их дисциплины в наиболее ясном представлении этого социального явления.
Хотя еще К. Маркс в соответствии со своим методом видел сущность собственности в диалектическом единстве экономической и юридической форм. Это единство правового и экономического содержания собственности сводится к двум моментам. Во-первых, к тому, что отношение субъекта к условиям производства как «к своим собственным» ' обязательно имеет то или иное юридическое закрепление. И, во-вторых, собственность становится экономической реальностью через осуществление всей системы производственных отношений. Как Маркс говорил — «осуществление через производство», в результате чего данный юридический субъект присваивает произведенный продукт или часть его.Вместе с тем всякое распределение (присвоение) предметов потребления, согласно тому же Марксу, есть всегда лишь следствие распределения самих условий производства. Распределение же последних выражает характер самого способа производства. Например, капиталистический способ производства покоится на том, что вещественные условия^производства в форме собственности на капитал и собственности на землю не находятся в руках рабочих, в то время как масса обладает только личным условием производства - рабочей силой. Раз элементы производства распределены таким образом, то отсюда само собой вытекает и современное распределение предметов потребления2. Право же и государство, согласно марксистскому учению, являются
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 46 (1). С. 482.
2Маркс К. Критика готской программы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19.
С. 20.
3. Место социологии управления 61
надстроечными явлениями (формами), обусловленными базисными отношениями общества.
Отсюда следует, что правовая составляющая собственности «подавляется» ее экономической составляющей, так как право как обусловленная надстроечная форма не имеет собственной сущности и собственной ценности.Вообще, вопрос о послекапиталистических судьбах права как буржуазного феномена - это для К. Маркса, как и впоследствии для «юриста» В. И. Ленина, второстепенный, обусловленный и подчиненный момент того процесса, существо которого состоит в преодолении частнособственнических экономических отношений. О каком «правовом сопровождении» производственных отношений может идти речь в случае, представленном В. И. Лениным в «Государстве и революции»? «Средства производства, - писал он, - уже вышли из частной собственности отдельных лиц. Средства производства принадлежат всему обществу. Каждый член общества, выполняя известную долю общественнонеобходимой работы, получает удостоверение от общества, что он такое-то количество работы отработал. По этому удостоверению он получает из общественных складов предметов потребления соответственное количество продуктов. За вычетом того количества труда, которое идет на общественный фонд, каждый рабочий, следовательно, получает от общества столько же, сколько он ему дал... Все общество будет одной конторой и одной фабрикой с равенством труда и равенством платы»'.
В данном случае В. И. Ленин представил уравниловку, которая должна была выполнять роль своеобразного социалистического заменителя и вместе с тем антипода отрицаемого права и правового равенства. Ни о каком «научном социализме» в данном случае речь и не могла идти. По сути дела, пытаясь «расшифровать» марксовы предположения о сущности собственности в посткапиталистическом обществе, Ленин фактически воспроизвел содержание утопических учений, которые Маркс и Энгельс в свое время подвергли серьезной критике. И только через более чем половину столетия советский народ воочию убедился в том, что уравниловка, насильственным путем минимизируя активность членов общества, насаждает пассивность и застой.
А сам факт необходимости постоянной силовой поддержки принципа и норм уравниловки в условиях социализма1 Ленин В. И. Государство и революция // Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 33. С. 92, 102.
62 /. Собственность как предмет научного познания
3. Место социологии управления
63
предопределил содержание, направления, формы и методы деятельности всех нормотворческих, нормоприменительных учреждений и должностных лиц, что в конце концов и привело к гипертрофии принудительно-приказного компонента в совокупном объеме их полномочий и гибели самого идеала уравниловки в конце XX века. Вот такой оказался на практике финал реализации концепции «общественной собственности» в условиях эксперимента реализации марксистской доктрины в России...
Все эти аспекты никак не отразились в исследовательских проектах представителей экономической науки и правоведов по проблемам отношений собственности. А это свидетельствует о явной недостаточности изучения собственности как общественного феномена, как глубинных корней, знание которых только и дает представление о всесторонней роли этого явления в развитии общества, то есть именно того, что представляется чрезвычайно важным в осознании и конкретизации путей решения тех трудностей, с которыми столкнулась постсоветская Россия.
Исходя из этого необходимо расширить наши представления о собственности за счет привлечения внимания к ней со стороны представителей других научных дисциплин. Среди таковых, несомненно, важное место занимает социология, которая в свое время и оформилась в условиях осознания переходных процессов общества, совершившего свой переход от феодализма к капитализму.
Общество всегда проявляется в многообразии общественных отношений. При этом даже какое-то конкретное общественное отношение практически никогда не соответствует только экономике или какой-то другой отдельной сфере жизнедеятельности общества. Чаще всего в этом конкретном отношении неразрывно слиты, переплетены различные виды отношений — и экономические, и правовые, и социальные.
«В более широком смысле, - характеризуя это, писал И. Шум-петер, - социология обозначает всю совокупность взаимопереплетающихся и некоординированных общественных наук, среди которых наша экономическая наука, юриспруденция, политология, экология, описательная этика и эстетика (в значении социологии типов нравственного поведения и социология искусства)»'. Сюда можно присоединить и такие науки, как управление, психология и др.'ШумпетерЙ. История экономического анализа: в Зт. СПб., 2001. Т. 1.С. 31.
Комплексный характер общественных отношений, вполне естественно, также не является неким феноменом, появляющимся из ничего и оторванным от самих общественных отношений. Он вытекает из системной природы самого общества, из общественной природы труда, объективно нуждающихся в определенной согласованности действий людей в противостоянии могучим силам природы. Функции этой согласованности в обществе выполняет управление. «Управление, - отмечает В. Г. Афанасьев, - свойство, внутренне присущее обществу на любой ступени его развития»'. Всеобщий характер управления не раз подчеркивал К. Маркс, считая, что оно «необходимый момент всякого способа производства»2. Такая всеобщность управления и определила его место в системе социологической науки.
В этой связи совершенно справедливо утверждение Т.П. Галкиной о том, что не только люди управляют экономическими и политическими отношениями, но и что в этом участвуют также «незримые социальные связи». Эти связи - «социальные отношения между людьми», и задача социологии состоит в том, чтобы максимально объективно проанализировать и исследовать их с целью выявления законов, управляющих обществом». Социология, по ее мнению, «изучает общество в различных формах его проявления: от общих законов функционирования и развития до поведения малых групп и отдельных личностей»3. Становление социологии управления как практической отрасли жизнедеятельности общества связано с зарождением и развитием политической мысли в эпоху возникновения первых рабовладельческих государств и правовых систем на Ближнем Востоке.
Но только в XX веке проблемы управления начали разрабатываться особенно интенсивно.Подход к управлению носил преимущественно экономический характер, хотя социологический аспект управления постоянно оставался в центре внимания представителей самых различных общественных наук. Вызвано это было самим фактом бурного развития промышленности в XIX веке. «В то время как XIX век был веком промышленности, - пишет швейцарский ученый Г. Кендэ, - XX век занял место в истории как век административный. Промышленность занимает при этом выдающееся место, и ее мощь постоянно растет,
'Афанасьев В.Г. Системность и общество. М., 1980. С. 212. 'Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 25, ч. И. С. 356; см.: также: Т. 23. С. 342. Галкина Т. П. Социология управления: от группы к команде. М., 2001. С. 6.
64 /. Собственность как предмет научного познания
но над царством техники властвует конторская империя»'. С исследований Ф.У. Тейлора и А. Файоля, собственно, и начинается этап научного осознания этой «власти конторской империи», разработка конкретного подхода к научному анализу проблем управления производством, с которого начинаются различные концепции «научного менеджмента. «Этот конкретный подход выразился в первую очередь в выделении в управлении различных функций и их анализе. Так, например, А. Файоль расчленил процесс управления на части и с точки зрения последовательности развертывания процессов управления во времени выделил такие функции, как предвидение, организация, распорядительство, согласованность, контроль2. Данный и другие факты конкретных шагов Ф. Тейлора, А. Файоля, Г. Эмерсона и др. необходимо связывать не с возникновением управления вообще, а со специализацией в управлении. Именно эта специализация как в производстве, так и в управлении резко повышает эффективность. Однако это еще хорошо понимал и один из основателей классической политэкономии А. Смит. Подробно специализацию производства и управления рассматривал и К. Маркс в главе о кооперации в «Капитале».
Но если во времена А. Смита и К. Маркса эта специализация только еще оформлялась, а ученые лишь выявляли ее и другие особенности управления как факторы повышения эффективности производства, то в XX веке ученые попытались на основе изученного опыта внести в процесс управления «сознательный» фактор. Процесс управления стал представлять собой не только те функции, которые характеризовали специализацию, но и включил в себя этап целеустановления, а также функцию мотивации, связанную с активизацией. На основе этого возникла своеобразная школа научного управления, на базе которой представители различных общественных наук стали разрабатывать свои концепции управления. В советской социологической науке проблемы влияния этой школы научного управления весьма отчетливо прослеживаются и на первом этапе развития социологии (20-е гг.), и на втором (60-80-е гг.). Однако уже на первом этапе мы встречаемся с нарушением принципа ориентации социологии на получение идеологически нейтрального знания, независимого от социальной, прежде всего политической, позиции исследователя. Так, например, один из пионеров разработки проблем управления1 Кенде Г. Развитие и совершенствование служб управления. М., 1970. С. 362. 2Научная организация труда и управления. М., 1965. С. 362.
3. Место социологии управления 65
в 20-е годы П. М. Керженцов упрекал разработчиков НОТ в том, что они не поставили даже «задачи изучения богатейшего организаторского опыта, который дает нам революция. Мы продолжаем танцевать от тейлоровской печки, изготовленной в Америке. Заграница ведь вовсе не знает случаев, чтобы работа по НОТ начиналась и велась ячейками из самих рабочих, там это - всегда дело администрации»'. Несомненно, любой новый опыт можно только приветствовать. В том числе и участие в разработке НОТ «ячеек самих рабочих». Но в угоду политическим амбициям нельзя было отказываться от всего того ценного, «что накопило человечество», в том числе и «капиталистической техники», «формы организации производства банки, тресты, синдикаты»2 в 20-е годы, чтобы начать возрождать этот процесс через 40 лет. Так, НОТ был «реабилитирован» в 60-е годы. В середине же 60-х гг. В. Г. Афанасьевым впервые был осуществлен анализ функций управления, сделанный, как отмечено выше, в начале XX века3, который, собственно, и стал первой вехой активной разработки проблем управления вообще, и в том числе и в рамках социологической науки. Вместе с тем признание руководством КПСС того, «что без хорошего управления и совершенной организации не дадут должного эффекта ни капиталовложения, ни новая техника, ни самоотверженный труд рабочих и колхозников», управление характеризовалось как «наука побеждать»4, в которой, по мысли Д.М. Гвиши-ани, «правильное понимание соотношения и взаимодействие сознательной руководящей деятельности и объективных закономерностей развития социалистической экономики составляет методологически исходный пункт в научной разработке проблем теории управления»5. Ясно, что в этих условиях сформировавшиеся специальные социологические теории: социология организаций и социология управления - прямо «связывали» свою «проблематику» «со спецификой социального строя»6. Непосредственно же социология управления
'Керженцев П.М. Принципы организации. М., 1968. С. 288, 296. 2 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 41. С. 305; Т. 34. С. 151-190.
См.: Афанасьев В. Г. Научное управление обществом (Опыт системного исследования). М., 1968. 'Брежнев Л. И. Ленинским курсом. М„ 1970. Т. 2. С. 521; М., 1972. Т. 3. С. 43.
Проблемы научной организации управления социалистической промышленностью (по материалам Всесоюзной научно-технической конференции). М., 1968. С. 13.
Энциклопедический социологический словарь. М., 1995. С. 734-735.
66 /. Собственность как предмет научного познания
характеризовалась как отрасль социологического знания, изучающая систему и процессы управления в условиях складывающихся в обществе социальных отношений»'. Соответственным образом круг ее исследовательских проблем ограничивался теми социальными отношениями, которые характеризовали социалистическую командно-административную систему, преимущество и историческая роль которых не были подтверждены многолетней практикой развития человеческого общества. Отказ от социалистической парадигмы развития России вполне естественно должен внести соответствующие коррективы и в проблематику социологии управления, как и в социологию и другие общественные науки. Однако эти коррективы должны привноситься не автоматически, а исходя из тех конкретных изменений в обществе, которые характеризуют процесс становления в стране качественно новой парадигмы. При этом любое исследование общества, как отмечал Г. В. Плеханов, всегда приходится начинать с изучения состояния производительных сил и экономических отношений. «Но на этом, разумеется, исследование не должно останавливаться: оно должно показать, что сухой остов экономики покрывается живой плотью социально-политических форм, а затем - и это самая интересная, самая увлекательная сторона задачи - человеческих идей, чувств, стремлений и идеалов»2.
В новых условиях развития общества социолог прежде всего должен соблюдать идеологическую нейтральность, научную непредвзятость, особенно к тому опыту и знанию, которые накоплены в 70-летний период истории советской России. Ибо процесс становления новых социальных отношений в России осуществляется не революционным методом, который узаконивает насильственные формы введения нового и в экономике, и в социальной жизни, в том числе и в науке, а демократическим путем. Особое внимание социолог, в отличие, например, от ученых, связанных с технологическими изменениями в обществе, должен уделять тому обстоятельству, что за период социализма в России сложилась определенная целостность в экономической, политической и духовной сферах жизнедеятельности, укоренилась особая психология населения. Эта целостность характеризуется как способность обеспечивать собственное движение к ранее
'Там же. С. 751.
2Плеханов Г. В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю.
Соч. М., 1928-1929. Т. VII. С. 231.
3. Место социологии управления 67
заданной цели и может быть заменена лишь новой целостностью, которая формируется лишь в условиях полноценного функционирования новой парадигмы России.
Главным же способом осуществления данного процесса выступают не столько идеи и концепции, сколько конкретная положительная практика, обеспечивающая более высокий уровень удовлетворения потребностей, побуждая тем самым действия индивида к участию в самом процессе становления новой целостности в жизнедеятельности. Именно на основе этого главной целью определения будущей реальности преобразования объективной действительности должна выступать разработка проекта, связанного с научным обоснованием варианта развития социальных процессов и явлений и с целенаправленным коренным изменением конкретных социальных институтов, связанных с процессом удовлетворения потребностей.
Сама суть данного проекта должна связываться в первую очередь с решением элементарной задачи снятия остроты противоречия между производством и потреблением, разрешение которого стало невозможным в условиях действия командно-административной социалистической системы. Конечно, речь не идет о полном устранении данного противоречия, которое было, есть и остается важнейшей движущей силой развития производства. Речь идет о замене старых неэффективных форм хозяйствования на новые, с которыми связывается снятие негативных факторов в самом осуществлении данного противоречия, которые мешают объективному процессу поступательного развития общества. Будущее России сегодня связывается с рыночной экономикой, практика которой исчисляется веками и многопла-ново отражена в науке'.
Последнее ни сейчас, ни в начале 90-х гг. не было каким-то откровением для России, попытка введения в России рыночной экономики уже давно «ждала своего часа». Повторяем, именно попытка, как альтернативный вариант отдельным аспектам командно-административной экономики. При этом до начала 90-х годов речь никогда не шла
' Сказанное, не развивая специально, можно подтвердить следующими фактами: 1) избрание Б. Н. Ельцина президентом страны на второй срок, несмотря на чрезвычайно низкий рейтинг среди населения в начале избирательной кампании; 2) отказ Правительства Е. Примакова, опиравшегося на коммунистическое большинство в Государственной Думе, от демонтажа рыночных институтов; 3) включение рынка в экономическую стратегию КПРФ -самой влиятельной партии среди коммунистической оппозиции и др.
68 /. Собственность как предмет научного познания
о коренном изменении самого здания централизованной плановой системы жизнедеятельности нашего общества. Именно поэтому сама идея рыночной экономики была спокойно воспринята весьма значительной частью населения России. Вряд ли этот процесс прошел бы так же спокойно, если бы он был озвучен в другой терминологии, в большей степени отвечающей самой сути дела, например, в переходе России на рельсы капитализма, создания условий для приоритетных позиций частной собственности на средства производства и т. п., хотя, как известно, рыночная экономика и есть тот самый капиталистический способ производства и потребления, который всегда отождествлялся в сознании советского народа с капитализмом как системой, противостоящей социализму и в борьбе с которым постоянно нес материальные потери, а в военное время и людские. В данном конкретном случае, очевидно, сыграл роль тот опыт идеологической работы, которым обладали в той или иной степени наши первые реформаторы. Хотя в этом же случае далеко не лишним был бы другой, идеологический шаг, который в действительности является конкретным историческим обстоятельством. Речь идет о том, что сам отказ от того способа производства и распределения, который осуществлялся в СССР - это не отказ от социализма как идеи вообще, а форма негативного отношения к одному из конкретных вариантов осуществления этой идеи.
К тому же социализм как идеология эксплуатируется не только коммунистами, но и социал-демократами, которые долгое время занимают лидирующие позиции в целом ряде капиталистических государств, отношение которых к частной собственности на средства производства вполне лояльное. Мы же ни раньше (это вполне понятно ввиду идеологических расхождений и прежде всего по проблемам собственности между коммунистами и социал-демократами), ни сейчас об этом не говорили. Весьма специфично и наше отношение к капитализму. Само понятие «капитализм» представляется довольно туманным. Оно не включает весь перечень того, что может включать в себя капитализм как общественная система. В научном обороте сам термин «капитализм» появился гораздо позднее таких понятий, как «капитал», «капиталистическая собственность», «капиталистический способ присвоения» и т. п., которые являлись ключевыми понятиями «Капитала» К. Маркса. И даже сам факт появления понятия «капитализм», думается, в большей степени связан с научным и даже
3. Место социологии управления 69
политическим отображением действительности, чем с какой-то конкретной жизненной необходимостью. Об этом свидетельствует даже название книги Вернера Зомбарта - «Современный капитализм», опубликованной в 1902 году, в которой понятие «капитализм» впервые было введено в научный оборот.
Уже из самого названия книги представляется, что «капитализм» -это определенная составная часть некого динамичного порядка, в отличие от тех статичных констатации, которые свойственны характеристике капитализма некоторых исследователей (заметим: не только отечественных, но и ученых из капиталистических стран) и которые до сих пор не избавлены от влияния антагонистического клише: «капитализм» - это плохо, а «социализм» - это хорошо. Поэтому не случайно в отечественной литературе и официальных документах понятие «капитализм» почти не используется, а подменяется терминами «рынок», «рыночная экономика», которые не были в советской истории яркими антиподами социализма, а в большей степени были созвучны «товарно-денежным отношениям», реализация которых как «союзников» социалистических форм организации экономики в отдельные периоды этой истории (например, начало 50-х гг.) активно обсуждалась советскими учеными-экономистами. В принципе, на наш взгляд, это правильно. Причем совершенно не по идеологическим причинам, а по существу. Особенности нашей социально-экономической ситуации в постсоветское время делают значимой даже, казалось бы, довольно несущественное замечание представителя немецкой ордолиберальной школы Вальтера Ойкена о том, что понятия «капитализм» и «социализм» несут в себе больше мировоззренческий, чем научный смысл. «С помощью таких понятий, как «капитализм», «коммунизм», «социализм», и им подобных невозможно решить исследовательские задачи национальной экономии»'. Несущественным такое замечание является для западных экономистов и социологов, которые обращаются к самому термину «капитализм» только тогда, когда речь заходит о социализме как конкретно
'Ойкен В. Основы национальной экономии. М., 1996. С. 116. «Наша экономика получила название „капитализм", - предельно просто трактует этот термин П. Самуэльсон, - потому что этот капитал, или „богатство", находится главным образом в частной собственности того, кто именуется капиталистом» (см.: Самуэльсон П. Экономика. М., 1997. Т. 1. С. 39). В отечественной литературе капитализм пытался определить А. И. Кравченко (Кравченко А. И. Социология: справочное пособие. 1996. С. 214).
70 /. Собственность как предмет научного познания
3. Место социологии управления 71
о марксистской доктрине. Для нас же «капитализм» долгое время был не просто термином. В условиях господства марксистской идеологии «капитализм» представлялся не просто социологической категорией, а тем экономическим процессом, который в конце концов разрушает свою собственную институциональную структуру и в то же время создает условия для возникновения иного социального порядка, являясь предтечей социализма. Это следовало из того, что основоположник марксизма объяснял саму механику функционирования капиталистического общества с помощью своей экономической теории. Марк-сова теория общественных классов, по словам Шумпетера, «является тем аналитическим инструментом, который, соединяя экономическую интерпретацию истории с концепцией экономики, основанной на прибыли, определяет все общественные события, сводит воедино все события. Сама же социальная структура для всех несоциалистических эпох,- пишет Шумпетер, - определялась им в терминах классов - тех двух классов, которые являются подлинными участниками драмы и в то же время прямыми порождениями логики развития капиталистической системы производства, которая через них воздействует и на все остальное. Это объясняет, почему Маркс вынужден был определить свои классы как чисто экономический феномен, причем экономический в очень узком смысле слова.
Тем самым Маркс своим же подходом, с одной стороны, как бы отрезал себе путь к более глубокому анализу классов, а с другой, не вышел на более глубокий анализ капитализма, т. к. пытался его определить на основе тех же характерных черт, что и деление общества на классы. Такое, по свидетельству Шумпетера, было смелым ходом в аналитической стратегии Маркса. Ибо им он связал судьбу феномена классов с судьбой капитализма «таким образом, что социализм, который в действительности не имеет ничего общего ни с наличием, ни отсутствием общественных классов» и становится, по определению, «единственным видом бесклассового общества, за исключением первого племени»'. Хотя, как известно, социализм как политическая теория имеет много вариантов своей трактовки. Однако в силу исключительного восприятия одной Марксовой доктрины социализма
1 Шумпетер И. Капитализм, социализм и демократия. М., 1995. С. 52, 53. Еще раз отметим, что экономика - это неотъемлемая часть социального. Как, собственно, любое социальное явление может характеризоваться с экономической точки зрения.
(далеко не всегда последовательного) и в силу той исторически обусловленной парадигмы, которой определялась вся деятельность российского общества в советское время и которая не может исчезнуть в одночасье (на это требуется смена нескольких поколений), сам термин «капитализм» употреблять вряд ли уместно. Но знать содержание капиталистического способа производства и место в нем собственности надо. И прежде всего для того чтобы участники новых преобразований конкретно знали, к чему они стремятся, участвуя в реформировании. Донести эти знания до широких масс - задача социологии управления. Ибо именно эта специальная социологическая теория должна выполнять роль науки о переходе - «транзито-логии» (Д. Старк).
Как мы уже говорили, на рубеже XIX-XX вв. появившаяся наука социология отразила эпохальные перемены перехода общества от традиционности к современности, от феодализма к капитализму. В новых условиях - крушения коммунистического режима - процессы его трансформации - это, на наш взгляд, предмет уже социологии управления. Пока же в обществе новое знание существует в образе безличной трактовки «рынка» экономистами и роли в нем собственности, что создает благоприятную почву для споров и непонимания существа рыночного реформирования. К тому же, как ни странно это звучит, несмотря на многовековую историю своего существования и на популярность самого термина «капитализм», он, как и собственность, до сих пор так и не обрел своей всеобъемлющей характеристики. Чаще всего эта характеристика выступает простым набором каких-либо черт: духовные основания капитализма М. Вебера; движущая сила капиталистического развития И. Шумпетера; причины антикапиталистической ментальности Л. Мизеса и т. д. Что касается Маркса, то он известен больше всего как исследователь сущности капиталистического способа производства. Данный вопрос Маркс действительно обстоятельно исследовал, в своем «Капитале» прежде всего. Вместе с тем стоит прислушаться и к И. Шумпетеру, который заметил, что если бы Маркс для определения классов и капитализма выбрал иные основания, а именно те, которые связаны с частной собственностью на средства производства, то его определения были бы более Удачными. Данное обстоятельство связано в первую очередь с тем, что, исследуя сущность капиталистического способа производства, Маркс, начиная с анализа товара, сразу же «погружается» в «котел
72 /. Собственность как предмет научного познания
кипящих фраз» об «эксплуатации» и «обнищании», остужая в нем тот «холодный металл экономической теории» (Шумпетер), который и характеризует его как оригинального ученого.
Обозначив историческую роль необходимости частной собственности в своих философских работах, Маркс в «Капитале» утверждает, что, как только капиталистическое производство становится на собственные ноги, «процесс, создающий капиталистическое отношение, не может быть не чем иным, как процессом отделения рабочего от собственности на условия его труда, а так называемое первоначальное накопление «есть не что иное, как исторический процесс отделения производства от средств производства». «Исходным пунктом развития, создавшего как наемного рабочего, так и капиталиста, было рабство рабочего» считает Маркс, обрекая тем самым на стагнацию социальную структуру капиталистического общества, в которой капиталист (вместе со своими наследниками) навсегда таковым и оставался. Как и пролетарии (со своими наследниками). Насколько верно объяснил Маркс теорию первоначального накопления в «Капитале» («завоевание», «порабощение», «разбой») становится ясно сегодня, когда буквально всех собственников в новой России «подверстывают» под Марк-совы «формы» создания первоначального капитала.
Вместе с тем именно Карл Маркс, как никто другой, внедрил в анализ экономических явлений социологию, показав все то главное социальное значение и предопределенность экономических факторов, которые до него чаще всего омертвлялись в экономических категориях. Признавая факт непоследовательности Маркса в трактовке каких-то явлений, заметим, что именно в работах К. Маркса и его соратника Ф. Энгельса обнаруживается сам «ход» зарождения частной собственности - основы капитализма, истоки которого генетически связаны с системой потребностей. Уже сама удовлетворенная потребность, действие удовлетворения и «уже приобретенное орудие удовлетворения» ведут к новым потребностям», - утверждали они в „Немецкой идеологии"»'. И совершенно ясно, если бы Маркс продолжил бы эту мысль, то мы бы имели ясное представление и об источниках капитала, и о капиталистическом способе производства и т. п. Однако, одержимый идеей «найти» корни эксплуатации пролетариата, Маркс уже в самом начале своей главной работы
'Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 27.
3. Место социологии управления 73
.«оторвал» продукт труда - товар от предметной деятельности людей как сферы удовлетворения их потребностей.
Совершенно выпадает из логики «Капитала» и глава о первоначальном капитале, которая, по идее, должна была бы стать одной из главных в работе, т. к. без первоначального накопления (каким бы способом оно ни появилось) не может появиться и тот капитал, который является движущей силой капиталистического производства. И снова здесь нельзя обойтись без изучения роли в этом процессе собственности, несмотря на эти «пробелы», даже те «наработки» Маркса в области исследования проблемы собственности, о которых мы говорили выше, представляют значительный вклад в процесс объяснения феномена ценности собственности, свидетельствуют о наличии стремления у людей к ее обладанию со всеми вытекающими отсюда последствиями. Но это, думается, даже мешало Марксу сосредоточиться на тех жестких рамках своей теории, которые гасили всякую мысль о том, что именно экономическая несвобода, неблагоприятные условия труда и его оплаты и «выталкивает» пролетариев в экономических отношениях к их необходимости в свободе, к независимости от подневольного труда, от материальной нужды, наконец. И именно обладание собственностью - главный фактор выхода из той экономической несвободы, о которой говорит Маркс. Но это и смена самой общественной формы удовлетворения потребностей человека, принуждающей его подчиняться ее требованиям. Здесь же следует искать и те истоки необходимости образования «первого взноса в мир капитала» -первоначального накопления. Маркс же, признавая, что товар есть внешний предмет, вещь, «которая благодаря ее свойствам, удовлетворяет какие-либо человеческие потребности», считает несущественным то, «как именно удовлетворяет данная вещь человеческую потребность: непосредственно ли, как жизненное средство, т. е. как предмет потребления, или окольным путем, как средство производства»'. Однако Маркс не был бы тем, кем он был, если бы пусть и такими же «окольными путями» не коснулся некоторых аспектов происхождения капитала. Считая исходным пунктом капитала товарное обращение, а историческими предпосылками его возникновения - товарное производство и развитое товарное обращение, торговлю, Маркс признает, Что каждый «новый капитал» при своем первом появлении «на сцене,
'Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 43.
74 /. Собственность как предмет научного познания
т. е. на товарном рынке, рынке труда или денежном рынке, неизменно является в виде денег, - денег, которые путем определенных процессов должны превратиться в капитал» и которые «представляют собой как раз такой превращенный образ товаров, в котором погашены все особенные потребительные стоимости последних»1.
Почему же Маркс отказывает пролетарию из своей заработной платы, из других источников его деятельности образовывать так называемый «фонд» первоначального накопления в реальной форме частной собственности? Думается, что пролетариев, которые стремились создать такой «фонд» как условие создания своего бизнеса, а следовательно, и условие перехода в другой «класс» социальной структуры было немало. Да, пролетарий, имеющий сбережения, еще не капиталист, не носитель «движения капитала»2. Но он уже собственник, являющийся, образно говоря, частью той социальной базы, из которой и рекрутируются капиталисты. «Как раз в начальной стадии капитализма в целом и каждой индивидуальной карьеры в отдельности, - отмечал по этому поводу Шумпетер, - сбережения были и остаются важными элементами процесса, хотя и не в том смысле, как считала классическая экономическая теория»3. И уже совсем не вписывались в Марксову концепцию первоначального накопления те пролетарии, которые имели свой бизнес, продолжая трудиться на заводе, фабрике. Так, например, широко известны факты, когда рабочие и частных, и государственных предприятий дореволюционной России держали наемных работников, которые занимались извозом и т. п. В сельском же хозяйстве вообще возникла целая социальная страта сельской буржуазии («кулаков», как их называли большевики), которую потом пришлось изымать из советского общества и отправлять в ссылку. Конечно же, при определенном благоприятном для владельца бизнеса стечении обстоятельств эти капиталисты-пролетарии переходили в другую социальную группу, хотя, следуя логике Маркса, занимались эксплуатацией наемного работника еще в «ранге» пролетария.
В связи со всем сказанным и особым многоаспектным местом собственности вряд ли истинным является сам процесс капиталистического производства, который Маркс представляет исключительно как
'Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 157, 161.
2Там же. С. 163.
3Шумпетер И. Капитализм, социализм и демократия. С. 49.
3. Место социологии управления 75
процесс постоянного превращения вещественного богатства в капитал, «в средства увеличения стоимости для капиталиста и в средства потребления для него». Рабочий же, утверждает он, «постоянно выходит из этого процесса в том же виде, в каком он вступил в него: как личный источник богатства, но лишенный всяких средств, для того чтобы осуществить это богатство для себя самого». Капитал же, «отчужденный в обмен на рабочую силу, превратится в жизненные средства, потребление которых служит для воспроизводства мускулов, нервов, костей, мозга рабочих, уже имеющихся налицо, и для производства новых рабочих» '. Данная ситуация, возможно, и имела место в первые десятилетия развития капитализма. Но уже в конце XIX века ни в коей мере не соответствовала действительности. В той же России того времени фабриканты «происходили» чаще всего именно из рабочих.
Действительно, рабочая сила становится капиталом, вернее, «личной формой существования» капитала, после соединения ее со средствами производства - это утверждение Маркса справедливо. Но утверждение, что «всякое предприятие, занимающееся производством товаров, становится вместе с тем предприятием по эксплуатации рабочей силы, а в условиях капиталистического товарного производства особенно»2, верно лишь в «технологическом» плане, и вряд ли оно носит всеобъемлющий характер по отношению к «свободному наемному рабочему», не являющемуся собственностью капиталиста.
Особо следует отметить утверждение Маркса (правда, в трактовке Энгельса) о том, что «целью капитала является не удовлетворение потребностей, а производство прибыли»3. Данное положение трактуется сегодня в сотнях тысяч уставных документов частных предприятий России, возможно, «в пику» бытующему представлению об общественном советском производстве, целевое назначение которого всегда увязывалось с удовлетворением жизненных потребностей населения страны. На практике же, как известно, именно при капитализме постоянно наблюдается перепроизводство товаров, когда социалистическое производство порождало постоянную нехватку. Из чего можно сделать вывод, что цель - получение максимальной прибыли — это и есть конкретный способ удовлетворения потребностей владельца
'Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 583, 585. Там же. Т. 24, С. 44. Там же. Т. 25, ч. I.C. 281.
76 /. Собственность как предмет научного познания
капитала (предприятия, средств производства), ведущий к удовлетворению потребностей и других членов общества. Именно таким опосредованным способом «капитал» соединяется с рабочей силой, или «личной формой» его существования, и разрушается та система Маркса, в которой капитал становится таковым только в руках особого класса капиталистов и не является капиталом в руках пролетариев. И именно таким образом дезавуируется тезис Маркса о том, что с ростом капитала происходит процесс обнищания народа, а увеличение нормы прибыли увеличивает его эксплуатацию.
Отмеченные недостатки Марксового анализа в области формирования способа капиталистического производства и его воздействия на человеческие отношения «с лихвой» восполнены его гениальными открытиями в области теории экономического развития. Утверждая, что централизация средств производства и обобществления труда в определенном случае становятся несовместимыми с их «капиталистической оболочкой» и «она взрывается», Маркс первым из «классических экономистов» попытался вырваться из той «колеи статистического представления» (Шумпетер), в которую каждый раз попадали исследователи, пытавшиеся выяснить непосредственный процесс развития экономической жизни общества. Однако сама капиталистическая частная собственность в этом случае не исчезает, а видоизменяется. Ибо в данном случае разрушается не капитали-стический способ производства, тем более не та общественная формация, «покоящаяся» на его основе и характеризующаяся непримиримой борьбой двух антагонистических классов, которую мастерски представил Маркс, а одна из форм существования капиталистической экономики. В данном конкретном случае происходит именно то, о чем говорил сам Маркс: «механизм капиталистического процесса производства сам устраняет те преходящие препятствия, которые он создает»'. Другое дело, что Маркс, сосредоточившись на выстраивании системы доказательств своей теории, не смог верно понять (или не захотел понять) саму природу и механизм процесса происходящих индустриальных изменений, хотя и сумел его увидеть гораздо лучше, чем какой-либо экономист его времени. Лишь через полвека попытку снять «мистическое туманное покрывало»2 с капиталистической экономики, как говорил Маркс, предпринял известный
'Там же. С. 633.
2Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 90.
3. Место социологии управления
77
австро-американский экономист И. Шумпетер, досконально изучивший труды Маркса и высоко его ценивший. Свою теорию развития Шумпетер представляет как феномен того, что еще не заключено в признании факта существования особого явления: специфический, ориентированный на данное метод исследования и вытекающие из него явления и связанные с ними проблемы есть теория разграниченных таким образом изменений теории свершения кругооборота, теория перехода народного хозяйства от заданного на каждый момент времени центра тяготений к другому («динамика») в отличие от теории самого кругооборота, от теории постоянной адаптации экономики к меняющимся центрам равновесия и ipso facto также влияний этих изменений («статика»)1.
Конкретно под «развитием», исходя из своей теории, Шумпетер понимает «лишь такие изменения хозяйственного кругооборота, которые экономика сама порождает, т. е. только случайные изменения у «предоставленного самому себе, а не приводимого в движение импульсами извне народного хозяйства»2. Ярким примером последнего и является ситуация в социалистическом хозяйстве, все изменения в хозяйственном обороте которого и происходят (или должны происходить) в результате соответствующих директив сверху. Ясно, что о каком-то действительном развитии в условиях данного способа производства речь не может идти. То же самое, исходя из теории Шумпетера, можно сказать и применительно к капиталистической системе, когда сторонники статической теории в трактовке хозяйственного развития основываются «только на изменениях показателей и на еще большей адаптации экономики к ним». Не рассматривает он в качестве «процесса развития» и обычный рост экономики, выражающийся в увеличении населения и богатства, что характерно также для любой экономической системы. Но принципиальное различие между социалистической (командно-административной) и капиталистической системами, исходя из рассматриваемой теории Шумпетера, состоит в том, что только в последней существуют объективные условия действительного развития.
Эволюционный характер капиталистического процесса, по мнению Шумпетера, объясняется не только тем, что экономическая жизнь протекает в социальной и природной среде, которая изменяется и меняет
1 Шумпетер И. Теория экономического развития. С. 157. 2Тамже. С. 154.
78 /. Собственность как предмет научного познания
тем самым параметры, при которых совершаются экономические действия. Такие, например, факторы, как война, революция и т. п., конечно же, влияют на перемены в экономике (Октябрьская революция в России в данном случае далеко не единственный пример такого рода перемен), но они «не являются первоисточниками этих перемен». Не являются таковыми и автоматический рост населения и капитала, «причуды монетарной политики» и т. п. «Основной импульс, который приводит капиталистический механизм в движение и поддерживает его на ходу, исходит от новых потребительских благ, новых методов производства и транспортировки товаров, новых рынков и новых форм экономической организации, которые создают капиталистические предприятия»'. Именно в силу этого капитализм как «форма или метод экономических изменений» «никогда не бывает и не может быть стационарным состоянием»2. Именно поэтому после осознания кризиса и бесперспективности командно-административного способа хозяйствования в России обратились к капитализму, который всей своей практикой доказал свою эффективность прежде всего в качестве способа успешных экономических изменений. Вполне естественно, что после многолетней критики капитализма и выставлении его антинародным режимом отношение к нему в постсоветской России, мягко говоря, будет весьма прохладным. Вместе с тем сам факт обращения к нему как способу выхода из глубокого кризиса социалистической системы - это уже положительная оценка места в истории. И это уже не оценка, вытекающая из эмоций или канонов советской идеологической нравственности, а признание исторического факта, что «капиталистический процесс не случайно, а в силу самого своего механизма все более поднимает уровень жизни масс»3.
Именно поэтому весьма важной представляется оценка Шумпетером социальной направленности капиталистического способа производства. «Капиталистическое развитие, - писал он, - обычно состоит не в том, чтобы изготовить большое количество чулок для королевы, а в том, чтобы, затрачивая на их изготовление все меньше и меньше усилий, сделать их доступными для девушек-работниц»4. Капиталистический
1 Шумпетер И. Капитализм, социализм и демократия. М., 1995. С. 126. 2Там же.
3 Там же. С. ПО.
4 Там же. С. 109. «Нет более пагубного мифа для дискредитации экономической системы, которой мы обязаны нашей цивилизацией, чем легенда о том,
3. Место социологии управления
79
механизм - это прежде всего механизм массового производства, и, естественно, в любом случае вектор результативности его развития направлен именно на массового, а не единичного потребителя. В то же время не остаются без его «внимания» и эксклюзивные интересы единичного потребителя. Заметим, что К. Маркс и Ф. Энгельс высоко оценивали роль капитализма в мировой экономике'.
Но именно эта социальная составляющая капитализма, определяющая в конечном счете его историческое место и необходимость, до сих пор не осознается в постсоветской действительности России. Даже после двадцатилетнего опыта практического рыночного реформирования России этот способ хозяйственной деятельности представляется неким «черным ящиком», специфика функционирования которого скрыта даже от «глаз» реформаторов. В этой связи сам процесс рыночного реформирования России до сих пор осуществляется путем создания условий для автоматического проявления неких закономерностей действия рыночной экономики. Можно сказать, что именно в ожидании такого экономического «чуда» и находилось население страны на протяжении всех 90-х годов XX столетия. Ясно, что «чуда» не произошло. Но многие негативные явления проявились весьма отчетливо. И во многом их появление связано не только с просчетами представителей экономической науки и наших реформаторов-практиков, но и с отстраненностью от рыночного реформирования социологии, «обслуживанием» социологами экономических схем реформирования и пассивным ожиданием каких-то изменений в социальной сфере и критикой возникающих недостатков.
Новая парадигма развития России заставляет представителей всех общественных наук подходить к анализу рыночной действительности более объективно. Это, естественно, не значит, что ученые не должны критиковать недостатки рыночной системы, которые есть и будут. Главное на сегодня другое: глубокий анализ рыночного хозяйствования. Причем в центре этого анализа должно находиться исследование
что условия жизни рабочего класса ухудшались вследствие развития капитализма. Капитализм создал пролетариат, он дал и продолжает давать ему жизнь», - утверждал Ф. фон Хайек. Он же доказательно развенчал утверждения некоторых прогрессивных писателей (Б. Рассела) и историков (Ф. Уот-кинса) о пагубном влиянии рынка и капитализма на материальное положение трудящихся и населения в целом (см.: Хайек Ф. А. фон. Познание, конкуренция и свобода. СПб., 1999. С. 101-110). 'Маркс К. Соч. Т. 4. С. 425-426.
80 /. Собственность как предмет научного познания
тех социальных связей и отношений, которые связаны с собственностью и лежат в самом основании самоосуществления капиталистического способа производства и которые для западных исследователей не представляли интереса, т. к. ситуация со становлением этого способа производства, а тем более с «осознанием» существа собственности у них была совершенно иная. Именно в этой связи возрастает роль социологии. Тем более что отечественная экономическая наука и наши правоведы, о чем мы говорили выше, пока не разработали какую-то отчетливую концепцию процесса рыночного реформирования и роли в этом собственности именно в России, тем самым не обосновав и в целом саму перспективу развития страны.
Конечно, сам объект реформирования - постсоветское общество -не имел аналогов в мировой практике1. Отсюда и возникает необходимость учета тех особенностей, которые охватывают не только экономику, но и все социально-политические отношения и ментальность населения. То есть всего того, что проигнорировали наши первые реформаторы. Но все это не связано с внесением какой-то специфики в тот механизм рыночной экономики, который является стержнем всех хозяйственных порядков системы менового хозяйства. Дело совсем в другом - в теоретическом осмыслении самого хода исторического становления хозяйственного процесса.
Как известно, сам факт отпочковывания социологии от философии, в рамках которой она существовала как «социальная философия», связан с необходимостью создания новой науки, сочетающей теоретический анализ общественной жизни с эмпирическим исследованием социальных факторов,
Но отношение наших социологов к пониманию самого «социального факта» в условиях «подгонки» социальной жизни под «известные стандарты» марксистско-ленинского учения не являлось научным. К социальному факту социологи подходили не как компоненту системы знания, а как простому «статистическому факту»2. Впоследствии О. Яхот определил этот ленинский термин как «типические,
1 Вряд ли здесь стоит говорить о специфичности России как исторического феномена. Ученые уже доказали, что не будь этой «специфики» в историческом ходе развития России, не было бы и Октябрьской социалистической революции в стране (см.: Павлюк Н.Я. Свободное предпринимательство в России: социология становления. СПб., 1998. С. 106-125). 2См.:Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 27. С. 142.
3. Место социологии управления 81
свободные числовые характеристики, основанные на социально-организованном массовом наблюдении социальных явлений»1. Именно поэтому в конкретно-социологических исследованиях социальный факт чаще всего выступал элементарным компонентом системы знания.
В новых условиях жизни России социальный факт требуется рассмотреть уже в ином плане - онтологическом. В свое время В. А. Ядов дал характеристику этому плану. «В онтологическом смысле факты суть любые независимые от наблюдателя состояния действительности или свершившиеся элементарные события»2. Однако подробно данный план рассмотрения социального факта В. А. Ядов не описал. Да, собственно, ему это и не было тогда нужно. Ему, как и любому другому социологу, было вполне достаточно и простого логико-гносеологического плана, согласно которому социальным фактом называли знание, полученное путем описания отдельных фрагментов реальной действительности в каком-то пространственно-временном интервале.
Сегодня же онтологический план рассмотрения социальных фактов в социологии становится основным. Ярким подтверждением сказанного являются те массовые социологические исследования проблем предпринимательства, которые были характерны для нашей страны в период с 1993 г. по 1998 год. Большинство из них осуществлялось в рамках простого логико-гносеологического плана. И лишь в немногих статьях и монографиях делались попытки осмыслить предпринимательство в онтологическом плане. Это привело к тому, что узкая сфера деятельности предпринимателей (в понимании экономистов) -область деятельности малых и средних предприятий - и представлялась «полем» капитализма, а все остальное - всецело государственной сферой. Даже специальное министерство было создано (Госкомитет по работе с малым бизнесом). Именно этот «островок» предпринимательства социологи, «ведомые» экономистами, рассматривали в статике. На первый план и у них, как и у экономистов, о чем мы говорили выше, выдвигались задачи поиска ассоциации старого с новым, попытки конвергировать социализм с капитализмом. Это же характерно было и для самих практиков - руководителей и работников
'Яхот О. О. Социологические исследования и некоторые теоретические вопросы статистики // Вопросы философии. 1963. № 5. 2ЯдовВ.А. Социологическое исследование (методология, программа, методы). М., 1972. С. 19.
82 /. Собственность как предмет научного познания
малых предприятий'. Но тот же Шумпетер, хотя и сам высказывался
0 такой возможности в теоретическом плане еще задолго до «бума конвергенции» 50-60-х гг., считал очевидным то, что свойственный капиталистической форме экономики метод, «достаточно важный, чтобы служить ее differentia specifica (характерной особенностью) -направлять народное хозяйство на новые рельсы, ставить его средства на службу новым целям, - противоположен методу, принятому в любого рода замкнутой или плановой экономике и состоящему просто в осуществлении командной власти управляющего органа»2. Подчеркнем: именно все народное хозяйство, а не его отдельную часть. Именно исходя из противоположности этого метода, наверное, надо подходить и к самой проблеме конвергенции.
Сказанное, несомненно, было нам известно из многочисленной научной литературы, в которой критиковалась капиталистическая практика и говорилось о несовместимости с ней практики социалистической. Однако и в данном случае вместо онтологического плана осмысления социальных фактов, управленческих и экономических конструкций, например, частной собственности, впервые представших перед нами не в качестве объекта критики, а как элементы развития собственного общества, мы стали применять логико-гносеологический план. И в этом случае нам вполне реальным представлялось, что та же теоретическая концепция Шумпетера совершенно определенно открывает нам всю внутреннюю структуру основного феномена экономического развития. Ознакомившись с ней, кажется, что три главных ее структурных элемента осознаются вполне отчетливо и помогут нам в нашей реформаторской деятельности «заменить» базовые элементы старой системы: его теория развития вытеснит Марксову
1 Это следует из материалов социологических исследований, проведенных с участием автора (руководитель исследования - Н.Я. Павлкж) в 1997 г. в 30 регионах РФ, в каждом из которых проводилась репрезентация по 25 сферам деятельности малых предприятий. Опрошено 5000 субъектов малого предпринимательства. Был проведен также опрос экспертов представителей всех основных групп, имеющих отношение к развитию малого предпринимательства, налоговых служб и т. п. Среди главных бухгалтеров малых предприятий Ростовской, Орловской и Московской областей было проведено качественное исследование методом фокус-групп. На материалах исследования была подготовлена монография (см.: Павлюк Н.Я., Рохми-стров М. С. Роль государства в становлении системы свободного предпринимательства в России. М., 1999).
2Шумпетер И. Теория экономического развития. С. 163.
3. Место социологии управления
83
Модель развития; на место руководства КПСС придет новый «эфор» -банкир, который благодаря выдаваемым им кредитам делает возможным процесс осуществления новых комбинаций - «формы и содержания развития», в понимании Шумпетера; место не имеющейся у нас буржуазии займут предприниматели.
Однако эта, кажущаяся на первый взгляд формальной субституция возможна лишь на каком-то совершенно оторванном от практики, чисто мыслительном, уровне. Ибо даже в самой концепции Шумпетера вышеотмеченные три момента фигурируют как самостоятельные лишь теоретически. Хотя все три этих момента и представляют собой, как выражался Шумпетер, некое «единство», но все же именно третий можно назвать «собственно феноменом экономического развития, именно он лежит в основе предпринимательской функции и поведения хозяйственных субъектов, являющихся их носителями».
Данное утверждение представляется нам весьма важным. Оно, как правило, никогда не фигурировало в анализе творчества Шумпетера, в том числе и среди отечественных ученых. У них как правило речь идет о характеристике непосредственно предпринимателей, которые у Шумпетера представлены как хозяйственные субъекты, «функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент».
Анализируя «собственно феномен экономического развития», Шумпетер выделяет в нем два аспекта: «объект и средство». «Первый - это осуществление новых комбинаций, второй, в зависимости от общественного строя - это командная власть или кредит»'. Отождествление «командной власти» и «кредита» в качестве «средства», казалось бы, несопоставимые вещи. Первая - инструмент социального действия, второй - финансовый инструмент. И если с позиции социологии управления «командная власть» вполне вписывается в ту ее предметную плоскость, которая была определена в период существования социализма, то «кредит» можно квалифицировать как категорию финансовой науки, суть которой едина и в условиях социализма, и в рыночных условиях. Однако, если исходить из рыночной действительности, сама социальная и финансовая природа данных понятий уходит на второй план. А на первый - выходит понимание их как средств управления процессом развития экономики, элемент
'Шумпетер И. Указ. соч. С. 169-270.
84 /. Собственность как предмет научного познания
менеджмента. Сказанное, казалось бы, приводит нас к выводу, что при исследовании рыночных элементов социология должна «уступить» место экономической науке, а такая ее специальная теория, как социология управления всецело связана с использованием в экономике «командной власти».
Имеет ли какие-то основания данное предположение?
На наш взгляд нет, не имеет.
Во-первых, потому, что в условиях новой парадигмы развития России ей должна соответствовать и новая парадигма науки в целом. Если в естественных науках эта новая парадигма связана лишь с изменениями в их организации, то в общественных науках, как и в форме ^хозяйствования, меняется сам метод. Вполне естественно, что с изменением метода, наука, в нашем случае - социология не исчезает. Изменяется лишь та совокупность, система основных познавательных приемов, процедур, с помощью которых осуществляется научное исследование. В нашем случае социологический метод, сохраняя в себе общенаучные элементы и присущие социологии принципы организации научной деятельности, должен исключить саму оценку (утверждения ценности), факт субъективного предпочтения той или иной позиции, утверждение того или иного мнения, базируясь исключительно на марксистско-ленинской теории, как доктрины, преследующей интересы одной социальной общности - рабочего класса, а не общества в целом'.
Во-вторых, социология как наука оформилась в середине XIX века, когда старый феодально-абсолютистский характер общественной организации, основанный на жесткой регламентации экономической, политической и духовной жизни людей, вытеснялся процессом становления общества, основанного на самоорганизации всех его сфер. Именно появление всех этих новшеств и обусловило потребность в новой науке об обществе, ибо ни одна другая из уже существовавших общественных наук не обладала таким универсальным методом, который не только способствовал получать положительное (positivisme - фр.) знание социальных явлений, но и позволял научно обоснованное вмешательство в процессы управления социальной жизнью.
В-третьих, социология управления, сформировавшаяся в социалистической системе как отрасль знания, изучающая систему и процессы
'Приоритет идеологии научного коммунизма был отражен в Конституции СССР (см.: Конституция СССР. М„ 1987. С. 5).
3. Место социологии управления
85
управления в условиях складывающихся в обществе социалистических отношений, обладала значительным внутренним потенциалом, полностью раскрыться которому мешала классовая ограниченность самой сферы социального управления в административно-командной системе общества. Общая характеристика метода новой парадигмы социологии управления заключается в том, что она стремится добыть новое знание о социальных явлениях также с учетом особенностей социальной жизни, но не с позиции преследования при этом интересов какого-то отдельного класса или другой социальной общности (партии, социальной группы и т. д.), а с позиции идеологической нейтральности. Главным требованием к инструментарию социологических исследований при этом выступает некая уравновешенность положительных и отрицательных вариантов в утверждении определенной оценки социологического знания. И с этих позиций социология управления как идеологически нейтральная теория преимущества и недостатки того или иного типа общества не объясняет с позиции какой-то одной идеологии, с позиции классового интереса, с позиции платформы какой-то одной партии и т. п. Только при условии осуществления такого подхода к методу социологии управления данная отрасль социологии может стать действительно научным источником познания тех особенностей новой парадигмы развития России, которые не смогли, а в силу своей специфики, возможно, и не могут выявить другие науки и специальные научные теории.
Социология управления, справедливо отмечает Т. П. Галкина, пограничная наука. «Она появилась на стыке двух самостоятельных наук: социологии и управления». Если продолжить данную мысль о стыке наук, получится очень интересная система взаимодействия различных наук, которая при условии нового отношения к социологии управления в значительной степени расширяет ее возможности как научной отрасли, способной исследовать теоретические и эмпирические особенности становления новой парадигмы в развитии России. Представим здесь лишь некоторые фрагменты затронутой выше проблемы «стыка наук». Прежде всего рассмотрим управление как некий «самостоятельный» «стыковочный узел». Научное управление нельзя представить вне экономики и социальной жизни людей, следовательно, социология управления «стыкуется» и с экономикой. Идеи родоначальника научного управления Ф. У. Тейлора, как известно, покоились не только на политэкономии, но и на психологии. Аналогичным
86 /. Собственность как предмет научного познания
образом можно обозначить стыки управления с информатикой и другими науками. При этом объект социологического познания - общество как социальный организм - сохранятся. Ибо управление в самом широком смысле слова - это деятельность групп людей, соединяющих свои усилия для достижения общих целей'. Сохраняется и акцент социологии, связанный с необходимостью целенаправленного воздействия на коллективы людей для организации и координации их деятельности.
Даже такой поверхностный анализ новой парадигмы социологии управления свидетельствует о том, что становление новой формы жизнедеятельности российского общества, основанного на рыночной экономике, вполне соотносится с ее предметной областью. Что касается тех элементов рыночной экономики, которые сегодня представляются исключительно как категории экономической науки, то при соответствующей глубине анализа их родовых признаков социологии управления вполне «по силам» не только «вскрыть» их социальную природу, но и объяснить их субъективно-объективную конкретность в социальной природе общества. Речь в данном случае идет о собственности, феномен которой предметен далеко не только праву и экономике.
Как известно, управление связано с необходимостью удовлетворения индивидуальных потребностей посредством объединения усилий участников этого процесса, удовлетворения в определенной сфере общественной жизни, рамки которой и определяются в социологии как «социальная сфера». Конечно, сама определенная потребность является основой любых усилий и действий индивида, но особое социальное состояние жизни человека формирует такое начало, как сознание. Именно благодаря сознанию возникает какая-то мотивированная сфера человеческой целенаправленной деятельности, накапливается в виде информации тот опыт взаимодействия индивидов, который позволяет формировать особые формы регуляции жизни общества в целом. Сказанное, конечно, не вносит полную ясность в то определение «родового понятия», как элементарной, но жизнеспособной, саморазвивающейся микросистемы2, но, на наш взгляд, вполне может свидетельствовать, что сами корни «родового понятия»
1 Галкина Т. Л. Социология управления: от группы к команде. С. 5, 8.
2О таком подходе к «родовому понятию» в свое время писал П. Сорокин
(см.: Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 190-191).
3. Место социологии управления
87
следует связывать с осознаваемыми потребностями. И преимущество социологии в осознании всего социокультурного пространства именно в том, что она рассматривает любое социальное явление, самого человека не как некое обособленное «социологическое существо», как, например, экономика, которая оперирует понятием homo economicus, искусственно отбрасывая в личности человека все «неэкономическое», а такими как они есть на самом деле. «Социология, - отмечал М. Вебер по данному поводу, - рассматривает отдельного индивида и его действие как первичную единицу, как „атом" (если считать допустимым это само по себе сомнительное сравнение...). Такие понятия, как „государство", „сообщество", „феодализм" и т. п., в социологическом понимании означают - если выразить это в общей форме - категории определенных видов совместной деятельности людей, и задача социологии заключается в том, чтобы свести их к „понятному" поведению, а такое сведение всегда означает только одно - сведение к поведению участвующих в этой деятельности отдельных людей»'. И, добавим к сказанному, изучению того аспекта потребностей и интересов людей, которые без отношений собственности никак не могут характеризовать это поведение. С позиции сказанного, на наш взгляд, социологический анализ новой парадигмы развития России становится более предметным и понятным. Конкретное место в этом анализе обретают и те потребности и интересы, которые с позиции многих экономистов, в том числе и современных российских, никак не вписывались в рыночный характер жизнедеятельности общества. Сказанное всецело относится к созданию новой социологической теории предпринимательства Н.Я. Павлюком и С. Н. Рохмистровым2, основывающейся на опыте почти 300-летней истории научного осмысления предпринимательства и положении К. Маркса о том, что работник как собственник рабочей силы имеет возможность распоряжаться ею и «должен быть свободным собственником своей способности
1 Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 507. В западной социологии помимо данного подхода М. Вебера, который относится к точке зрения по поводу определения родового понятия - «социологическому номинализму», есть и другие - «социологический реализм» (Э. Дюркгейм) и точка зрения Т. Парсонса, предпринявшего попытку объединить достоинства каждой из вышеназванных.
2Павлюк Н.Я., Рохмистров С.Н. Четвертый раунд рыночного реформирования. М., 1999; Павлюк Н. Я., Рохмистров С. Н. Социология предпринимательства. М., 2004.
88 /. Собственность как предмет научного познания
к труду, своей личности»'. Именно последнее является важнейшей особенностью возникновения потребностей и интересов и определяет сам спектр их возникновения и удовлетворения. А о том, что в этот спектр должны входить потребности в кардинальном изменении не только экономики, но и всей общественной жизни населения постсоветской России, свидетельствовал выбор большей его части, поддержавшей в свободном выборе новую платформу первых российских реформаторов.
Вместе с этим социологическая теория предпринимательства так и останется теорией,оторванной от практики,если не будет рассмотрено само движущее начало реализации этой теории - собственность, но рассмотрено не в отрыве от этой теории, как исследуют собственность большинство экономистов, а в границах предмета социологии управления, как теоретической базы перехода России к своей новой парадигме развития. Ибо, во-первых, только с позиции социологии управления можно представить саму целостность переходного периода и, во-вторых, только исходя из этой целостности можно понять само существо собственности как социологического феномена, играющего определяющую роль в переходных состояниях общества. Именно решение этой задачи сегодня позволит более ясно и представить сам ход становления новой России, и более предметно использовать имеющиеся у общества средства.
'Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 178.