<<
>>

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

Главным предрассудком, связанным с понятием человечества, является прямое идолопоклонство французского философа О. Конта, который называл человечество «великим существом» (grand etre) и обожествлял его.

Под влиянием Конта это идолопоклонство распространилось во многих странах, где человечество до сего дня почитают не только как великое, но и как священное существо. Об этом предрассудке нужно сказать следующее. Во-первых, человечество не есть нечто витающее в облаках, это всего лишь совокупность индивидов, которые и

170

составляют единственную подлинную реальность. Во-вторых, человечество не является ни великим, ни священным, а есть нечто весьма убогое, живущее в течение ничтожной доли астрономической минуты на поверхности той космической пылинки, какую представляет собой Земля. Обожествление такого существа граничит с умопомешательством, которым периодически страдал создатель «религии человечества».

Другой предрассудок — мнение о том, что человечество обладает теми же чертами, что и нация, и более мелкие сообщества. Отсюда выводят, что люди должны любить остальных членов человечества так же, как представителей собственного народа, и должны быть готовы пожертвовать собою ради всего человечества. Такие взгляды также являются предрассудком, ибо любовь к соотечественникам и т. п., как известно, выполняет свою особую функцию во время войны: члены сообщества должны быть солидарны друг с другом, чтобы успешно противостоять другим враждебным сообществам. Однако, когда речь идет о человечестве, никакой «другой» группы не существует. Распространение на все человечество принципов, принадлежащих какому-либо одному народу и т.д.,— сущее недоразумение. А. Бергсон (Збытковер), обративший на это внимание, утверждал, что если любовь к человечеству вообще возможна, то на совершенно иной основе — через интуитивное восприятие Бога.

См.:     альтруизм,     гуманизм,     идолопоклонство.

171

<< | >>
Источник: Ю.  Бохеньский. Сто СУЕВЕРИЙ. Краткий философский словарь предрассудков. Москва ИЗДАТЕЛЬСКАЯ   ГРУППА «ПРОГРЕСС» 1993. 1993

Еще по теме ЧЕЛОВЕЧЕСТВО:

  1. "Падение Запада" и глобальные проблемы человечества (общедоступное введение)
  2. 153. Глобальные проблемы человечества
  3. 2.7. Эдмунд Гуссерль: кризис европейского человечества
  4. Эмманюэль Мунье: время взросления человечества – у истоков глобализации
  5. 1.2. Человекобожие или Богочеловечество?
  6. § 2.2. Причины глобализации мира и глобальные проблемы человечества
  7. Золотой век человечества
  8. Европа и человечество
  9. 1. Человечество как субъект истории
  10. Х.3. ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ И СТРАТЕГИЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
  11. Всемирно-исторический путь человечества к его единству