<<
>>

ЧИНОВНИК

Чиновники в точном смысле слова, т.е. представители государственной бюрократии, исполнительной власти (в отличие от служащих государственных предприятий),— могущественный класс, состоящий по большей части из паразитов и эксплуататоров.

Новейшие исторические исследования показывают, что довольно часто чиновники жестоко эксплуатировали творческих людей; так было в Древнем Египте, так же обстоит дело и сегодня в коммунистических странах. Но и в других странах численность и сила класса чиновников постоянно увеличивается.

Чтобы скрыть паразитический характер своего класса, чиновники распространяют предрассудки, связанные с «государством», «властью», «классом» и т. п., хотя в действительности речь идет только об их собственных интересах. Ибо чиновники, как и кролики, имеют естественную склонность к размножению. Чтобы обеспечить должности своим родственникам и друзьям, они издают все новые и новые приказы и распоряжения. Класс чиновников— своего рода социальная раковая опухоль, которая растет за счет здорового организма и в конце концов убивает его, если не удалить ее вовремя. Разоблачение предрассудков, распространяемых чиновниками, является условием хотя бы частичного освобождения общества от эксплуатации.

Вот пример разрастания этой опухоли. В Японии постоянно росло количество законов и предписаний, касающихся авиации, и это привело к то172

му, что в настоящее время авиационному ведомству требуется два часа для составления плана каждого полета, даже если речь идет о простом облете аэродрома. В результате в Японии невозможно получить специальность летчика; начальное образование японские летчики получают в Соединенных Штатах Америки. В своей собственной стране чиновники просто уничтожили малую авиацию и возможности для начальной подготовки летчиков.

Одной из причин распространения предрассудков, связанных с чиновничеством, является социализм, а именно стремление к ликвидации частных предпринимателей, место которых должны занять чиновники.

Катастрофический результат их хозяйствования общеизвестен, но социалистические идеи столь притягательны, что люди не замечают опасность предрассудков, пропагандируемых чиновниками. Коммунизм как крайняя форма социализма также является одной из наиболее сильных причин, способствующих поддержке этих предрассудков.

См.: государство, коллективизм, коммунизм,

социализм.

ЭГОИЗМ. Позиция человека, который собственное благо ставит выше блага других людей; противоположность альтруизма. Со времен О. Конта распространено суеверие, согласно которому человек не вправе заботиться о самом себе, пока не позаботится о других людях и особенно о человечестве. Если же он этого не делает, то его счи173

тают эгоистом, достойным только презрения. Здравый смысл утверждает, что истина в обратном, хотя уже в течение нескольких веков в сознание людей внедряются подобные предрассудки. С точки зрения здравого смысла, поскольку у человека есть также и социальные потребности, он обязан заботиться о других — в некоторых ситуациях даже жертвовать собой ради других людей,— но при этом его долг по отношению к другим в конечном счете опирается на его обязанности по отношению к самому себе. Значит, выполнение этих обязанностей не только не является злом, но, напротив, составляет главное моральное требование. Ибо наш долг по отношению к другим людям зиждется на их частичном тождестве с нами. Так, самые важные обязанности лежат на родителях, дети нам ближе, чем все другие, это часть нас самих. Тот же, кто отказывает человеку в праве заботиться о самом себе, подрывает основу его обязанностей по отношению к другим людям.

Этот предрассудок связан с двумя другими: с коллективизмом и моральным эгалитаризмом (см. равенство). Первый требует ставить благо сообщества, особенно всего человечества в целом, выше своего собственного блага; согласно другому, ближние не должны иметь преимущества перед дальними и заботиться необходимо обо всех в равной мере.

Предрассудки, подобные эгоизму, обязаны своей популярностью тому обстоятельству, что многие люди уделяют слишком большое внима174

ние индивидуальным потребностям, забывая о нуждах всего общества. Необходимо понять, что потребности общества — это также и потребности личности, и если их игнорировать, то в будущем нас ожидает злая судьба. Но из необходимости учитывать общественные потребности вовсе не следует, что мы не вправе заботиться о самих себе, как утверждает предрассудок эгоизма. См.: альтруизм, любовь, коллективизм, равенство, человечество.

<< | >>
Источник: Ю.  Бохеньский. Сто СУЕВЕРИЙ. Краткий философский словарь предрассудков. Москва ИЗДАТЕЛЬСКАЯ   ГРУППА «ПРОГРЕСС» 1993. 1993

Еще по теме ЧИНОВНИК: