<<
>>

Глава 7. Борьба против космополитизма в Советском Союзе

В 20-е годы прошлого столетия в СССР космополитизм воспринимался в социалистическом духе, и употреблялось понятие "социалистический космополитизм". Понятие "пролетарский интернационализм" отожествлялось с понятием "социалистический космополитизм".

Настольный энциклопедический словарь-справочник в 1926 г. утверждал, что "в основе идеологии фашизма лежит националистический патриотизм, резко противопоставляемый социалистическому космополитизму.[717] В 1929 г. в третьем издании этого справочника понятие "социалистический космополитизм" был заменен понятием "социалистический интернационализм".[718] Малая Советская Энциклопедия (1930) определяла: "Космополитизм (греч. – гражданин мира), человек, считающий своим отечеством весь мир, не признающий себя принадлежащим к определенной национальности".

В первом издании Большой советской энциклопедии (1937) определение космополитизма отождествлялось с родиной пролетариата. Утверждалось, что космополитизм – это "политический термин, выражающей идею родины, граничащей со всем миром". Далее говорилось: "Для рабочего класса всех стран родиной является та страна, в которой установлена диктатура пролетариата. Рабочий класс, являясь патриотом своей социалистической родины, вместе с тем стремится превратить в свою родину весь мир".[719] Социалистический патриотизм по существу отождествлялся с космополитической идеей родины в социалистическом духе.

В 1930 гг., когда все еще сохранялись надежды на сравнительно близкую победу мировой революции, понятие о социалистическом космополитизме сохранялось в идеологическом арсенале Советского Союза.

В 1953г. "космополит" определялся как "последователь космополитизма", а "космополитизм" объявлялся "реакционным, антипатриотическим, буржуазным воззрением, лицемерно признающим своим отечеством весь мир, отрицающим ценность национальной культуры, отвергающим право наций на самостоятельное существование, идею защиты своего отечества и государственной независимости".[720] Словарь русского языка 1986г.

так определял "космополитизм": "Реакционная буржуазная идеология, проповедующая отказ от национальных традиций и культуры, патриотизма, отрицающая государственный и национальный суверенитет и выдвигающая идеи "мирового государства", "мирового гражданства".[721]

"Социалистический космополитизм" ничего общего не имел с настоящим космополитизмом, наоборот, он принципиально отличался от космополитизма как идеологии, так и от практических действий. "Социалистический космополитизм" – это идеология и практика советского тоталитарного и авторитарного государства.

Концепция мировой социалистической революции по своим целям и средствам была авантюристической имела классовый, а не общечеловеческий характер. В Советском Союзе с одной стороны отечество суживалось социалистическим отечеством, с другой, оно расширялось за счет мировой социалистической революции.

В интересах мировой революции предполагались и использовались авантюристические, аморальные и незаконные способы и средства.

Мировой социалистический порядок предполагалось создать при помощи и гегемонии Советского Союза.

Корни "социалистического космополитизма", концепция мировой социалистической революции лежали в искаженном понимании смысла жизни; природы человека; отношения народов внутри государств и между народами разных государств; взаимосвязь человека и природы; взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего; отношения государства и религии; единства человечества.

Воинственность была характерной чертой СССР в условиях "социалистического космополитизма". СССР не отказался от панрусской, панславистской, евро-азиатской и паназиатской идей. Воинственный характер СССР проявился в подписании с Германией Договора о ненападении в августе 1939 г.; при агрессии против Финляндии в 1939 г., против Афганистана.

В интересах мировой революции формировалась военная политика, развитие Красной Армии, которая была единственной вооруженной силой мирового пролетариата, а Генеральный штаб – единственной ячейкой, который мог развернуться в Генеральный штаб мировой революции.

Воинственная коммунистическая идеология постепенно изменяла природу советского человека в сторону аморальности, антигуманизма, беззакония.

После окончания Великой Отечественной войны многие граждане СССР надеялись на либерализацию экономики, на ослабление государственного контроля в сфере культуры, личной жизни, на расширение различных свобод. Такие надежды тревожили Сталина и его соратников. Их тревожило, что более 12 миллионов советских людей по разным причинам побывали в западных странах и многие из них перестали верить в "ужасы капитализма". Поэтому возникла необходимость в серьезной корректировке идеологической работы. Корректировка идеологической работы была обусловлена также фултонской речи У.Черчилля (5 марта 1946 г.). Целью идеологической работы в новых условиях было: апологетика советского строя, идеалов советского общества; укрепление идеологической стойкости советских людей; осуждение западных идеологов.

Сразу после окончания Великой Отечественной войны теоретик марксизма О.В.Куусиненен опубликовал статью "О патриотизме" в журнале "Война и рабочий класс", в которой он показал опасность со стороны космополитизма (пренебрежительное отношение к отечеству) для трудящихся и коммунистическому движению. Важным направлением идеологической работы стало воспитание народов СССР в духе патриотизма. Основой патриотического воспитания было выступление Сталина 24 мая 1945 г. на приеме в Кремле в честь командующих войсками Красной Армии. Сталин провозгласил тост "за здоровье русского народа", что означалось, что победа в войне достигнута не только за счет преимущества социалистического строя, но, прежде всего, за счет патриотизма русского народа. В выступлениях подчеркивалось, что русский народ является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза, что он был руководящей силой СССР. Отмечались в выступлениях такие качества русского народа как "ясный ум", стойкий характер, терпение, доверие правительству, готовность идти на жертвы.

Воспитание патриотизма на этих качествах создавало определенную опасность формирования русского национализма и великодержавия. Власти требовали вместе с тем не допускать игнорирования классового содержания советского патриотизма.

Началась борьба против низкопоклонства перед Западом. Подчеркивалось, что русская культура играла и играет ведущую роль в развитии мировой культуры, пропагандировалась концепция исторического приоритета нашего государства во всех важнейших областях науки, техники, культуры. Была развернута кампания по объявлению детищем русских талантов любое изобретение, от велосипеда до самолета. Власти критиковали низкопоклонство по отношению всему иностранному. Низкопоклонство отождествлялось с космополитизмом. Сталин и "К" подводили политику изоляции страны с целью недопущения воздействия капиталистического мира, буржуазной идеологии на советских граждан. В феврале 1947 г. был издан указ "О воспрещении регистрации браков граждан СССР с иностранцами".

В 1946-1947гг. были приняты партийные постановлении я по вопросам идеологии и культуры.

14 августа 1946г. было принято постановление "о журналах "Звезда" и "Ленинград", в котором отличалось низкопоклонство перед буржуазной западной культурой. М.Зощенко был причислен к "пошлякам и подонкам литературы". А.Ахматова была названа "типичной представительницей чуждой нашему народу пустой, безыдейной поэзии", которая наносит "вред делу воспитания нашей молодежи".

26 августа 1946г. было принято постановление "о репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению". Оно требовало запретить постановки театрами пьес буржуазных авторов, которые проповедовали буржуазную идеологию В постановлениях "О кинофильме "Большая жизнь" (4 сентября 1946г.), "Об опере "Великая дружба" (10 февраля 1948г.) давались унижительные оценки творчеству режиссеров Л.Лукова, В.Пудовкина, Г.Козинцева, Л.Трауберга, С.Юткевича; композиторов Н.Богословского, В.Мурадели, Н.Мясковского, Г.Попова, С.Прокофьева, А.Хачатуряна, Д.Шостаковича, В.Шебалина.

Им вменялись в вину заискивание перед Западом, отсутствие патриотизма. С.Эйзенштейна обвинили в том, что он "обнаружил невежество в изображении исторических фактов, представив прогрессивное войско опричников Ивана Грозного в виде шайки дегенератов, наподобие американского Ку-Клус-Клана.

Шельмовали произведения А.Т.Твардовского за якобы ошибочного понимания советского патриотизма. В декабре 1947н. главный редактор "Литературной газеты" В.В.Ермилов писал о книге Твардовского "Родина и чужбина", что его раздумья о войне, природе, патриотизме, о свойствах и качестве советского народа является "фальшивой прозой".[722] Критики утверждали, что творчество Твардовского консервативно, а в идейном отношении – реакционно.[723]

Со второй половины 1947 г. в общественное сознание народа стали внедряться представления об опасности космополитизма.

Активизация борьбы со стороны партийных и государственных структур против космополитизма была обусловлена тем, что умалялись якобы достоинство и слава русской культуры, в том числе ошибки в истории России, в работах по литературе, биологии, политической экономии, по науке и технике.

В статье академика Г.Ф.Александрова "Космополитизм – идеология империалистической буржуазии" к космополитам автор отнес известных ученых и общественных деятелей дореволюционной России П.Н.Милюкова, А.С.Ященко, М.И.Гершензона; левых эсеров и левых коммунистов; "врагов народа" Пятакова, Бухарина, Троцкого; " лютых врагов социалистического отечества", завербованных гитлеровцами шпионов и диверсантов.[724]

Установки на борьбу с космополитизмом были даны в статьях руководителя агитпропа Д.Т.Шепилова. В них утверждалось, что советский строй "в сто крат выше и лучше любого буржуазного строя", СССР "является страной социалистической демократии", "капиталистический мир давно миновал свой зенит и катится вниз". Шепилов призывал воспитывать народ на идеях ленинизма, формировать патриотическое сознание, ненависть к капитализму.

Особую роль в борьбе с космополитизмом играл секретарь ЦК Жданов. В феврале 1948 г. он предложил универсальный резкий поворот от интернационализма (социалистического космополитизма) к интернационализму как проявлению социалистического патриотизма.

В 1948 г. проблемы космополитизма обсуждались в редакции журнала "Вопросы философии". В редакционной статье была дана оценка космополитизму: реакционная идеология, противоречит советскому патриотизму; отказ от национальных традиций, от национальной гордости; нигилистическое отношение человека к своей национальности. К ее прошлому, настоящему и будущему; осуждение единства общечеловеческих интересов, взаимное влияние и взаимопроникновение национальных культур: великодержавный шовинизм в отношении к другим нациям.

В годы Второй мировой войны и после ее окончания на Западе появились проекты объединения народов и государств. В годы войны У.Черчилль предлагал объединить Англию и Францию. После войны он предлагал создать Соединенные Штаты Европы. Английский министр иностранных дел Э.Бевин в ноябре 1945 г. поставил вопрос о "создании мировой ассамблеи", избранный прямо всеми народами мира, с мировым судом и мировой полицией.[725] Западные СМИ предлагали создать мировое правительство, превратить ООН в мировое государство. Они полагали, что с помощью федерализма можно обеспечить выживание человечества. В США был разработан проект "Конституции мира" ("Чикагский план"), в котором провозглашалось: "Эпоха наций приходит к концу, начинается эра человечества". Будущего "всемирного президента" предлагалось наделить огромными полномочиями (возглавить вооруженные силы, стать главным судьей, председателем всемирного суда).[726] Знаменитый физик А.Эйнштейн выступал за создание мирового правительства, предлагал на базе Генеральной ассамблеи ООН создать мировой парламент.[727]

В 1948 г. группа американских ученых, которые называли себя "гражданами мира", выступили с предложением создать "Соединенные Штаты Мира".[728]

Советское руководство осудило различные всемирные объединительные проекты, создание мирового правительства (под руководством США). В СССР усматривали в этом создание единого фронта против СССР. "Идея всемирного правительства" - заявил А.А.Жданов в сентябре 1947 г., - используется не только как средство давления в целях идейного разоружения народов, но и как лозунг, специально противопоставляемый Советскому Союзу, который отстаивает принцип действительного равноправия и ограждения суверенных прав всех народов, больших и малых".[729]

Начавшаяся после войны компаний по укрепления советского патриотизма, по преодолению низкопоклонства перед Западом к концу 1948 г. стала приобретать американский характер. В декабре 1952 г. Сталин заявил: "Любой еврей – националист – это агент американской разведки".[730] Антисемитская кампания после арестов Еврейского антифашистского комитета (ЕАК) приобрела масштабные формы. 20-го ноября 1948 г. было решено распустить ЕАК, было арестовано 14 членов его президиума и активистов.

В ФЕВРАЛЕ 1949 Г. БЫЛИ РАСПУЩЕНЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ ЕВРЕЙСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ В Москве, Киеве и Минске, были закрыты Московский еврейский театр и Биробиджанский еврейский драматический театр. По данным И.Г.Эренбурга, до 1953 г. было арестовано 217 писателей, 108 актеров, 87 художников, 19 музыкантов.[731] Количество евреев – руководителей в центральном аппарате министерств СССР и РСФСР с 1945 г. до начала 1952 г. сократилось с 516 до 190 человек, среди руководителей предприятий и строек (около 4,2 тысяч человек).

Борьба с космополитизмом сопровождалась репрессиями. 17 июня 1947 г. в партийные организации было направлено закрытое письмо ЦК "О деле профессоров Клюевой и Роскина", где было предложено создавать "суды чести". В стране было создано 82 суда в научных учебных заведениях, в министерствах и др. За два года состоялось 50 процессов.

Стали проводиться научные дискуссии по вопросам философии, экономики. Объектом критики в ходе дискуссий наклеивался ярлык "агента". В мае 1947 г. состоялась дискуссия по книге директора Института мирового хозяйства и мировой экономики академика Е.С.Варги "Изменения в экономике капитализма в итоге Второй мировой войны" (1946 г.). Результатом дискуссии стало закрытие Института.

Дискуссии по философии и экономики 1947 г. стали предвестниками ужесточения идеологического контроля в других областях науки, потери надежд на расширение научных контактов с зарубежными коллегами, на свободу дискуссий и мнений.

Монопольное положение в агробиологии академика Т.Д.Лысенко привело к отстранению от работы многих его оппонентов – генетиков, физиологов, почвоведов и медиков.[732]

Ошибкой была неверная оценка кибернетики. В "Кратком философском словаре" (1954 г.) кибернетика объявлялась "реакционной лженаукой".

После успеха Лысенко в разгроме "вейсманизма – морганизма – менделизма" на августовской (1948) сессии ВАСХННЛ началась борьба против идеализма в физике, против "эйнштейнианства". Новая картина мира физиков не укладывалась в прокрустово ложе марксизма. Он выступал против генетики, кибернетики, теории относительности Эйнштейна. Советский Союз создал ядерное оружие и одновременно вел борьбу с теорией относительности. Критике подверглись последователи А.Эйнштейна выдающиеся советские ученые: Л.Д.Ландау, И.Е.Тамм, Ю.Б.Харитон, Я.Б.Зельдович, В.Л.Гинзбург, А.Ф.Иоффе и др. Борьба с физиками продолжалась до середины 50-х гг.[733]

Борьба с космополитизмом продолжалась "делом Абакумова", "Делом врачей".

Борьба с космополитизмом в СССР в 1949 г. окончательно означало похороны восприятия космополитизма в социалистическом духе.

Своеобразную черту в борьбе с космополитизмом подвел заведующий отделом печати Министерства иностранных дел философ и историк Ю.П.Францев, который опубликовал статью в "Правде" под псевдонимом Ю.Павлов. В статье Францев так определил сущность и содержание космополитизма. Космополитизм – это проповедь так называемого "мирового гражданства"; отказа от принадлежности к какой бы то ни балы нации, ликвидация национальных традиций и культуры под ширмой создания "мировой", "общечеловеческой" культуры. Космополитизм – это отрицание исторически сложившихся особенностей в развитии народов, отрицание национальных интересов, национальной независимости, государственного суверенитета народов. Космополитизм – идеологическое оружие в руках эксплуататорских классов для оправдания и прикрытия их захватнической политики. Империализму нет дела до патриотизма народных масс, до их интересов. После Второй мировой войны США используют космополитизм как форму пропаганды захватнических планов, для своей борьбы против СССР, стран народной демократии. Космополитизм – идеология американского господства над всем миром. Запад третирует понятие национального суверенитета как устаревшее. Народы должны якобы отказаться от национальных интересов. На Западе ширится пропаганда космополитизма.

С 1947 г. в Советском Союзе начался формироваться образ внешнего и внутреннего врага.

Главным внешним образом врага стал американский империализм, а также союзники США: Великобритания, Франция. Летом 1948 г. возник образ югославского врага. Маршал И.Б.Тито и его соратники были квалифицированы "космополитами", "троцкистами", "злейшими врагами социализма", "штурмовым отрядом империализма". Новой формой врага стал образ немецкого врага-неофашиста под руководством канцлера ФРГ К.Аденауэра. В 1953 г. была сделана попытка объявить врагом государство Израиль.

В качестве образа внутренних врагов вошли космополитизм, буржуазность, национализм, антипатриотизм, "пресмыкательство" перед Западом, его культурой. Врагами обвинялись разновидности космополитизма: сионизм, панамериканизм, паниранизм, панисламизм; в искусстве: декадентство, формализм, "искусство для искусства"; в биологической науке: "вейсманизм-морганизм"; в образе жизни: "стяжательство, "несознательный советский гражданин, имеющий в сознании пережитки капитализма. Затем понятие "космополит" стал использоваться для предателей Родины, "пятой колонны" США в СССР. К 1953 г. крайние формы внутреннего врага исчезли со страниц советских газет. Была оставлена только одна форма внутреннего врага – образ сомнительного советского человека, имеющего пережитки капитализма в сознании.

В Советском Союзе образ врага был функцией советского руководства. Важнейшая функция - сохранение советского общественного и государственного строя, господства номенклатуры; сохранение советского господства в странах Восточной Европы; расколоть единый фронт Запада.

В Советском Союзе, тоталитарном социализме, было "два патриотизма". Патриотизм номенклатурный, державный: ненависть к государствам – противникам, ненависть к другим народам, которая насаждалась советским гражданам; патриотизм народа, проявленный в борьбе с фашизмом, в восстановлении своей экономики после Великой Отечественной войны.

Октябрьская революция имела антикосмополитический характер. Она отрицала частную собственность, религию. Советский тоталитарный и авторитарный строй стремился создать тип человека, который бы ему соответствовал. В Советском Союзе идентичность человека насаждалась сверху.

Марксизм, социалистический тоталитаризм и авторитаризм были направлены против идеологии и практики космополитизма, всех его принципов и ценностей, а именно: человек как главная ценность; права человека; человек – гражданин мира и хозяин природных ресурсов планеты; взаимодействии е человека и природы; отношении между людьми в государствах; отношение между властью и народом; отношение между государствами, мировыми религиями, войны и революции; устройство государств; устройство мира; объединение народов, единство человечества; взаимопроникновение культур.

<< | >>
Источник: Доктор философских наук, профессор Ю.Я.Киршин. ОЧЕРКИ ПО ИСТОРИИ КОСМОПОЛИТИЗМА. 2016

Еще по теме Глава 7. Борьба против космополитизма в Советском Союзе: