Советская литература всегда была ареной острой идеологической борьбы, объектом яростных атак антикоммунистов. Какие направления этой борьбы наиболее актуальны сегодня?

Прежде всего отметим, что антикоммунисты прекрасно понимают, какое огромное идейно-нравственное, политическое и эстетическое воздействие оказывает литература на формирование духовного мира советского человека.
Как подчеркивалось в Политическом докладе ЦК КПСС XXVII съезду партии, «наша литература, отражая рождение нового мира, вместе с тем активно участвовала в его становлении, формируя человека этого мира — патриота своей Родины, подлинного интернационалиста» 1. Поэтому враги прежде всего стараются исказить и оболгать саму сущность и основополагающие принципы советской литературы: партийность, идейность, народность. Подвергается нападкам ее ведущий и испытанный метод — социалистический реализм, главной задачей которого является утверждение советского образа жизни, норм коммунистической нравственности, красоты и величия наших моральных ценностей.
Антисоветчики всех мастей очень бы хотели, чтобы литература и искусство Страны Советов утратили свой патриотический пафос, перестали быть выразителями высоких идеалов нашего общества. Идеологический противник пытается оказать разлагающее воздействие на советскую творческую интеллигенцию, особенно молодежь, всячески расписывая «неограниченную свободу творчества» на Западе, поднимая на щит любые проявления безыдейности, мировоззренческой неразборчивости, отхода от четкой классовой позиции. Буржуазные критики обвп- еяют советских писателей и поэтов в «навязывании» ли-тературе идеологических постулатов, тогда как, по их мнению, истинные ее цели — общечеловеческие ценности. Антинаучная концепция «надклассовой культуры» — старая уловка буржуазных идеологов, старающихся прикрыть лицемерным объективизмом классовую функцию буржуазной культуры. Отвечая антисоветчикам, подчеркнем прежде всего, что коммунистические и общечеловеческие идеалы не противоположные понятия: коммунистические идеалы вбирают в себя все истинно человеческое. Более того, сегодня диалектика классового и общечеловеческого — в объективном слиянии глубинных интересов подавляющего большинства населения планеты и социалистического мира
Буквально с первых дней Советской власти была развязана оголтелая кампания по компрометации советской художественной литературы. Десятки авторов, как правило, из числа белоэмигрантов, чутко уловив стратегические цели идеологов антикоммунизма, энергично взялись за изготовление пособий по антисоветскому и антикоммунистическому истолкованию советской художественной литературы. Еще и сегодня «радиоголоса» нередко прибегают к цитированию пухлых томов своеобразных «классиков» литературной советологии Г. Струве, М. Слонима, А. Ярмолинского, В. Александровой, пропитанных ядохМ ненависти к нашей литературе и всему советскому .
И сегодня литературная советология — одно из главных направлений антисоветизма. Ее главная цель состоит в том, чтобы перечеркнуть достижения советской литературы, внушить мысль, будто социализм и культура, социализм и художественное творчество несовместпхмы, что все подлинно талантливое в нашей культуре возникало из... «оппозиции» социализхму. Характерны попытки отодвинуть в тепь и исказить творчество таких крупнейших советских писателей, как М. Горький, А. Серафимович,
А. Толстой, Д. Фурманов, А. Фадеев, М. Шолохов и JI. Леонов. Им стремятся противопоставить таких писателей и поэтов, как Б. Пастернак, М. Цветаева, А. Ахматова, О. Мандельштам, И. Бабель и другие, творчество которых — важная, но не исчерпывающая часть пашей художественной культуры. Вдобавок вокруг этих имен «радиоголосами» ведутся постоянные спекуляции.
Идеологические диверсии последнего времени направлены на то, чтобы «отделить» целый ряд талантливых советских писателей и поэтов от социалистического реализма, противопоставить их партии и народу как некую «внутреннюю оппозицию». В то же время выступления этих литераторов на страницах печати с горячей поддержкой партийной политики осуждаются «радиоголосами» как «компромисс», «уступка официальной линии».
На Западе за последнее время увеличивается выпуск антисоветской литературы, в том числе на русском языке. На подобных публикациях специализируются известные издательства «Инка Пресс», «Ардис», «Энн Арбор» и др. Только в США ежегодно выпускается до 200 новых книг антисоветского содержания. Особенно охотно публикуется так называемая «диссидентская» литература — сочинения предателей социалистической Родины, на которые импе-риалистическая пропаганда не жалеет ни рекламы, пи ти-ражей.
Любыми путями пытаются протащить к нам суррогаты так называемой массовой литературы, которая на За-паде все больше становится средством духовного подавления личности, отвлечения от действительности, разжигания низменных страстей.
Подобная литература формирует порочные наклонности, восхваляет культ грубой силы, эротизм, проповедует антикоммунизм. Естественно, к социалистической культуре, социалистическому образу жизни буржуазная массовая литература не имеет пикакого отношения. Но вместе с тем вполне очевидна реальная опасность ее влияния, как и всей буржуазной «массовой» культуры, на души советских людей, особенно молодежи. Это, в частности, проявляется в том, что проникновение реакционных пдей буржуазной массовой литературы в умы и сердца людей не всегда бывает прямым и явным. Порой ее поделки и стереотипы как бы исподволь завоевывают идейный плацдарм, с которого может начаться и генеральное наступление на нашп духовные ценности. Буржуазная «массовая» беллетристика не столько развлекает, сколько духовно опустошает, внедряет в сознание стереотипы буржуазного образа жизнп, его сомнительные ценности. Это тем более актуально, что с каждым годом все больше советских людей овладевает иностранными языками и бывает за рубежом.
Не прекращаются попытки перебросить в нашу страпу печатную продукцию зарубежных разведывательно-пропагандистских центров. Ежегодно наша пограничная служба изымает десятки тысяч экземпляров антисоветских пасквилей, диссидентских поделок, клерикальных брошюр, порнографических изданий, подрывных журналов антисо-ветской эмигрантской организации НТС. Своего рода «но-винкой» в подрывной деятельности НТС стало изготовление и распространение грязных листовок, подстрекающих к предательству советских солдат, выполняющих интерна-циональный долг на братской афганской земле. Нашими идеологическими противниками был изготовлен также фальшивый номер газеты «Красная звезда» от 3 ноября 1983 года тиражом 15 тысяч экземпляров, наполненный антисоветскими материалами. Тираж этой фальшивки пытались распространить среди советских военнослужащих.
Но империалистические пропагандистские центры, понимая, что литературную контрабанду не так легко протащить в Советский Союз и другие социалистические страны, буквально день и ночь отравляют эфир злопыхательской стряпней диссидентских и иных «литераторов».
Мощным средством противодействия влиянию западной «массовой» культуры служат лучшие произведения советской художественной литературы. Как подчеркивается в повой редакцип Программы КПСС, «главпая линия в развитии литературы и искусства — укрепление связи с жизнью парода, правдивое и высокохудожественное ото-бражение социалистической действительности, вдохновеп- ное и яркое раскрытие нового, передового и страстпое обличение всего, что мешает движению общества вперед» *.
Как отмечалось на VIII Всесоюзном съезде писателей, советская литература никогда не отгораживалась от тревог современного мира, от жизни нашего народа. Именно в этом состоит нравствеппо-эстетическая сила советского искусства. В то же время еще ие все наши литераторы, публицисты, критики занимают подобающее место на переднем крае идеологической борьбы, сражения за нового человека. Ни партия, ни народ не нуждаются в парадном многописании и мелком бытокопательстве, в конъюнктурщине п делячестве. Съезд писателей прошел в обстановке откровенности, большевистской принципиальности, определил первоочередные задачи советской литературы, призванной сыграть значительную роль в осуществленпи псеГ- хологической, нравственной, соцналыю-психологической перестройки, в активной борьбе советских людей за новое качественное состояние нашего общества, внести свой вклад в созидательный потенциал социализма.
19 июня 1986 года на встрече в ЦК КПСС с группой писателей М. С. Горбачев подчеркивал, что в нынешнее время, когда идет суровая борьба сил мира и войны, развертывается работа по обновлению всех сфер жизни советского общества, голос художника особенно важен, особенно влиятелен. При этом ясно, что художественное исследование современности требует смелого, нешаблонного мышления, понимания глубинных явлений и процессов жизни. Сегодня имеется острая потребность в произведениях, в которых бы высокохудожественно раскрывались современные конфликты, реальные коллизии, ощущался накал борьбы за осуществление намеченных задач, в произведениях, которые бы вселяли уверенность в победе идей и замыслов XXVII съезда КПСС, утверждали подлинные человеческие ценности.
<< | >>
Источник: Кейзеров Н. М., Ножин Е. А.. Идеологическая борьба: Вопросы и ответы.— М.: Политиздат, 1987,— 256 с.. 1987

Еще по теме Советская литература всегда была ареной острой идеологической борьбы, объектом яростных атак антикоммунистов. Какие направления этой борьбы наиболее актуальны сегодня?:

  1. Поэтому, сколько бы ни было продолжительно владение на основании договора поклажи, ни в каком случае оно
  2. Прибалтика, как об этом говорилось выше, была инкорпорирована еще в XVIII веке.
  3. Заключение. Литературные традиции XVIII столетия и русская литература XIX века
  4.   ПРЕДИСЛОВИЕ
  5. ОБОСТРЕНИЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ БОРЬБЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
  6. Почему идеологическая борьба в современном мире носит непримиримый характер?
  7. Нужна ли специализация в ведении идеологической борьбы?
  8. Каковы основные принципы, характерные черты идеологической борьбы?
  9. v. ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ БОРЬБА ПО ВОПРОСАМ ВОЙНЫ И МИРА
  10. Советская литература всегда была ареной острой идеологической борьбы, объектом яростных атак антикоммунистов. Какие направления этой борьбы наиболее актуальны сегодня?
  11. В литературе по проблемам идеологической борьбы встречается термин «лингвистическое оружие». Что это за оружие?
  12. VIIIМЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ БОРЬБЫ
  13. Один из ведущих ленинских методологических принципов идеологической работы — принцип реалистичности. Как следовать этому принципу в идеологической борьбе?
  14. ОПЫТ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ БОРЬБЫ
  15. За последнее время партийными комитетами накоплен определенный опыт в сфере идеологической борьбы. Что можно считать наиболее ценным в этом опыте?
  16. Какие формы обучения искусству идеологической борьбы можно рекомендовать как наиболее эффективные?
  17. Какими качествами должен обладать лектор, пропагандист, агитатор, чтобы активно участвовать в идеологической борьбе?
  18. А. А. ИВАНОВСКАЯПОЗИТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ КЛОДОМ ПРЕВОРУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ и СОВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  19. ГЛАВА ПЯТАЯ Плюрализм в современной идеологической борьбе
  20. ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ БОРЬБА. ПЕРЕХОД К ПОЛИТИКЕ «РЕФОРМ И ВНЕШНЕЙ ОТКРЫТОСТИ»