<<
>>

Один из ведущих ленинских методологических принципов идеологической работы — принцип реалистичности. Как следовать этому принципу в идеологической борьбе?

Ленинский методологический принцип реалистичности в сфере идеологической борьбы имеет несколько аспектов. Прежде всего, как в процессе познания, так и во всей идеологической работе необходим конкретно-исторический подход, учет особенностей данного исторического этапа.
Сегодня он характеризуется тем, что пройденный страной путь, ее экономические, социальные и культурные дости-жения — убедительное подтверждение жизненности марк-систско-ленинского учения, огромного потепциала, зало-женного в социализме, воплощенного в прогрессе советского общества. В то же время, по достоинству оценивая достигнутое, XXVII съезд КПСС посчитал необходимым честно и прямо сказать партии и народу о наших упущениях в политической п практической деятельности, неблагоприятных тенденциях в экономике и социально-ду-ховной сфере, о причинах таких явлений объективного и особенно субъективного порядка. Социализм обладает всем необходимым для того, чтобы поставить современную науку и технику на служение людям. Но было бы неверно полагать, что научно-техническая революция не выдвигает проблем и перед социалистическим обществом. Эти реалистические оценки, а также учет сложившейся международной обстановки привели партию к принятию стратегической линии на ускорепие социально-экономического развития нашего общества.
Реалистичность подхода в пдеологической работе состоит также в понимании того, что активизация человеческого фактора как главного условия ускорения идет сегодня не только в преодолении всего старого, отжившего, не только в борьбе с негативными явлениями нашей действительности, но и в обстановке острого противоборства социалистической и буржуазной идеологий, под холодными ветрами развязанной империализмом «психологической войны».
С учетом этого обстоятельства необходимо строить всю систему идейно-воспитательной работы.
Конкретно-исторический подход предполагаем и всестороннее изучение всего предшествующего опыта КПСС в области идеологической борьбы. В первую очередь это осмысление огромного, поистине революционного вклада в теорию и практику идеологической борьбы классиков марксизма-ленинизма, а также дореволюционного и послерево-люционного опыта нашей партии .
Согласно принципу реалистичности, идеологическое противодействие необходимо строить с учетом специфики того или иного региона, особенностей влияния идеологического противника на его население. Еще В. И. Ленип учил, что, определяя формы политической работы в массах, надо исходить из реальной жизни со всеми ее противоречиями, учитывать, что человек формируется в конкретных исторических условиях. Поэтому, например, организуя сейчас контрпропаганду в Прибалтийских республиках, нельзя забывать, что Советская власть в них была восстановлена сравнительно недавно, сознание старших контингентов населепия там длительное время подвергалось влиянию буржуазной идеологии. На эти республики пытается воздействовать в настоящее время клерикально-националистическая эмиграция, в подрывных целях она использует поездки к родственникам, туризм, куль-турный обмен. Особенностью этих республик является и географическая близость к капиталистическим странам, в результате чего они активно «простреливаются» подрывным радиовещанием и находятся в сфере действия приграничного телевещания буржуазных стран.
Идейно-воспитательная работа с населением западных областей Украины предполагает систематическое противодействие враждебному влиянию клерикальпо-нацпопали- стических центров, поддержанных Ватиканом, а также сионистской пропаганде.
В своем враждебном воздействии на население Сред- ыеазиатских республик и Казахстана идеологический противник главную ставку делает на использование в подрывных целях ислама. Провозглашая лживую концепцию «единого исламского мира», он пытается вовлечь советских мусульман в идеологическую диверсионную деятельность под прикрытием «священного знамени пророка».
Немалые наде'жды возлагаются на разжигание националистических настроений, идеализацию феодального прошлого, отживших консервативных традиций.
Принцип реалистичности в идеологическом противодействии включает также обязательный учет степени влияния идеологического противника на людей. Конечно, социалистическая действительность сама по себе оказывает мощное воздействие на духовный мир человека. Однако верно и иное: пассивность, упущения в политико-вос-питательной работе, идеологическом противодействии при-водят к тому, что врагу удается оказать влияние на какую-то, пусть даже небольшую часть советских людей, «разрыхлить» их сознание, сделать восприимчивыми к мелкобуржуазным идеям, индивидуализму, мещанскому накопительству, идейной и культурной всеядности. Кроме того, необходимо учитывать, что взгляды, настроения трудящихся формируются под влиянием не только наших достижений, но и недостатков, трудностей, негативных явлений.
Вот почему надо строго исходить из ленинского указания о том, что важнейшая обязанность партии — «трезво следить за действительным состоянием сознательности и подготовленности именно всего класса (а не только его коммунистического авангарда), именно всей трудящейся массы (а не только ее передовых людей)» К Важным ис-точником информации здесь служат собственные наблю-дения партийного руководителя, лектора, пропагандиста, беседы с людьми, а также материалы социологических ис-следований, которые организуются партийными комитетами совместно с научными учреждениями.
Наконец, принцип реалистичности предусматривает организацию контрпропагандистской работы с учетом особенностей различных социальных слоев населения, тем более что идеологические диверсанты, стремясь всеми путями усилить воздействие подрывной пропаганды, стараются вести ее все более дифференцированно, нащупывая свой подход буквально ко всем социальным группам. 06- ращаясь, например, к интеллигенции, они акцептируют ее внимание на якобы существующей на Западе «неограниченной» свободе самовыражения. Молодежь обольщают «вседозволенностью», мнимым всеобщим процветанием, колхозному крестьянству расписывают на все лады мнпмые преимущества частного, фермерского ведения сельского хозяйства. Пытаются найти особый подход к женщинам, ветеранам труда п воины, военнослужащим. За последнее время в центре внимания идеологических диверсантов оказался советский рабочий класс — ядро и цементирующая сила нашего общества. Здесь главная цель — дискредитировать генеральный курс партии на ускорение социально-экономического развития, вызвать неуверенность и колебания в его реализации. Вот почему, как подчеркивается в новой редакции Программы КПСС, партия «будет воспитывать у советских людей высокую политическую сознательность и бдительность, умепие с четких классовых позиций оценивать общественные явления, отстаивать идеалы и духовные ценности социализма» .
<< | >>
Источник: Кейзеров Н. М., Ножин Е. А.. Идеологическая борьба: Вопросы и ответы.— М.: Политиздат, 1987,— 256 с.. 1987

Еще по теме Один из ведущих ленинских методологических принципов идеологической работы — принцип реалистичности. Как следовать этому принципу в идеологической борьбе?:

  1. Основные методологические принципы
  2. 2.3. Методологические принципы разработки управленческих решений в вертикально-интегрированных предпринимательских структурах
  3. ГЛАВА IIЛОГИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБОСНОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МЕТАФИЗИКИ КАК НАУКИ
  4. 1.2. Основные методологические принципы
  5. 5. Нынешняя война и будущее социалистических партий
  6. 0.2. Мышление и наблюдение. Лекция первая
  7. § 1. Гносеологическая проблематика Гераклита в целом 1.1. Онтологическая и гносеологическая проблематика у Гераклита: общие методологические принципы
  8. IV. МАРКСИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ[126]
  9. 1.1. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД: ГЕНЕЗИС И МЕСТО В ИСТОРИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ
  10. § 1. Материализм — исходный методологический принцип анализа общества
  11. Методологические принципы и методика работы в группе (классе) развития