ИДОЛЫ, ИДОЛОПОКЛОННИКИ, ИДОЛОПОКЛОНСТВО (...)
Но каковы были понятия народов древности обо всех этих изобра- жениях идолов? Какую силу, какое могущество приписывали они им? Верили ли они, например, что боги снизошли с небес, чтобы укрыться в этих статуях, либо же в то, что они передали им какую-то часть божественного духа, или же они совсем ничего им не приписывали? Тщетным были бы наши попытки сказать нечто определенное об этом. Ясно одно: каждый человек судил об этом в меру своего разума, своего легковерия или же фанатизма.
Очевидно, что жречество приписывало своим статуям столь много божественности, сколь это возможно, чтобы получить больше жертвоприношений; что философы презирали эти суеверные представления, воины над ними потешались, судьи терпели, а народ всегда столь тупой не ведал, что творит (...)Первыми жертвоприношениями были плоды; вскоре после этого на алтарь жрецов стали возлагать животных; жрецы сами убивали их; они стали мясниками и потому стали жестокими. Наконец, был введен отвратительный обычай человеческих жертвоприношений, прежде всего детей и юных девушек. Китайцы, персы, индийцы никогда не совершали подобных злодеяний2. Но в Гелиополисе - в Египте, по свидетельству Порфирия3, людей приносили в жертву. В Таврисе в жертву приносились чужеземцы. К счастью, жрецы Тавриса не накопили обширного опыта в этом. Первые же греки, киприоты, финикийцы, жители Тира, карфагеняне в равной мере были одержимы этим отвратительным суеверием. Даже римляне совершали это религиозное преступление и, как свидетельствует Плутарх, они принесли в жертву двух греков и двух галлов, чтобы искупить грехопадение трех весталок. Прокопий, современник короля франков Теодеберта, рассказывает, что и франки приносили людей в жертву, когда при нем они вторглись в Италию. Эти возмутительные жертвоприношения были повсеместно распространены у галлов и германцев.
Нельзя изучать историю, не испытав отвращения к человеческому роду. Это правда, что у евреев Епта пожертвовал свою дочь, а Саул был готов принести в жертву своего сына. Это верно, что рабы, преданные анафеме и предоставленные в полное распоряжение хозяина, не могли быть выкуплены, как выкупают зверей, и что они должны были умереть. Бог, создавший людей, может, конечно, отнять у них жизнь, когда и как ему захочется, но не подобает людям вместо Бога становиться властелинами жизни и смерти других людей и незаконным образом присваивать себе права Всевышнего (...) Смотрите: Чудеса, Религия, Суеверие, Жертвоприношения, Храмы.