<<
>>

Существует ли связь между увлечениями у нас различного рода мистикой и идеологической борьбой?

Несомненно, существует. И это надо почаще разъяснять. Косвенное доказательство тому — повышенное внимание к подобным увлечениям со стороны идеологического противника, заметное усилепие попыток контрабандного провоза религиозно-мистической литературы, засылки под видом туристов и бизнесменов всевозможных агептов, которые ведут религиозно-мистическую пропаганду.
Известны факты, когда мистицизм пытаются протащить в «кружки» йогов, любителей сыроедения, лечебпого голодания.
Увлечения, о которых идет речь, являются отголосками своеобразного бума «нетрадиционной» религиозности, ренессанса астрологии, магии, паранауки на Западе. Воз-никновение нетрадиционных религий и нового богостро-ительства восходит к молодежному движению протеста, охватившему капиталистические страны Запада в 60 начале 70-х годов. Известно: «новые» культы возникают всякий раз тогда, когда общество переживает социально- экономические и политические потрясения, когда разрушается почва, которая питала старые убеждения. Как известно, религиозно-мистические настроения битников, хйппи, «новых левых» были подняты на щит пропагандистской машиной империализма, как и иные реакционные явления молодежной контркультуры, такие, например, как рок-музыка. В кризисных условиях капиталистической действительности гораздо выгоднее, чтобы люди были увлечены кришнаизмом, оккультными науками, «ле-тающими тарелками», общением с душами умерших и тому подобным, чем задумывались о реальных безрадостных проблемах.
В то же время некоторые направлення «нетрадиционной религиозности» несут широкий диапазон идейно-политических установок — от ультралевых до крайне правых и даже неофашистских. В связи с этим следует сказать об известной секте С. Муна «Церковь объединения» реакционной и откровенно антикоммунистической ориентации, об уводящем от реальной жизни движении Хари Кришна, о трагически погибшей секте Дж. Джонса «Народный храм» и множестве других
В Советском Союзе нет социальной почвы для развития новомодных сект, течений, суеверий. Однако мы не можем закрывать глаза на то, что проникновение в нашу страну и распространение среди части молодежи и интеллигенции различных форм религиозно-философского мистицизма и разного рода суеверий продолжается. Явление для нашей страны научного мировоззрения, повсеместной грамотности и атеизма удивительное: ведь еще задолго до Октября В. И. Ленин клеймил презрением подобное. «Непоследовательны, конечно... и те интеллигенты, которые являются сторонниками (тьфу! тьфу!) мистики...»
Диапазон проявлений религиозного мистицизма достаточно разнообразен. Тут и наивная вера в разного рода гадания и сны (даже ксерокопии «сонников» прошлого века иной раз ходят по рукам). Здесь же вера в биополя и экстрасенсов, в телепатию и филиппинских «хилеров», оперирующих «без ножа». Это и увлечение гороскопами, магией и даже спиритизмом, не говоря уже о «внеземных цивилизациях» и «летающих тарелках», о которых подробно и на «фактическом материале» повествуется в ксерокопированных лекциях неких «кандидатов технических наук». Получило распространение индуистских религиозно-философских верований — кришнаизма, йоги, дзен-буддизма. Сторонники и проповедники подобных направлений в первую очередь спекулируют на программах духовного и физического усовершенствования, которые присутствуют вместе с мистикой в этих религиях. Встречается и «новое» богостроительство в виде подмены научного коммунизма религиозно-утопическими программами (за рубежом в рядах богостроителей состоят ренегаты Гароди, Блох, Маховец и другие).
Не вдаваясь в подробности, подчеркнем еще раз, что в основе всего этого лежит общее: отвлечение от социалистических ценностей, волнующих проблем ускорения социально-экономического развития, то есть все то, что более всего выгодно нашим врагам. Причина этих, прямо скажем, позорных для нашего общества явлений — отсутствие у некоторых советских людей глубокого научного понимания картины мира. Разумеется, вокруг нас много непознанного, необычного, и задача науки подобные явления изучать, объяснять.
Это относится, например, к индуистской мифологии, чаще всего замаскированной туманом таинственной многозначительности и даже внешней привлекательностью. Иногда можно услышать такие рассуждения: «В основе индуистских верований — идея совершенствования человека. Но разве нас сегодня не то же самое волнует? Может быть, взять на вооружение эту идею древнеиндийской мудрости?» Примерно такая позиция излагается в известной повести В. Сидорова «Семь дней в Гималаях», которая превратилась в своего рода первоисточник для поклонников индуизма. Ответим так: да, мы стремимся к тому, чтобы возвысить сознание каждого через активное приобщение к научному мировоззрению и коллективной практике, впитавших в себя передовой опыт всего человечества. Индуистская же мудрость ищет источники преобразования человека в нем самом, в самосозерцании — медитации, она, как и всякая религия, проповедует смирение, уход в глубокое «я» от «мирских сует». Вот почему нам с ней не по пути. Ведь увлечение индуизмом, как, впрочем, и иными мистическими вероучениями и суевериями, наносит ущерб формированию духовного мира советских людей.
Не вызывает сомнения: в идейно-воспитательной работе надо усилить квалифицированное разоблачение всяческой мистики, играющей на руку классовому врагу. «Миллион грехов, пакостей, насилий и зараз физическихподчеркивал В. И. Ленин,— гораздо легче раскрываются толпой и потому гораздо менее опасны, чем тонкая, духовная, приодетая в самые нарядные «идей- ные» костюмы идея боженьки»
<< | >>
Источник: Кейзеров Н. М., Ножин Е. А.. Идеологическая борьба: Вопросы и ответы.— М.: Политиздат, 1987,— 256 с.. 1987

Еще по теме Существует ли связь между увлечениями у нас различного рода мистикой и идеологической борьбой?:

  1. Авторы Декларации усматривали тесную связь между «естественными и неотъемлемыми правами человека»,
  2. Исследователи справедливо отмечают, что кормильство упрочивало связи между правителями и их вассалами и способствовало
  3. § 6. Причинная связь между общественно опасным действием (бездействием) и наступившими общественно опасными последствиями
  4. в) Причинная связь между возникшей опасностью и фактом причинения вреда
  5. 1.1 Канал связи между участниками коммуникации
  6. 3.2.1.6. Коэффициенты связи между ранговыми переменными
  7. Раздел 4. Меры связи между признаками
  8. Средства описания комплекса работ проекта, связей между работами и их временных характеристик
  9. ГЛАВА XXIV Определение связи между травмой и выкидышем Е. Е. Розенблюм
  10. '§13. Связь между значением и предметней отнесенностью            
  11. Существует ли связь между увлечениями у нас различного рода мистикой и идеологической борьбой?
  12. Характер связей между стилями активности и источниками их детерминации
  13. 353. Существует ли разница между правовыми последствиями уплаты неустойки за неисполнение обязательства и последствиями уплаты неустойки за ненадлежащее исполнение обязательства?
  14. СВЯЗЬ МЕЖДУ ЕСТЕСТВЕННО-ПРАВОВЫМИ УЧЕНИЯМИ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ПРОТЕСТАНТИЗМОМ
  15. 5. Общее соотношение между стоимостью товара (T′) и стоимостью элементов его производства (КC + КV). Связь между переменным капиталом и новой стоимостью
  16. IX О СВЯЗИ МЕЖДУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РАССУДКА И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РАЗУМА, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ СПОСОБНОСТЬЮ СУЖДЕНИЯ
  17. § 2.5. СВЯЗЬ МЕЖДУ УСКОРЕНИЕМ И СИЛОЙ
  18. § 1.20. СВЯЗЬ МЕЖДУ НАПРЯЖЕННОСТЬЮ ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКОГО ПОЛЯ И РАЗНОСТЬЮ ПОТЕНЦИАЛОВ. ЭКВИПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПОВЕРХНОСТИ