<<
>>

Глобальная интеграция и единство человечества

Главным способом, средством достижения единства человечества при культурном, этническом и религиозном разнообразии является интеграция народов, государств, мировых религий, религиозных конфессий.

Необходимость интеграции обусловлена тем, что отдельные государства не могут решать проблемы, которые присущи всему человечеству, ни одно государство на планете не имеет достаточных сил и средств, чтобы в одиночку нейтрализовать глобальные угрозы. Интеграционным структурам демократических государств могут существовать внутренние и внешние угрозы от антикосмополитических сил.

Интеграция будет происходить в условиях разобщенного мирового общества с глобальными вызовами и угрозами. Поэтому на всех этапах интеграции необходимо обеспечить выживание человечества, всестороннюю безопасность народов, государств, религий и человечества в целом.

Обеспечение единства человечества – один из важнейших принципов космополитизма. Единство человечества – это генетическая связь всех наций, народов, религий, это связь не только "сегодняшних" людей, но и связь с предками, связь с потомками, это связь всех со всеми. Это единство человеческих судеб, единство с природой Земли, единство экономических связей, взаимосвязь политик, единство общественного сознания. Единение человечества – это отечество мирового сообщества, органическая совокупность отечеств государство.

Единство имеет всеобщие корни, граждане мира должны осознавать свое единство с человечеством, с природой.

Вклад в единство вносят все народы планеты. Чем больше вклад каждого народа в единство, тем мощнее целое – Великое Существо.

Достижение единства человечества предполагает наличие политики всех государств, глобальной политики мирового сообщества в отношении последующих поколений, потомков. Целесообразно, чтобы каждое поколение через 20-25 лет отчитывались перед потомками, что оно оставило последующим поколениям во всех сферах жизнедеятельности, а через 30-40 лет отчет должно делать все мировое сообщество.

Желательно, чтобы отчеты имели моральный и правовой характер.

Интеграция – это процесс в пространстве и во время, создания, распространения правил, процедур, процедур при принятии решений, ценностей и норм. Интеграционные процессы происходят в мирное время, во время войн, революций, природных катастрофах. Диапазон интеграции широк: от объединения с общей внутренней и внешней политикой до сотрудничества государств с различными конфигурациями.

Интеграция будет охватывать политическую, социальную, экономическую, национальную, культурологическую, религиозную и военную сферы.

Объекты интеграции: в политической сфере – это модель государства, тип режима, идеология, надгосударственные структуры; в социальной сфере – сближение и унификация обществ, этнический состав, религия, язык; в экономической сфере – это сращивание рынков, торговля, инвестиции, финансы; в культуре – это объединение различных культур. Человек может принадлежать к разным культурам.

Инвестиционные процессы будут происходить до модернизации демократических государств; в ходе их модернизации; после модернизации уже в условиях космополитической демократии.

Интеграция будет происходить внутри государств, между государствами, внутри религий, между религиями, между светскими и религиозными структурами.

Интеграционные процессы требуют тесного, делового сотрудничества, проявления терпения, поиска выхода в сложных ситуациях. При интеграции возможны противоречия, для нейтрализации которых потребуются компромиссы. Сотрудничество государств является магистральным направлением интеграции.

Интеграционный процесс группы государств не должен быть в изоляции. Во-первых, он должен соответствовать интересам мирового сообщества, объединению, единству человечества при культурном, этническом и религиозном разнообразии; во-вторых, государства – члены процесса, союз государств, если он создан, должны иметь четкую и ясную политику в отношении других интеграционных процессов (ЕС, ШОС, НАТО, ОДКБ и др.) независимо от их политической ориентации; в-третьих, иметь интеграционную политику в отношении других государств; в-четвертых, вокруг союзов государств необходимо воздавать площадки для взаимодействия с другими народами и государствами.

В результате тесных контактов с другими государствами они могут подключиться к интеграционному процессу.

Интеграция будет происходить между народами, государствами, религиями, этносами , если они не имеют даже общих границ.

Интеграционные процессы будут осуществляться через горы, реки, океаны, пустыни. Каналы соединят островные государства. Соединение каналом Америку и Россию имело бы историческое интеграционное значение.

Из интеграционного союза демократических государств возможен выход каких-то государств, возвращение их в авторитаризм. Не исключен распад демократических интеграционных структур.

Возможно присоединение авторитарного государства к демократическому союзу на основании только отдельных ценностей, принципов, норм.

Интеграция возможна между демократическими и авторитарными государствами на базе этносов, религий, культуры, военной безопасности. Безусловно, в будущем произойдет объединение корейского народа.

В результате контактов с другими интеграционными процессами могут возникнуть различные варианты: объединение интеграционных процессов, ориентированных на формирование единого человечества; установление сотрудничества между интеграционными процессами, которые способствуют расширению миролюбивого пространства без войн; наконец, возможно возникновение конкретных отношений между цивилизационными процессами.

При интеграции может быть использован метод "a la carte". При этом методе отсутствуют у государств общем цели, государства участвуют в интеграции, используя свои национальные интересы. Они участвуют только в отдельных проектах интеграционного процесса.

При интеграции используется и метод "измеряемой геометрии". При таком методе группа государств-членов интеграционного процесса не обязательно имеет общие цели. Она активно тем самым продвигает ее вперед, участвует в интеграции в ее отдельных областях.

Президент В.В.Путин выдвинул идею о новом интеграционном проекте Евразии, в составе РФ, Украины, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана.

В таком составе, при таком политическом устройстве участников членов Евразийский союз не внесет вклад в формирование единого человечества. Во-первых, это союз авторитарных государств, которые в ближайшие десятилетия не станут демократическими. Увеличиваться союз может за счет авторитарных государств. Во-вторых, союз будет в основном носить антикосмополитический характер. В-третьих, отношения между странами не могут быть демократическими и равноправными. В союзе будет доминировать РФ, которая обеспечит странам безопасность. Союз будет базироваться на природных ресурсах России. В-четвертых, РФ вряд ли установит гармоничные, миролюбивые отношения между ЕС и Евразийским союзом.

Не исключено, что союз будет во многом адекватным советскому режиму.

Вместе с тем Евразийский союз может превратиться в эффективный источник всемирной интеграцией, если входящие в него страны станут на демократический путь развития и между государствами установятся равноправные отношения.

Россия – многонациональное и многоконфессиональное государство, занимающее важное геополитическое, культурологическое, этническое, религиозное положение в Европе, в Азии, в мире в целом. Если Россия станет демократическим миролюбивым государством; у нее великое, космополитическое будущее.

Во-первых, демографическая Россия, огромное многомиллионное, многонациональное, многоконфессиональное государство, могла быть в будущем важным структурным элементом будущего единого человечества с культурным, этническом и религиозном разнообразии.

Во-вторых, Россия вместе с Европейским Союзом могла бы образовать крупную интеграционную структуру как часть единого человечества.

В-третьих, Россия могла бы создать азиатский многонациональный интеграционный союз. В состав Азиатского Союза могли бы войти государства христианской, китайской, индийской и исламской цивилизаций. Союз обогатил бы культурное, этническое и религиозное разнообразие будущего единого человечества.

В-четвертых, Россия могла бы внести вклад в формирование единого Евро-Азиатского объединения как важной структуры будущего единого человечества.

Демографическая Россия могла бы стать на всемирно-исторический путь, бороться за судьбу человечества, внести вклад в единство человечества, биосферы и ноосферы.

Интеграция нашей планеты будет осуществляться через развитие локальных цивилизаций; через образование союзов демократических государств (ЕС); путем сохранения и развития многонациональных и многоконфессиональных государств (США, РФ, Индия, Китай); путем эволюции и превращения авторитарных государств в демократические.

Многополярный мир – важная тенденция в объединении людей. Каждый субъект многополярного мира вбирает в себя огромные пространства, огромные людские объединения.

Можно предположить, что в будущем возможны следующие интеграционные модели государств с иммигрантами: модель ассимиляции (иммигранты должны полностью воспринять культуру большинства), модель мультикультурализм (иммигрантам предоставляется право сохранить свою культуру, но уважать законы). Не исключена модель, при которой иммигранты покинут страну.

Важную роль с интеграции будут выполнять локальные цивилизации. Локальная цивилизация – это способ жизнедеятельности общества, целостная и саморазвивающаяся система. /Каждая локальная цивилизация – крупная интеграционная общность, крупномасштабное устройство в мировом сообществе, крупная пространственно-временная конфигурация.

Локальная цивилизация – целостная система, которая включает религию, культуру, философию, науку, мораль, право, способы мышления, образ жизни, систему взаимоотношений с природой, политическую, экономическую и социальную подсистемы. Локальная цивилизация – интегральное целое, в которой ее компоненты тесно связаны между собой. Современное мировое сообщество включает китайскую, индийскую, японскую, западноевропейскую (евроатлантическую), исламскую, православную (восточно-европейскую), латиноамериканскую и африканскую цивилизации.

Моральные, духовные и территориальные связи племен, наций, народов, государств привели к образованию локальных цивилизаций, которые были системами, ограниченными во времени и пространстве.

Религия является определяющим, системообразующим фактором в развитии локальных цивилизаций. Религия выступает фактором интеграции, расширяет духовное пространство, утверждает единство всех верующих, сплачивает общество, формирует общее мировоззрение верующих.

Таким образом, локальная цивилизация – огромная часть мирового сообщества, в совокупности локальные цивилизации образуют мировое сообщество. Локальные цивилизации являются, во-первых, средством формирования единства человечества; во-вторых, средством формирования культурного, этнического и религиозного разнообразия.

Основой интеграционных процессов, системообразующим фактором будет государство. Сообщество нуждается в государствах, которые способны стать локомотивами интеграции. В интеграции государства движутся с различной скоростью (разноскоростная интеграция). При этом они ориентируются на успех и неудачи других государств. Разноскоростная интеграция осуществляется при наличии у государств общей цели.

В интересах демократической интеграции каждое государство должно иметь временной и пространственный взгляд, концепцию на собственную интеграцию, т.е. с кем интегрироваться? в какие сроки? самим вписываться или интегрировать через себя?

Содержанием интеграции отдельных государств является их отношение к крупным интегрированным структурам (РФ – ЕС, Украина – ЕС, Турция – ЕС, Палестина – ООН).

В интересах глобальной интеграции необходимо сохранить единые огромные пространства (Китай, РФ, США, Индия, Бразилия, Аргентина, Индонезия и др.). Они стоят ближе во времени и пространстве к единству мирового сообщества. Нельзя разрушать огромных субъектов, в том числе суперэтнических синтезов.

В настоящее время под воздействие глобализации, новых вызовов и угроз происходит трансформация национального суверенитета многих государств. На смену абсолютному суверенитету государства приходит ограниченный суверенитет. Ограничение суверенитета становится устойчивым явлением в мировом сообществе.

Ограничение суверенитета происходит двумя способами: добровольная передача суверенных полномочий (пример Европейского Союза, ООН) и внешнее принуждение к соблюдению международных обязательств, обеспечению прав человека, предотвращение гуманитарных катастроф. При ограничении суверенитета могут использоваться различные санкции, в том числе эмбарго, блокады, запреты и др. Добровольное и принудительное ограничение суверенитета государств нуждается в правовом сопровождении, что позволит гуманизировать глобальную мировую политику.

Национальные государства приобретают новые функции. Одни функции переносятся "наверх" – в наднациональные структуры, другие – "вниз" – к местным властям. К традиционным функциям добавились новые: стимулирование экономики/, развитие науки, создание социальной инфраструктуры.

Ограничение суверенитета государств, передача части их функций другим государствам, наднациональным структурам, Организации Объединенных Наций позволяет более успешно вести борьбу с международным терроризмом, с распространением ОМУ, осуществлять коллективное регулирование международных отношений. Национальные государства, освобождаясь от эгоизма, от абсолютизации своих национальных интересов, активно участвуют в интеграционных процессах.

Глобализация обостряет отношения космополитизма и национализма. Национализм отторгает космополитизм и космополитизацию. Сторонники национализма выступают за величие своей нации, за сохранение замкнутости перед лицом интеграции. Националисты считают патриотизм как единственно справедливую форму идентичности, сводят идентичность к одной черте человека (религия, национальность) при его рождении ("врожденная" идентичность). Националисты мечтают о возвращении былой роли национальных государств. Национальную однородность в государствах считают вечной.

Национализм принес человечеству кровавые войны, которые были главным средством разрешения различных проблем. Они защищают власти национальных государств. Националисты активно и сознательно ведут борьбу с космополитизмом.

Космополитизм предполагает жестокую критику принципов национализма, вскрывает его конструктивные ошибки. Вместе с тем, космополитизм считает, что идеи государственности и суверенитета не потеряли полезности, их надо развивать в космополитическом направлении. Национализм способен решать национальные проблемы, если будет использовать ценности и потенциал космополитизма.

Космополитизм, в отличии от национализма, предполагает у индивидов множественность идентичностей.

В условиях интеграции возрастает роль международного права. Национальные нормы права влияют на формирование норм международного права. Международное право влияет на национальное законодательство.

Основными принципами международного права являются: суверенное равенство государств; воздержание от угрозы силой или ее применения; разрешение международных споров мирными средствами; невмешательство во внутренние дела государств; обязанность государств сотрудничать во внешней сфере; равноправие и самоопределение народов; нерушимость государственных границ; уважение прав человека и основных свобод; добросовестное выполнение международных обязательств.

С этими принципами мы вступили в XXI век. Вместе с тем международное право может развиваться. Могут быть сформированы и новые принципы.

Интеграционным процессам, интеграционным структурам демократических государств могут существовать внутренние и внешние угрозы от антикосмополитических сил. Поэтому на всех стадиях формирования интеграционных демократических структур им должна быть обеспечена военная безопасность.

Весомой, лидирующей составляющей общей интеграции является Европейский Союз демократических государств.

Европейский Союз выступает экспериментальной демократической лабораторией, площадкой интеграционного процесса всего мирового сообщества. Интеграция углубляется, растет число участников, усложняется структура союза, она становится постоянным процессом.

ЕС является всемирным лидером в интеграции и космополитизации. ЕС добился исторических успехов, став важным субъектом мировой политики. Европейский Союз избрал исторически верный путь для достижения единства человечества при культурном, этническом и религиозном разнообразии.

ЕС способен помочь выйти из системного кризиса мировых демократий, внести огромный вклад в модернизацию мировых демократий.

Европейский Союз положил начало космополитической региональной интеграции, которая должна доказать свою эффективность в сохранении мира, в гуманных и справедливых отношениях государств. Региональная интеграция ЕС может превратиться в устойчивую и всеобъемлемую, космополитическую и геополитическую тенденцию к формированию единого человечества. Государства, которые недооценивают региональную интеграцию, не присоединяются к существующим региональным структурам, могут остаться на многие десятилетия на обочинах всемирно-исторического движения.

Европейский Союз исходит из того, что наличие множества наций нельзя заменить единой большой нацией, что единство можно обеспечить признанием и примирением многих национальных историй, что не предполагает растворения наций, растворения разных религий.

Интеграция ориентирована на закрепление, сохранение принципов национальной, культурной и религиозной терпимости, на сосуществование культурных, этнических, религиозных, политических идентичностей; отвергает в Европе проект национальной однородности. В ЕС национальные и европейские интересы постепенно соединяются, национальные интересы постепенно европеизируются.

В ЕС больше половины решений принимаются в союзе, а не в государствах. Частичный отказ государств от национального суверенитета сделал их более защищенными. Отход государств от эгоизма в национальных интересах будет постепенно увеличиваться. В ЕС существуют общие интересы во внешней политике и в обеспечении безопасности.

Вместе с тем в Союзе существует ностальгия по национальному суверенитету, не преодолен национальный эгоизм, нет глубокого интереса к общеевропейским проблемам, наблюдается подъем национализма. Развитию ЕС препятствует и системный кризис. Все это сдерживает интеграцию и космополитизацию.

Кроме Европейского Союза существуют и другие модели интеграции, которым присущи свои особенности. В Северной Америке, в Азии, Латинской Америки формируются другие интеграционные очаги, которые в будущем примут космополитический характер.

Интеграция – глобальный общемировой процесс с присущими ей общими закономерностями.

Одной из форм интеграции являются диаспоры. Космополитизм исходит из того, что диаспоры должны быть объектами космополитизации. При решении всех диаспорских проблем необходимо исходить из интересов мирового сообщества. Нельзя не расширять, ни сужать диаспоры в ущерб человечеству. Проблемы диаспор нуждаются в более полном и глубоком правовом сопровождении на уровне государств, регионов, мирового сообщества. При длительном существовании диаспор возможны ассимиляционные процессы.

В мире происходит физическое дробление политического пространства, образуется множество политико-территориальных образований, которые именуются "непризнанные государства", "государства де-факто", "зоны слабой государственности" и др. Из всех образований больше всех интегрированы "квази государства" – это Приднестровье, Нагорный Карабах, Абхазия, Южная Осетия, Косово, Тайвань, Северный Кипр и др.

В отношении этих государств возможны разные варианты, в том числе: легитимизация их фактического суверенитета; массовое признание их независимости; де-факто; считать эти образования как полноценные члены мирового сообщества. Назрела необходимость выработать механизм реализации совместного суверенитета над спорными территориями (Индия – Пакистан).

Названные политико-территориальные образования занимают важное место в мировом сообществе. В отношении их необходимо принимать меры с целью превратить их в активных участников глобального интеграционного процесса.

Космополитический характер необходимо придать всем интеграционным явлениям и процессам. Космополитическая интеграция требует сохранения и развитие ценностей космополитизации, добиться перехода от системы "Общество – Земля" к системе "Общество – Земля – Космос". Космополитическая интеграция должна быть препятствием на пути распространения ОМУ; предотвращения войн, включая ядерные; международного терроризма; природных и техногенных катастроф. В перспективе светская, религиозная и светско-религиозная интеграция в мировом сообществе будет продолжаться.

Наука добилась успехов в обеспечении психологической совместимости в различных сферах жизни. При интеграции также нужна совместимость. Речь идет о политической, экономической, социальной, культурной, этнической, религиозной, пространственной, территориальной, геокультурной совместимости.

Космополитизм отрицает насильственную интеграцию.

<< | >>
Источник: Доктор философских наук, профессор Ю.Я.Киршин. КОНЦЕПЦИЯ КОСМОПОЛИТИЗМА. 2016

Еще по теме Глобальная интеграция и единство человечества:

  1. "Падение Запада" и глобальные проблемы человечества (общедоступное введение)
  2. 5. Интеграционные процессы в современном образовании 5.1. Интеграция и системный подход в развитии современной науки
  3. БУДУЩЕЕ НАУКИ: ИНТЕГРАЦИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И ГУМАНИТАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
  4. 4. Русская идея как мировоззренческая доминанта отечественной философии
  5. ЛИНЕЙНЫЕ И НЕЛИНЕЙНЫЕ - ИНТЕРПРЕТАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ИСТОРИИ. ФОРМАЦИОННЫЙ, ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ подходы К ИСТОРИИ ОБЩЕСТВА
  6. ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ
  7. § 2.2. Причины глобализации мира и глобальные проблемы человечества
  8. § 4.3. Глобалистские технологии разрушения национальной государственности
  9. Глобализм представляет собой явление, порожденное духовными проблемами человечества, а экономическая интеграция лишь обслуживает социальный заказ инфернальных сил
  10. 3. Глобальные проблемы. Угрозы и надежды наших дней
  11. История космополитизма
  12. Всемирно-исторический путь человечества к его единству
  13. Глобальная интеграция и единство человечества
  14. Космополитическая демократия
  15. Всемирный манифест космополитизма: взгляд из России
  16. Несовершенство человечества как угроза его существованию и развитию
  17. Борьба с несовершенностями человечества
  18. Патриотизм в несовершенном человечестве
  19. Исторический аспект евразийского единства