<<
>>

Космополитизм и права человека

Космополитизм считает человека, его права главной ценностью человечества. Права человека имеют универсальный, общечеловеческий характер, и они приоритетны в отношении других ценностей. Интернационализация прав человека в глобальном масштабе – характерная тенденция современности.

Права человека определяют сущность государства, роль в нем народа, они оказывают влияние на общественно-политическую сферу государств, на их внутреннюю и внешнюю политику. В защиту прав человека ведутся войны. Нарушение прав человека – одна из причин формирования мирового разделенного общества глобальных вызовов и рисков.

Мировое разделенное общество глобальных вызовов и рисков не защищает граждан от деспотического варварского нарушения их прав. Космополитизм не только определяет многие права, но и не умалчивает об обязанностях.

Народы, государства, религиозные организации по-разному относятся к правам человека и их соблюдению.

В демократических государствах права человека относятся к высшей ценности. Внутренняя политика направлена на соблюдение, укрепление и защиту прав человека, цель внешней политики – в рамках морали и законности содействовать обеспечению прав человека в других государствах. Человек выступает одновременно как индивид и гражданин.

Однако и в демократических государствах имеются силы, которые решают проблемы прав человека в собственных эгоистических интересах, что свидетельствует о кризисе мировых демократий.

Авторитарные и тоталитарные государства нарушают почти все права человека, используя политические, социальные, экономические и духовные средства. Нередко против собственного народа они используют вооруженное насилие, включая вооруженные силы.

Страны, соблюдающие права человека, могут и должны осудить власти, в которых нарушаются права человека, потребовать, чтобы они прекратили репрессии в отношении своих граждан.

Космополитическое измерение прав человека в мировом сообществе позволяет сделать выводы.

В-первых, в мировом сообществе количество нарушений прав человека увеличивается, масштабные нарушения прав человека – характерная черта мирового разделенного общества глобальных вызовов и рисков. Космополитическая идеология осуждает режимы, нарушающие права человека.

Во-вторых, человечество нуждается в универсальной защите прав человека внутри государств и в мировом сообществе в целом. Права индивидов независимы от статуса в обществе, от пола, национальности, религиозной принадлежности.

В-третьих, международное право запрещает государствам вмешиваться во внутренние дела других государств. Однако идеология космополитизма отрицает законодательство невмешательства. При массовых нарушениях прав человека в том или ином государстве другое (другие) государство может вмешиваться во внутреннее положение государства – нарушителя. Вмешательство может осуществляться с использованием политических, социальных, экономических, духовных и военных средств.

Военное (вооруженное) вмешательство осуществляется путем проведения "гуманитарной интервенции".

"Гуманитарная интервенция" – общечеловеческое, политическое, социальное и военное явление, которое обязательно должно иметь всемирный отечественный характер. Если в отечественных войнах народы защищают свои Отечества, то в "гуманитарных интервенциях" защищается все человечество, планетарное Отечество. При проведении "гуманитарных интервенциях" действует приоритет интересов мирового сообщества над интересами национальных государств, приоритет прав человека над международным правом.

"Гуманитарная интервенция" – одна из форм космополитизации. В "гуманитарных интервенциях" будут преследоваться следующие цели: сохранение "биологического фонда", культурных, светских и религиозных ценностей; защита окружающей среды; ликвидация политической авторитарной системы; распространение космополитической идеологии; превращение государства в источник мира. В "гуманитарных интервенциях" решаются созидательные задачи, в том числе и вооруженными силами (демилитаризация всех сфер государства, разоружение силовых структур, наказание военных преступников, проведение демократических выборов и др.).

Итогами "гуманитарных интервенций" могут быть: ликвидация авторитарного режима; укрепление демократического сообщества; установление прочного мира; вклад в обеспечение выживания; создание условий для демократического строительства; сохранение "биологического фонда"; сохранение окружающей среды; обеспечение человекосберегающей военной безопасности мирового сообщества. Отечественные "гуманитарные интервенции" способствуют перехода национального сознания в космополитическое.

Способы проведения отечественных "гуманитарных интервенций" проникнуты гуманистическими ценностями. Успехи в них должны достигаться с минимальными потерями и в короткие сроки. Характерная черта отечественных "гуманитарных интервенций – новое человекосберегающее военное искусство.

При нарушении прав человека в том или ином государстве демократические государства могут использовать политическую обусловленность ("вознаграждение") за отказ от ядерной политики; отречение диктатора от власти; за предоставление гражданам всех прав; за изменение конституции; за реформирование политической системы и др.

Космополитизм отдает приоритет политической обусловленности ("вознаграждение") над "гуманитарной интервенцией". Прибегать к "гуманитарной интервенции" следует в крайнем случае, когда исчерпаны все попытки использовать политическую обусловленность.

В настоящее время человечество тревожит дальнейшее распространение ОМУ. Чтобы не допустить появление новых государств, имеющих ОМУ, необходимо политическое, экономическое, духовное вмешательство во внутренние дела этих государств. Если это не поможет, необходимо осуществить "гуманитарную интервенцию".

Участвовать в проведении отечественных "гуманитарных операций" могут государства имеющих ядерное оружие. Они не могут ни при каких условиях даже угрожать его использованием. Недопустимо проводить отечественные "гуманитарные операции" против государств, имеющих ядерное оружие. Особое военное искусство требуется при проведении отечественных "гуманитарных интервенций" против государств, на территории которых имеются атомные электростанции.

Использование принципа политической обусловленности ("вознаграждение") отечественная "гуманитарная интервенция" возможна при условии, если не удалось использовать принцип политической обусловленности ("вознаграждение"); обнаружены признаки того, что государство готово создать ядерное оружие или другое оружие массового уничтожения; государство не может обеспечить защиту прав человека или грубо их нарушает; имеет место массовый уход беженцев в соседние государства; государство причиняет страдания своему народу, граничащие с преступлениями против человечности; государство предстает виновным в жестокостях и гонениях по отношению к национальным меньшинствам, по отношению к религиозным организациям; возникает угроза международному миру и безопасности; налицо признаки природной или техногенной катастрофы, и необходимо защитить мирное население; на территории распадающихся авторитарных государств возникает хаос, неуправляемость, чреватые негативными международными последствиями.

Принцип политической обусловленности, отечественная "гуманитарная интервенция" являются элементами космополитизации, распространения идей, ценностей и опыта космополитизма.

Космополитизация предполагает и требует: осуждения авторитарных и тоталитарных государств, нарушающих права человека и отрицающих необходимость "гуманитарных интеграций"; передачи сообществу опыта демократических государств по соблюдению прав человека; распространения космополитических взглядов на подготовку и проведение отечественных "гуманитарных интервенций"; использовать в отечественных "гуманитарных интервенциях" светскую и религиозную составляющие; участие в разработке нового законодательства; внести вклад в разработку человекосберегающей теории военного искусства; убеждать демократическое сообщество в необходимости отечественных "гуманитарных интервенций", которые соответствуют их морали, гуманизму и нормам гуманитарного права.

<< | >>
Источник: Доктор философских наук, профессор Ю.Я.Киршин. КОНЦЕПЦИЯ КОСМОПОЛИТИЗМА. 2016

Еще по теме Космополитизм и права человека:

  1. 9.3. О понимании права в переходный период: основные доктринальные подходы
  2. Космополитизм.
  3. Глава 1. Идеи космополитизма в Древней Греции и Древнем Риме
  4. Глава 3. Япония и космополитизм
  5. Глава 4. Индийская философия и космополитизм
  6. Глава 5. Идеи космополитизма в Новой и Новейшей Европе.
  7. Глава 6. Космополитизм в России
  8. Глава 7. Борьба против космополитизма в Советском Союзе
  9. История космополитизма
  10. Сущность космополитизма
  11. Космополитизм и антикосмополитизм: противостояние и борьба