<<

Христианство

Статья увидела свет в 1753 г. в III томе Энциклопедии. Автор не установлен. Перевод и комментарии Н.В. Ревуненковой.
      1. Амасис (Яхмос II) - египетский фараон (570-526 до н.э.).
        Его имя упоминается в числе шести великих законодателей Египта.
      2. Мневис - имя черного быка, в образе которого древние египтяне почитали бога растительности и отправляли культ Ра-Атума.
      3. Зороастр, распространивший свою религию в Восточном Иране (Бактрии), жил, вероятно, во второй половине VII в. до н.э.
      4. Замолксис - мифический законодатель фригийских гетов.
      5. Веста в Риме (Гестия в Греции) - богиня семейного очага и жертвенного огня.
      6. Аримаспы - в античной мифологии воинственные одноглазые люди, жившие на се- веро-востоке Европы (см.: Геродот. История в девяти книгах. Пер. и примеч. Г. А. Стра- тановского. Под ред. СЛ. Утченко. JI., 1972. С. 173).
      7. Минос - легендарный царь Кносса (о. Крит), герой древнегреческих мифов. Ему приписывалось создание законов в могущественной Критской державе. Радамант, брат Миноса, - строгий, но справедливый судья.
      8. Триптолем - легендарный первый хлебопашец, научивший греков земледелию.
      9. Древнегреческий философ и математик Пифагор (вторая половина VI в. до н.э.) основал в италийском городе Кротоне политический союз, который был также философской школой и религиозным братством.
      10. В италийском городе Локры, бывшем в середине VII в. до н.э. греческой колонией, были введены письменные законы, приписываемые Залевку (а не Залхию, как говорится в статье).
      11. О Ликурге см. примеч. 5 к ст. "Демократия".
      12. Нума Помпилий - второй царь Древнего Рима (по традиции 715-673/2 до н.э.), которому приписывалось учреждение культа богов и жреческих коллегий.
      13. Государство инков было создано в 1438 г., его первым мифическим правителем считался Манко-Капак.
      14. Один - верховное божество древнегерманской мифологии.
        Тор - его сын, бог грома. Вестготы - западная ветвь германского племени готов; они основали феодальные королевства в Галлии и Испании (IV-VII вв.).
      15. Мистерии - тайные культы античных божеств - подразделялись на великие'и малые.
      16. Жак Боссюэ (см. примеч. 3 к ст. "Проспект"). Здесь цитируется его "рассуждение о всеобщей истории". Произведения Боссюэ - классические образцы французской литературы XVII в.
      17. Поэт, называвший предрассудки "царями черни", - Вольтер, который в трагедии "Фанатизм, или пророк Магомет" вкладывает в речь Магомета (II, 4) эти слова.
      18. Здесь и далее речь идет о произведении Ш. Монтескье "Дух законов" (кн. 16, гл. 3-6) (Избр. произв. М., 1955).
      19. Монтескье ШЛ. Указ. соч. Кн. 23, гл. 21.
      20. Речь идет о Вольтере, которому принадлежит поэма "Защита суетности, или апология роскоши" (1737). Строфа, которая здесь цитируется, такова: Et le travail, gagd par la mollesse S'ouvre k p?s lents la route amp; la richesse.
      21. См. примеч. 43 к ст. "История".
      22. См.: Монтескье Ш. Указ. соч. Кн. 7, гл. 4.
      23. Новациане - последователи римского пресвитера Новация (III в. н.э.), основавшие собственную церковь с более суровыми, чем у христиан, требованиями. Новацианские общины существовали в Северной Африке, Малой Азии, Галлии и Испании до VII в. Монта- нисты - аскетическая христианская секта последователей фригийца Монтана, существовавшая в II—III вв. Монтанизм распространился в Малой Азии и Северной Африке.
      24. Трапписты - католический монашеский орден, основанный в 1665 г. во Франции. Его чрезвычайно суровый устав предписывает полное молчание. Получил свое название от монастыря "La Тгарре" в Нормандии.
      25. Вальденсы - религиозная секта последователей лионского купца Петра Вальда, в 1175 г. объединившего группу людей, отказавшихся от имущества ("лионскне lt;gt;едняки"). Вальденсы широко распространились в Южной Франции, Северной Италии и Чехии, проповедуя народу учение раннего христианства. На Латеранском соборе они были осуждены католической церковью и подвергнуты преследованиям.
        Общины вальденсов сохранились в некоторых альпийских долинах Северной Италии. Гуситы - последователи Яна Гуса (1371-1415), идеолога чешской реформации. Его критика догматов католической церкви подготовила революционные войны народных масс Чехии с католической церковью и немецкими феодалами в XV в.
      26. Речь идет о произведении П. Бейля (см. примеч. 3 к ст. "Проспект") "Разные мысли, изложенные в письме к доктору Сорбонны по случаю появления кометы в декабре 1680 г.11. Появление кометы послужило П. Бейлю поводом для критики религиозных и этических воззрений его времени.
      27. См.: Монтескье Ш. Указ. соч. Кн. 24, гл. 6.
      28. Имеется в виду Магомет. В распространенном в XVIII в. анонимном антирелигиозном рукописном трактате "О трех обманщиках" доказывалось, что Моисей, Магомет и Иисус Христос - обманщики.
      29. Этико-политическое учение китайского философа Конфуция (551-479 до н.э.) стало во II в. до н.э. официальной религией в Китае.
      30. Макассар - юго-западная часть о. Сулавеси (Целебес).
      31. См.: Монтескье Ш. Указ. соч. Кн. 24, гл. 19.
      32. Тогда считалось, что Монгольская империя всеми своими институтами, в том числе и религией, обязана Чингисхану.
      33. Сеннар - феодальное государство в северо-восточной Африке, существовавшее в XVI-XIX вв.
      34. Римские императоры Нерон (в 54-68) и Диоклетиан (в 284-305) известны как гонители христиан.
      35. Речь идет об английском короле Карле I Стюарте, который в 1649 г. во время Английской буржуазной революции был казнен по приговору созданного парламентом Верховного трибунала "как тиран, изменник, убийца и враг государства", а также о том, что в ходе этой революции погибло много людей.

Человек

Статья напечатана в 1765 г. в VIII томе Энциклопедии. Автор - Дидро. Перевод и комментарии Н.В. Ревуненковой.

1 В этой статье обнаруживаются черты теории физиократов, одного из направлений классической буржуазной политической экономии, которое разрабатывалось во Франции в 1750-1770-е годы.

Многие положения физиократов впервые были изложены на страницах Энциклопедии.

Эклектизм

Автор статьи, опубликованной в 1755 г. в V томе Энциклопедии, - Дидро.

На рус. яз. публикуется впервые в очень сокращенном объеме.

Перевод З.К. Манакиной; комментарии Ю.А. Асеева.

Историко-философские сведения (порой не очень точные) включены в эту статью с тем, чтобы рельефно показать, что Дидро отвергает всякий конформизм, авторитаризм, фидеизм, считая, что в философии дблжно принимать только те положения, которые могут быть надежно обоснованы опытом и разумом, не придавая никакого значения тому, из какого учения эти положения взяты и согласны ли они с положениями, освященными традицией, авторитетами, общепринятостью.

        1. Никто не обязан клясться изречениями учителя (лат.).
        2. Нет философа, столь неразумного, чтобы он ничего не понимал правильно (лат.).
        3. О Пифагоре см. примеч. 9 к сг. "Христианство".
        4. О Платоне см. примеч. 63 к ст. "Предварительное рассуждение". Гераклит Эфесский (ок. 544 до н.э., год смерти неизв.) - выдающийся древнегреческий философ, сформулировавший ряд важнейших диалектических принципов бытия и познания. Об Анаксагоре см. примеч. 2 к ст. "Имматериализм, или спиритуализм". О Зеноне см. примеч. 2 к ст. "Основы науки", о кинизме см. примеч. 13 к ст. "Пирроник, или скептическая философия".
        5. О Декарте см. примеч. 3 к сг. "Проспект"; об Аристотеле см. примеч. 2 к сг. "Авторитет".
        6. Будь то троянец или ритул. (Вергилий) Энеида.
        7. Потамон Александрийский, жил во времена Августа, основатель школы эклектиков.
        8. Аммоний Саккас (ок. 176 - ок. 242) - древнегреческий философ, пытавшийся сочетать ряд положений учения Платона с положениями учения Аристотеля. Аммоний Саккас был учителем Плотина.
        9. См. коммент. 1 к ст. "Деспотизм".
        10. Плотин (204/205-270) - древнегреческий философ, основатель неоплатонизма. Под влиянием Аммония Саккаса создал учение, в котором важнейшие идеи платоновской философии примирялись с рядом идей Аристотеля.
        11. О Порфирии см.
          примеч. 3 к ст. "Идолы, идолопоклонство".
        12. О Ямвлихе см. примеч. 1 к сг. "Имматериализм, или спиритуализм".

Экспериментальная философия

Статья увидела свет в 1755 г. в V томе Энциклопедии. Автор - д'Аламбер. На русс. яз. публикуется впервые. Перевод и комментарии Ю.А. Асеева. Статья печатается с сокращениями.

щество, ставившее своей задачей экспериментальное исследование природы. Одно из первых ученых обществ этого типа в Европе.

          1. О Бойле см. комментарии 3 к статье "Проспект". Мариотг Эдм (1620-1684) - французский физик, которому вместе с Бойлем принадлежит открытие закона обратной пропорциональности объема газа и давления. Дятельность обоих ученых сыграла большую роль в утверждении экспериментального метода исследования.
          2. Королевское общество наук - старейшее ученое общество Великобритании, основанное в 1660 г. Связывая рождение этого общества с именем Ньютона, д'Аламбер имеет в виду, что новое научное мышление в наиболее совершенном и законченном виде было сформулировано в "Математических началах натуральной философии" Ньютона (1687) в трудах этого общества. Сам Ньютон был его членом с 1672 г., а с 1703 по 1727 (год смерти) - его президентом.
          3. Критика Декарта и картезианства с позиций более развитой ступени естественнонаучного материализма, представленной Ньютоном с его враждебным отношением к гипотезам, не подтвержденным экспериментальными фактами, - "мания все объяснять".
<< |
Источник: В.М. БОГУСЛАВСКИЙ. Философия в Энциклопедии Дидро и Даламбера / Ин-т философии. - М.: Наука,1994. - 720 с. (Памятники философской мысли).. 1994

Еще по теме Христианство:

  1. 1. Христианство как стержень средневековой культуры
  2. Философия пола и отношение к христианству
  3. § 1. Миросозерцание древности и христианства
  4. ХРИСТИАНСТВО (теология и политика). 
  5. ХРИСТИАНСТВО ПЕРЕД ЛИЦОМ ФИЛОСОФИИ
  6. Христианство и наука-1. О причинах слабого развития науки в эпоху господства христианства
  7. Глава семнадцатая. ОТЛИЧИЕ ХРИСТИАНСТВА ОТ ЯЗЫЧЕСТВА.
  8. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА
  9. Параграф второй. Христианство в созидании правового мира славян
  10. Положение христианства в эпоху постмодернизма. Необходимость христианского просвещения
  11. Философские аспекты экологического кризиса: виновны ли эпоха Нового времени или христианство в экологическом кризисе?