Глава 5. Идеи космополитизма в Новой и Новейшей Европе.

В эпоху античности началось формирование космополитизма. Эту традицию продолжили выдающиеся мыслители в Новой и Новейшей Европе.

В эпоху Возрождения взгляды, творчество Данте, Рабле, Шекспира, Сервантеса, Петрарки, Боккаччо, Аристо, Роттердамского были проникнуты идеями, ценностями космополитизма.

Космополиты переосмыслили свои взгляды после Коперника. Великих географических открытий.

С конца XVI и в течение всего XVII вв. космополитизм приобретал универсальность, он выходил за рамки профессиональные и национальные.

В XVII-XVIII вв. космополитизм в Европе был приемлем – в философском плане, неизбежным – в духовной сфере, успешным – в интеллектуальной сфере, многообещающим – в политике, плодотворным – в культуре.[298]

К началу XVIII в. в космополитами себя считали Монтескве, Руссо, Вольтер, Дидро, Юм, Джефферсон.

Со второй четверти XVIII космополитизм охватил проблемы экономики и полезных знаний. Космополиты распространяли свои идеи, расширилось их интеллектуальное влияние. Появлялись универсальные космополиты. Так, Франческа Альгаротти (1712-1764) побывал на службе монархов Польши, Савойи, Пруссии, был знатоком искусств и наук, писал работы по языкознанию архитектуре, был неутомимым путешественником. Космополитизм укоренялся в наиболее обеспеченных социальных группах. Мир космополитов не был только миром мужчин. Среди космополитов были "салонные дамы".

В XVIII в. космополитизм в Европе стал философией, состоянием души, образом мысли, стилем жизни. Он постоянно обогащался как в политическом, так и в культурном отношении.[299]

Понятие "космополит" был введен в употребление стоиками, однако, идея мирового гражданства появилась раньше. Киники, предшественники стоиков, впервые объявили себя "гражданами мира". Они впервые ощутили свою принадлежность ко всему миру.

В 1544 г. Гийом Постель заново изобрел термин "космополитизм", как наднациональное и внерелигиозное братство людей, основанное на свободном выборе каждого. Он с гордостью называл себя космополитом (1500). (Фрейхоф Виллем. Памятники исторической мысли. М., 2003. С. 31.).

С начала XVIII в. понятия "космополит", "космополитизм" стали использоваться в Европе: в 1701 г. в Германии термин (Weltbuger); в 1709 г. в Англии, в 1712 г. – во Франции. В 1721 г. понятие "космополитизм" вошло в "Словарь Треву". "Космополитизм воспринимался в первую очередь как печать новой свободы и эмансипации личности, которая исследует мир вокруг себя, открывает в нем пространство без границ и сама становится объектом внимания других культур. Вот почему на протяжении всего XVIII в. космополитизм колеблется между открытостью к миру и внутренней самореализацией, между интересом к "иному" и утверждением новой идентичностью - всемирной по замыслу, но несущей в себе европейские образы и ценности".[300]

Космополитизм как идеи и практические действия и поведения людей появился в ходе исторического развития и не на пустом месте. В основе рождения и развития космополитизма лежали такие явления, процессы и события, как появление локальных цивилизаций, появление мировых религий, формирование философских учений, распад традиционного миропорядка, массовая миграция огромных масс людей, ведущиеся войны, позволяющие вступать во взаимодействия с другими народами.

Политики, философы, ученые, деятели культуры Европы, которые придерживались идей космополитизма, большое внимание уделяли человеческому фактору.

Деятельность Данте, Шекспира, Леонардо до Винчи, Микеланджело, Рембрандта, Стендаля, Бальзака, Диккенса явилась вершиной духовной культуры человечества, они произвели глубокий анализ мыслей и сердца человека. Они показали, что человек разумное и созидающее существо, он связан и включен в социум. Человеку присуща духовность, он может познавать себя и других. На их глазах происходила эволюция человека, развивалась нравственность, расширялась сфера охвата окружающей жизни. Человек заботился о людях разных рас, о несчастных, увечных, затем о животных.

Предметом познания космополитов была связь человека, народа с властями. Перед ними постоянно возникал вопрос: существуют ли граждане ради государства или государство ради граждан? Гегель полагал, что граждане существуют ради государства. Либеральный философ Локк заявлял, что государство существует ради граждан, т.е. государство только средство, а не цель. Это один из важных принципов космополитизма, который не реализован и вряд ли будет реализован в ближайшие десятилетия.

Гоббс тоже выступал за абсолютную власть. Вместе с тем, он допускал право народа на сопротивление властям, что свидетельствует об элементах космополитизма и либерализма.

Американский мыслитель С.Липсет в работе "Политический человек. Социальные основы политики" поднял проблему о влиянии рядового гражданина на политические процессы, происходящие не только в обществе, но и общественное развитие в целом. С.Липсет пришел к выводу: "Возможности для политического участия рядового гражданина создает только демократическая система".[301] Конечно, на все демократии доросли до такого уровня.

По мнению Папы Иоанна Павла II, новая Европе должна стать маяком в мировой цивилизации, чтобы примирить человека с природой, а народы друг с другом. Но самое главное, она должна примирить человека с самим собой.[302] Критические замечания в отношении демократий высказывал неоднократно Иоанн Павел II.: "Демократии, которые отрицают право на жизнь от зачатия до естественной смерти, являются "государствами – тиранами".[303]

Концепция личности была по содержанию различной в демократических процессах. По либеральным взглядам статус гражданина определяется индивидуальными правами по отношению к государству и правами с другими гражданами. По республиканским взглядам статус гражданина определяется правом на политическое участие и правом на коммуникацию. По мнению Хабермаса, республиканский гражданин имеет гарантию на формирование мнений и воли, что позволяет понять ему, какие именно цели и нормы в интересах всех.[304]

Благодаря Дарвину человек, человечество увидели свое единство с остальной природой. Взгляды Гегеля и Дарвина позволили перейти от вопроса "Кто мы?" к вопросу "Кем мы должны пытаться стать?".[305]

Выход за границы европейских государств, национальные преграды преодолевались путешествиями, общением, браками, книгоизданием, торговлей, заимствованием, войнами, военными союзами. Национальные границы разрушали общение, переписку, культурные контакты. Рождался коллективный культурный опыт. Моцарт, Глюк, Бетховен и Паганини перемещались по столицам Европы, объединяли элиты в единое эстетическое пространство. Политическая элита, философы, братство литераторов, банкиры, коммерсанты были надежной опорой социального и культурного космополитизма. Космополитизм в Европе был реальностью, он игнорировал национальные границы.

Выход за границы, пределы государств мировые просторы осуществлялся в Европе часто в духовной сфере. Происходило перевоплощение своего духа в дух других народов.

Немецкий физик и философ К.Вайцзеккер был автором концепции "Планирования мира". Он был сторонником создания мирового правительства, но понимал, что время для этого не пришло. Поэтому он выдвинул идею: преобразовать сознание людей в космополитическом духе и по мере развития этого процесса, опираясь на его результаты, постепенно внедрять "мировые структуры" в экономику и политику.[306]

А.Швейцер предлагал создать глобальную этику, которая бы не признавала границ между народами, государствами и локальными цивилизациями. А.Тойнби рекомендовал обязательно рассматривать мировое сообщество в понятиях цивилизации, а не только в понятиях государства. В XVII-XVIII вв. космополитизм, проникая границы государств, искал язык общения. Им стал в Европе французский язык. Усвоение Гете истории Европы позволило ему рассуждать о смысле и целях истории человечества.

Шекспир – английский писатель, но он вышел за границы своей страны и стал мировым писателем. Творчество Толстого, Достоевского, Гоголя, Гете, Цвейга приобрело мировое значение, повлияло на духовную жизнь XX века.

Сен-Симон, Фурье, Оуэн призывали народы планеты преодолеть замкнутость, изоляцию. И Кант предлагал создать всеобщее гражданское общество, оптимизировать диалог между государствами, намечал "контуры всеобщей истории с космической точки зрения", он задал вопрос потомкам: не является ли "космополитическое состояние" естественным состоянием человека и видел в человеке венец истории.

Многие философы, деятели культуры критиковали эгоистически настроенных политиков. По словам Ромена Роллана, отказ от эгоизма должен стать "живой частью единого бытия".[307]

Идеи космополитизма имели место в мировоззрении турецкого политика Кемаля Ататюрка. "Каждый человек, - писал он, - должен заботиться о спокойствии и благополучии всех наций в мире с таким рвением, с каким он печется о счастье и благоденствии нации, к которой он сам принадлежит. Работать для счастья всех наций мира означает также работать для обеспечения собственного благополучия и спокойствия".[308]

Британский философ Майкл Оакшотт (1901-1990) предлагал добиваться, чтобы политическая жизнь, ее цели и ценности соответствовали всеобъемлющим концепциям мироздания, которые принадлежат данной цивилизации.[309]

Был выход за границы, пределы религиозных верований. Папа Иоанн Павел II писал, что католическая церковь остается бесповоротно преданной экуменическому движению. Он был сторонником диалога с мусульманами.[310] В одной из Энциклик Папа Иоанн Павел II поставил задачу католикам на третье тысячелетие: миссия христианского мира – "быть на службе во благо всему человечеству".[311]

Примером объединения народов, государств, религий, примером выхода за пределы государств, религий были различные панидеи.

Слог "пан", по мнению Хаусхофера, имеет судьбоносное звучание, он обозначает народный дух земного пространства.[312] Пан-идея предполагает широкие цели, охват целых народов по развитию пространства на просторах Земли. Цели панидей: освоение всех известных земель, создание планетарных союзов. Панидеи находятся часто в состоянии борьбы.

Целесообразно обратиться к фактам, событиям, процессам. В 1910 г. был создан Панамериканский союз, с 1948 г. он выполняет роль аппарата Организации американских государств.

В 1926 г. был создан Панъевропейский союз. Почетным председателем был избран министр иностранных дел Франции А.Бриан, удостоенный в 1926 г. Нобелевской премии мира. Членами Союза были избраны видные политики Франции – Э.Эрио, Л.Блюм, П.Бонкур; Германии – И.Вирот; писатели Томас и Генри Манн, ученые А.Эйнштейн, З.Фрейд и др.

В конце XIX в. зародился пангерманизм с целью включить в состав империи всех земель, где существовали германские элементы населения Голландии, Дании, Швейцарии, Австро-Венгрии, Балкан; создать колонии в Африке и в Южной Америке за счет колоний Португалии, Бельгии, Англии, Франции, за счет расчленения Росси, захвата Прибалтики, Укрины, Кавказа, Германия создала в 1891 г. Пангерманский Союз.

Панисламизм является религиозно-политической идеологией, цель ее – добиться единства мусульман всего мира, создание единого мусульманского государства. Панисламизм оформился в конце XIX в.

Панславизм – идеология западных славян. Ее цель: борьба против турок и немцев; поддержка борьбы России за национальную независимость болгар, сербов, чехов, хорватов, словаков.

Объединение этносов, народов, государств, регионов, религиозных конфессий – космополитическое явление, космополитический процесс. И.Кант писал: "Было бы уместно, если бы для народа по окончании войны после торжественного празднества был назначен день покаяния, чтобы от имени государства вызвать к небу о прощении того высокого прегрешения, в котором все еще повинно человечество. "Не желающее соединить всего народа в какое-нибудь законное устройство".[313] "В наш век главным в сознании обществ, - писал английский мыслитель и историк А.Тойнби, - является осмысление себя как части более широкого универсума, тогда как особенностью общественного сознания прошлого века было притязание считать себя, свое общество замкнутым универсумом".[314]

Роль и место общности человечества раскрыла социолог Марта Нассбаум: "Без сознания нашей общей человечности исчезает всякое основание для отождествления себя с другими, исчезает сострадание, на котором зиждется уважение к отличающимися от нас представителями этических не только этнических групп. Если это осознание утеряно, то другой неизбежно воспринимается уже не как партнер по взаимодействию, а значит объект уважения и оценки, а лишь как занимательное зрелище, созерцаемое через решетку этнокультурного зоопарка".[315]

Сразу надо сказать, что объединения объединенным рознь. Космополиты поддерживают объединения людей, если их цели и способы их достижения моральны, гуманны, законны, если они основаны на моральных ценностях всего человечества.

Итальянский поэт Алиг'ери Данте (1265-1321) выдвинул космополитическую идею "civitas" – общественного единства, которая была "над" отдельной личностью, "над" группой людей, "над" целыми народами. В основе "общественного единства" было христианское мировоззрение. В XIV в. чешский король Подебрад призывал христиан Европы к "любви и братству". Карл V, римско-германский император(1500-1558) стремился создать "мировую христианскую державу".

Объединение государств, религий нередко носило противоречивый и острый характер. В XVI Европа оказалась поделенной между католическими странами (Испания, Австрия, Италия, Франция и др.) и странами протестантскими (Англия, Швеция, Дания, Голландия и др.). Германия наполовину была католической, наполовину протестантской.

Монтескье, Буажелен, Дюпон де Немур и Мерсье де Ла Ривьер надеялись, что международная торговля создаст всеобщее братство. Жан Жорес, борец против колониализма, милитаризма и войн (1859-1914) мечтал о создании общечеловеческого отечества.[316] Иоанн Павел II выступал за единое христианское пространство от Атлантики до Урала путем сближения католицизма и православия. Он выступал за диалог с иудаизмом. К объединению людей в единое сообщество призывал Бхаи.

Политики, философы, деятели культуры, религии, не только предлагали проекты объединения народов, государств, религий, человечества в целом, но и реализовали их на практике.

В XVII в. в Европе начали формироваться межконфессиональные типы различных культур: пиетизм – в лютеранстве, квиетизм и янсенизм – в католичестве. Это свидетельствовало о тесной связи религий с национальными образованиями, что позволяло создавать единый этноконфессиональный фактор, фактор стабильности. В 1815 г. был создан Германский союз (Австрийская империя из 38 германских государств. В 1866 г. был создан Северо-Германский союз (22 германских государств) под гегемонией Пруссии. В 1867 г. Австрийская империя превратилась в дуалистическое (двуединое) государство, Австро-Венгрию. Космополитизм превратился в важный компонент общественного сознания, объектом широких дискуссий. В Германии в 1741-1742 гг. выходил листок "Гражданин мира", в Голландии с 1776 г. стала издаваться газета "Космополит".

Создание объединений зависело от различных условий. Немецкий экономист Лист Фридрих (1789-1846) создал теорию "автаркия больших пространств". Согласно теории, полноценное политическое и экономическое развитие народов, государств возможно только, если они обладают достаточным геополитическим масштабом, большими территориальными возможностями.

В 1937 г. мусульманские государства в Тегеране создали Ближневосточную Антанту (Афганистан, Иран, Ирак, Турция).

Были, конечно, философы, историки, которые с недоверием относились к объединению народов и государств. Так, Гоббс полагал, что люди объединяются, относятся друг к другу для удовлетворения эгоистических потребностей. О.Шпенглер и А.Тойнби отрицали возможность создания единства мировой цивилизации.

Космополиты не одобряют любые цели, любые способы объединения народов, государств, человечества в целом. Они не одобряли Договор 1815 г. о союзе между императорами России, Австрии и королем Пруссии. Цель Договора: взаимная помощь монархов в борьбе с национально-освободительным движением. В союз вошли все европейские монархи.

В 1823 г. в США была опубликована "Доктрина Монро". Доктрина была направлена с целью не допустить колонизацию Западного полушария европейскими странами, обеспечения гегемонию США в Западном полушарии, с целью обеспечить конкуренцию со "священным союзом". Муссолини мечтал сделать Рим столицей европейской и мировой цивилизации.

Космополиты осуждали колониальную политику Великобритании, Франции и других европейских государств. Вместе с тем, они ценили, что колонизация внесла вклад в развитие культуры стран Азии и Африки.

Для расширения США использовались "покупка" территорий. В 1803 г. США купили во Францию Луизиану; в 1819 г. – Флориду у Испании; в 1867 г. Россия продала США Аляску. В годы Первой мировой войны США купили у Дании Вест-индийские острова.

По нашему мнению, в будущем "покупка" территорий возобновится. Причина – территории будут нужны для спасения от природных и техногенных катастроф.

При объединении народов, государств, особенно религий важно помнить принцип космополитизма: приоритет человечества над народами, государства, религий. В этом отношении целесообразно одобрить политику организации исламской конференции (ОИК). Государства, входящие в ОИК, обязаны ставить интересы религиозной общности выше национально-государственной.

Космополиты Европы осуждали враждебные отношения людей друг к другу, к народам других государств, других верований. Они осуждали те государства, где "другой" означал инаковость, враждебность. Космополиты осуждали Ницше, который пропагандировал и призывал к жестоким, варварским отношениям к простым людям, называя их "недоделанными и неполноценными". Эти "недоделанные и неполноценные" люди должны были страдать для создания великих людей.

Шопенгауэр (1788-1860) разжигал вражду между народами, религиями. Он, например, считал, что буддизм – самая высшая религия, а ислам является самым отвратительным учением. Поэтому Шопенгауэр подвергался постоянной критикой со стороны космополитов.

Немецкий философ Иоганн Гардер (1744-1803) выступал за солидарность людей, он надеялся, что чувство солидарности постепенно пробудится: "Тогда всеобщую ненависть будет вызывать наглый узурпатор чужих прав, покушающийся на чужое благосостояние, дерзкий обидчик, попирающий чужие обычаи и нравы, хвастливый авантюрист, ради своей выгоды навязывающий народам то, что им нежелательно".[317]

Идеи морали получили в Европе огромное распространение. Космополиты считали, что только нравственные деяния, поведение могут поправить на земле зло, дать торжество добру.

Высший принцип морали И.Кант сформулировал в "Категоричном императиве": "Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства… Я утверждаю: человек… существует как цель сама по себе, а не только как средство для любого применения со стороны той или другой воли".[318]

Основой социальной этики выступает христианская заповедь любви к ближнему, которая распространяется на все человечество. Цель церкви писал папа Иоанн Павел II: "Защита человека, его достоинства, его свободы, его неотъемлемых прав, а также права на полноценный смысл жизни".[319] В энциклике папы Бенедикта XVI "Spe salve" (2007 г.) подчерчивалось, что мера человечности определяется по существу через отношение к страданию и к страждущему, что важно не только к человеку, но и ко всему обществу.

В 1821 г. в Париже было создано Общество христианской морали. Одна задача состояла в том, чтобы уменьшить ненависть и слепой и безоглядный патриотизм.

Рассуждая о прогрессе и морали папа Бенедикт XVI обратил внимание на их двойственность, его беспокоит, что научно-техническое развитие не соответствует моральному развитию человека, что может явиться угрозой для человека и для мира.

К сожалению, многие политики, военные стратеги, представители военно-промышленного комплекса до сих пор не осознали несоответствие в развитии технических наук и морали.

Многие космополиты Европы были пацифистами. Они создавали проекты "вечного мира": Эразма Роттердамского (1517); Эмерика Крюсе (1623); аббата де Сен-Пьера (1713); Джереми Бентама (1789); Иммануила Канта (1795).

Для предотвращения войн космополиты предлагали различные средства и способы.

Эразм Роттердамский (1469-1536) считал мир условием и источником человеческого благополучия, войны – первопричина всех бед и зол, некий океан, поглощающий все без различия.[320] Он предлагал, чтобы за страдания в войнах расплачивались те, кто их начинает. Роттердамский призывал, чтобы люди всемерно прославляли мир, объединялись против войн.

Чешский мыслитель-гуманист Ян Коменский (1592-1670) разработал проект мира на основе "взаимного примирения", "забвения прошлого", "взаимной терпимости".

Французский философ Франсуа Вольтер (1694-1778) считал, что войны можно предотвращать путем революций сверху под руководством монахов. Французский философ Жан Мелье (1664-1729) предлагал, что средством предотвращения войны может быть гражданская война, итоги которой – повесить последнего короля на кишках последнего попа. Французский мыслитель, социалист-утопист Клод Сен-Симон (1760-1825) путь к миру человечества видел в создании единой системы образования. Добавим, что единая система образования в мировом сообществе – важный принцип космополитизма. Папа Иоанн Павел II утверждал, что без примирения церквей не может быть примирения народов.

Космополиты мечтали и создавали всемирные структуры, которые могли предотвращать войны.

В XIII в. Фома Аквинский предложил создать единое государство, чтобы обеспечить мир на Земле. В XIV в. французский юрист Пьер Дюбуа предложил ради мира создать объединенную христианскую Европу и европейский суд. Ян Коменский мечтал о создании директории держав мира, сената мира с целью насаждать мир во всем мире.

После Тридцатилетней войны (1618-1648) активизировалась идея о создании союзов по достижению "вечного мира". Квакер У.Пенн в середине XVIII в. Англии создал Европейскую Лигу по урегулированию международных конфликтов. Жан Жак Руссо в книге "Суждение о вечном мире" предложил создать международную организацию по поддержанию мира. В XIX в. в Америке и в Европе пацифисты рассматривали вопросы о создании мирового правительства. В 1817 г. Сен-Симон и О.Тьерри подготовили миротворческий проект "О реорганизации Европейского общества".

И.Кант предложил свою структуру. Она предусматривала создание союза народов свободных суверенных государства, которые имеют законодательную и судебную власти. В государствах Кант предлагал создать республиканское устройство, которое явилось бы центром объединения других государств, средством расширения союза. Между государствами должен господствовать дух торговли, который несовместим с войной.

Однако Кант был против слияния государств в единую космополитическую державу, которая бы предотвращала войны: национальные культуры не впишутся во всемирную республику, законы потеряют свою силу, деспотизм уничтожит добро, наступит анархия.

А.Тойнби видел в расширении духовного единства народов средство от предотвращения войн.

В некоторых странах Европы возникала напряженность между космополитизмом и национальными чувствами даже у космополитов. Так, немецкие писатели Гете, Лессинг, Шиллер с разной степенью убежденности объявляющие себя космополитами продолжали поиск аутентичной немецкой культуры.

Главным препятствием для распространения космополитизма на многих этапах европейской истории был национализм, его абсолютизация. Национализм формировали не только "сверху", но и "снизу", как потребность интересов простого народа. Рассмотрим националистическую идеологию в начале XIX века, носителем которого в Германии был Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814).

Фихте был сторонником национальной гордости, вербальной воинственности. По Фихте, народ надо воспитывать в целях совершенствования человека, что позволит превосходить других народов, он будет недостижим для других народов, будет одержим своей миссией и будет готов отдать за свое общество жизнь. "Человек, который не рассматривает себя как принадлежащего вечности, - писал о Фихте, - не имеет внутри себя никакой любви и, более того, не может любить свое отечество, которое для него попросту не существует".[321] Такой человек, по его мнению, передаст свое ценнейшее достояние грядущим поколениям нетронутым.

Фихте считал, что "немецкий дух" должен быть распространен из Германии и, в конце концов, будет править миром.[322] Он провозглашал универсальным принцип нации, кроме нации в политике ничего не существовало. По Фихте, современные немцы представляют немецкий "пранарод", первоначальную человечность. Все немецкое оригинально, самобытно, глубинно.

После Фихте национализм стал представлять потенциальную опасность для государств и для мирового сообщества.

Гегель соединил национализм с государством, создал националистическую идеологию. Он рекомендовал формировать достоинство на национальном государстве, а не на культуре. Гегель считал, что вера в государство – средство исправления человечества, которое расширяет пространство человеческого свойства. Он был уверен, что наполеоновская империя будет заменена национальными государствами.

Естественно теперь рассмотреть политическую доктрину фашизма, которая по своей сути имела антикосмополитический характер.

Прежде всего национализм был характерной чертой фашизма: Нация – главная политическая и социальная единица; люди должны заботиться о благополучии, о защите нации ценой собственной жизни; враждебное отношение к другим народам; установление "нового порядка"; нацизм – социал-дарвинизм узаконивает расизм и антисемитизм; особый статус в обществе расово чистых арийцев; "недочеловеки" – евреи, цыгане, душевно больные, коммунисты, либералы.

Основа "нового порядка": тоталитаризм и пропаганда. Фашистский режим обеспечивал абсолютный контроль над человеком, пропаганды укрепляла тоталитарный режим. Фашизм выработал критерии, кто достоин быть членами "нового порядка".

"Новый порядок" был полностью милитаризирован. Условием для утверждения своих ценностей была война против внешних и внутренних врагов. Войны считались неизбежными, империи создавались с помощью войн. Военные империи высшей формой человеческого развития. Военными ценностями были патриотизм, единство, дисциплина. Внешняя политика была направлена на увеличение "жизненного пространства", включение новых территорий.

Национал-социализм свидетельствовал о псевдобиологическом взгляде на мир. За расовой теории фашизма стояла практика – расистские войны на уничтожение. Всемирным врагом считались евреи. Предполагалось уничтожить российских, польских, венгерских, румынских, Французских, бельгийских, югославских евреев. Способ ведение войны против "нечеловеков" – геноцид. 22 июня 1944 г. Гитлер заявил: "Наш антисемитизм распространится на весь мир, так же как в свое время идеи французской революции предшествовали французским армиям и облегчали победы Наполеона. Так же будет и у нас".[323]

Основой итальянского фашизма выступали: харизматический вождь; идея судьбоносности Рима; завоевание новых земель; национализм; антисимитизм; отрицание парламентской демократии, либерализма, плюрализма, индивидуализма; уничтожение всякой оппозиции, страх перед коммунизмом.

Муссолини считал, что классовый конфликт необходимо перенести в сферу международных отношений, между богатыми и бедными нациями. По Муссолини, внутри государства необходимо национальное единство на основе общего языка, расы, культуры, традиций.

Умберто Эко был автором "ура-фашизма", "вечного фашизма".

Черты и принципы "вечного фашизма":

· культ традиций;

· неприятие модернизаций;

· подозрительность к интеллигенции;

· расизм;

· враг определяется в одно и то же время как чересчур сильное и слабое;

· нет борьбы за жизнь, а есть жизнь ради борьбы;

· пацифизм – это братание с врагами;

· враг должен быть уничтожен, в результате наступит золотой век, эра всеобщего мира;

· презрение к слабому;

· культ спорта.

К сожалению, идеи фашизма продолжают жизнь в некоторых странах и проявляются в разных формах и действиях. Космополиты должны не только осознать это, но и вести борьбу против любых проявлений фашизма.

Французская революция обостряла национализм в Европе. Революционеры Франции на первых порах активно использовали такую лексику, как "дети нации", "братство", они распространяли такие идеалы, как "всеобщая мораль", "космополитический культ" разума.

Но это продолжалось недолго. Франция нуждалась в революционерах-патриотах. 1793-1794гг. космополитизм был осужден. Космополитов считали предателями нации. Это было ударом по гуманистическим идеалам космополитизма. В XIX в. космополитизм нашел прибежище в литературе.

Многие европейские философы выступили против Французской революции. Немецкий философ Ф.Бутерверк писал, что Французская революция превратила бывших друзей-французов во врагов. Бутерверк был уверен, что только космополитизм способен победить жестокость, которая процветала во Франции.

Европейские утописты мечтали создать образ идеального справедливого государства Томас Мор (1478-1535). Английский мыслитель, государственный деятель предлагал модель блаженной жизни без нищеты, зла, с равенством населения.

Мор предлагал формой правления государств иметь представительную демократию. Он считал, что любой князь может быть низложен за стремление к тирании. Мор утверждал, что целью войн является освобождение народа от тирании. На острове Мора существует много религий, представители которых терпимы друг к другу.

Шарль Фурье (1772-1837) призывал людей к сотрудничеству, к установлению равных прав и мужчинам и женщинам, выступал против дикости и варварства.

Роберт Оуэн (1771-1858) предложил модель более гуманного справедливого общества, отрицающего капитализм. В этом обществе люди объединены в едином человечестве, сотрудничество приоритетно по отношению к конкуренции.

Идеи космополитизма развивал французский мыслитель и писатель Жан Жак Руссо (1712-1778).

Руссо мечтал о создании системы взаимопомощи людей, чтобы обеспечить их комфортное существование. Он критиковал власти, которые угнетают народ, обосновал право народа на революцию против всякой антинародной власти. Идеалом власти для него была республика.

Руссо видел противоречивый характер искусства и науки. Он считал, что способность к самоусовершенствованию – это источник прогресса человечества и всех его несчастий. Во-первых, он отразил роль науки и искусства для совершенствования морали. Во-вторых, он боялся, что развитие искусства и науки приведет к созданию средств разрушения, для создания средств и способов угнетения народов. Руссо был прав, что предвидел возможность создание наукой новых средств разрушения. Кстати, человечество до сих пор не научилось предотвращать создание новых более смертельных видов вооружений.

Руссо выступал против войн. Он полагал, что сопереживание и сочувствие являются средством предотвращения войн и агрессивных нападений.

Он считал, что люди не хотят причинять нанесения вреда друг другу, они к причинению вреда относятся с отвращением. Люди с трудом переносят страдания других. Люди по природе своей сочувствуют друг другу. Руссо поставил вопрос: достаточно ли сочувствия, самосохранения людей для предотвращения войны? На этот вопрос ответила автор монографии "Политическая философия" профессор Т.Алексеева: сочувствия недостаточно для сдерживания угрозы войн.[324]

Несмотря на двойственное отношение к науке Руссо был сторонником инноваций. Он считал, что инновации облегчают труд, пробуждают гордость человека. Содержанием инноваций являются идеи сотрудничества, коллективные цели человечества, они выступают условием выживания. Инновации выступают итогом появления у людей свободного времени. Использование человечеством свободного время безусловно является важной проблемой космополитизма.

Вольтер и молодой Руссо "воплощали интернациональный дух. Просвещения… для них самих космополитизм – прежде всего отличительный признак просвещенной интеллектуальной элиты. Их ключевые слова – "разум", "человечность", "терпимость", "благотворительность", "общественная польза" – наднациональные категории…".[325]

Руссо в "Рассуждениях о происхождении и основаниях неравенства между людьми" вышел за пределы отдельных народов: "Великие всемирные души, которые преодолевают воображаемые преграды, разделяющие народы, и по примеру создавшего.[326] их Верховного существа обнимают своими благими деяниями весь человеческие род". Вольтер в свою очередь писал: "Печально, если для того, чтобы стать настоящим патриотом, приходится быть врагом остального человечества" и сделал вывод: "Гражданином мира может считаться лишь тот, кто желает, чтобы его родина была не больше и не меньше, не богаче и не беднее, чем она есть сейчас".[327]

Иммануил Кант (1724-1804) - либерал, демократ, гуманист, пацифист, выдающийся космополит, преобразовавший многие космополитические идеи в философские принципы, а философские идем в космополитические базовые основы. Интеллект Канта был оружием против фанатизма, антикосмополитизма.

Он убеждал всех, что человек должен рассматривать себя как цель. Этику правительства, по Канту, обеспечить благо человека, народа. Высшей добродетелью политиков он считал благоразумие.

Идеи космополитизма Кант развивал в условиях становления в Европе национальных государств. Кант давал пример решения проблем отношения к "другому" во время формирования национальных государств. Он осуждал отношения между государствами, которые вели захватнические войны, абсолютизировали национализм, политический произвол. Чтобы предотвратить конфликты, Кант предложил сформировать во-первых, внешнюю легитимность отношений, что позволит их регламентировать, предоставляя каждому из участников свободу коммуникаций; во-вторых, создать универсальное гражданское общество, которое утвердило бы космополитические права каждого гражданина любого государства; в-третьих, предоставить гражданам право на гостеприимство, что означало бы: беспрепятственно пересекать границы, сохранение гражданского статуса, пребывая в других государствах.

Кант понимал важность для государств обеспечить свою военную безопасность. Вместе с тем он задумывался над человеческими жертвами, которые необходимы, чтобы ее добиться.

Он создал теорию пространства и времени, суть которой – мир бесконечен во времени и в пространства.

Кант считал, что категорический императив является этический основой космополитизма. Суть категорического императива отражена в двух положениях: "Поступай так, как если бы таксима твоего поступка посредством твоей воли должна была стать всеобщим законом природы" и "Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству". Категоричный император требует действовать только с максимальным усилием, которое должно стать всеобщим законом.[328]

Кант размышлял о целях человечества на социальном и глобальном условиях, о гармонии всех наук. Прогресс общества он видел в предоставлении людям свободы.

Кант создал космополитический проект о "вечном мире". Конкретно: осуждение войн; запрет войн на истребление и на порабощение; введение войн в ранг кратной необходимости, целью войны должно быть решение конфликта, но не уничтожение противостоящей стороны; упразднение регулярных войск, введение добровольного обучения военного дела; запрет колониальных отношений, наделение каждого государства суверенитетом; запрет вмешательства в политику других государств; создание федерации независимых, равноправных и свободных государств; обретение обществом международной ответственностью; преобразование внутри государств с ориентацией на демократические ценности, на республиканское устройство, на отделение исполнительной власти от законодательной; предотвращение гегемонистских национальных интересов; создание международного правительства для предотвращения войн.

Кант развивал дальше проблему отношения к другому, к гражданам других народов, государств, культур, религий.

Космополитизм Канта выражал человеческую всеобщность, он наметил "контуры всеобщей истории" с космополитических позиций. Кант был близок к тому, чтобы "космополитическое состояние" считать естественным состояние человека и человечества.

Выдающийся немецкий философ предлагал формировать универсальное гражданское общество, которое должно утвердить космополитические права каждого гражданина, в том числе на всеобщее гостеприимство, на беспрепятственное пересечение границ государств, право на сохранение своего гражданского статуса при нахождении в других государствах.

Лейбниц, Кант и Гегель стремились примирить христианскую этику с коперниканско-галилеевским идеями, наукой.

Автор книги твердо убежден, что "космополитическое состояние" является естественным постоянным состоянием в прошлом, настоящем и в будущем. Космополитизм – будущее человечества.

Немецкий поэт и философ Иоганн Вольфган Гете (1749-1832) внес огромную роль в развитие космополитизма.

Гете считал, что человек является частью человечества и существует в нем в индивидуальном качестве. Человек связан с космосом. Цель жизни человека Гете видел в том, чтобы познать бесконечное в конечном, разгадать тайны природы, общественной жизни на основе одного государства, в рамках патриотизма.

Гете понимал закономерность, что человек, народы, государств, явления, процессы в определенных условиях выходят за свои границы, пределы. Самобытность нашего "Я" сталкивается с "ходом целого" и выходом за свои пределы: человек – гражданин целого.

Смерть, то Гете, звено в цепи мирового процесса; смерть и рождение обновляют жизнь.

Гете понял, что поэзия присуща не отдельным народам, а всему человечеству, он был сторонником идей мирового искусства, мировой литературы, сторонником идеи освоения опыта всего человечества. "Страдания юного Вертера" принесло Гете славу не всегерманскую, а всемирную славу. А. Аникет в комментариях к первому тому собраний сочинений Гете писал о его поэзии: В "больших гимнах лирика обретает космический характер, ибо полем действия лирического героя является весь мир, вселенная, его судьба связана с судьбами народов, всего человечества". Конечно, Гете был гражданином мира.[329] Гете верил, что бесполезный подвиг героя будет довершен человечеством, если благородный образ Гецы ("Геце фон Берлихиген") сохранится в народной памяти.

Гете исходил из того, что человек один с природой, он ее часть; природа является вечнотворящей силой; в природе есть тайны, человек должен постичь природу и ее тайны. Человек слит с природой, но эта слитность сочетается не просто с человечеством, а с чувством всечеловеческого братства.

Человек не раб природы, он формирует ее для своих целей. Человек гуманен и в отношении природы. В "Ганимеде" Гете создал гимн природе, земле и небу. Природа создает высшую духовную радость человеку. В "Ганимеде" человек не только стремится слиться со вселенной, но и активно жить во вселенной, а после смерти – участвует в строительстве мироздания. Гете стремился привить немецкому народу гуманистический взгляд на мир.

Гете в единстве рассматривал прошлое, настоящее и будущее. Хозяин жизни, у Гете, тот человек, который живет жизнью всего человечества, в его прошлом, настоящем и будущем. Он придерживался принципа, что во всечеловеческом есть единение прошлого и настоящего. "Фауст" Гете драма об истории человечества, о цели истории человечества, о цели социального бытия.

Гете высоко ценил роль морали как составляющей космополитизма. "В душевную вчитайся повесть, поймешь, взыскательная совесть – светило нравственного дня", писал он.[330] По Гете, нравственностью, совестью человечество приближается к "гармоничному миропорядку".

Большую созидательную роль Гете видел в любви: на любви зиждется все социальное бытие; любовь объединяет двоих, затем родителей и детей.

В Германии космополиты опирались на поэзию Милиуса, Хагедорна, Витгофа, которые воспевали свободу, равенство граждан.

Большой вклад в развитие идеологии космополитизма внес английский философ, общественный деятель Бертран Рассел (1872-1970). Часто это происходило при анализе различных философских школ и во время дискуссий с видными и выдающимися философами Европы (Гоббс, Гегель, Ницше, Бентам, Джеймс, Милль, Джон Милль и др.).

Б.Рассел хорошо знал философию английского философа Т.Гоббса (1588-1679). Он критиковал Гоббса, который был сторонником взгляда, что власть государства должна быть абсолютной. Поэтому итогом деятельности всемогущего правительства были несправедливость, жестокость и косность. Осуждал Рассел Гоббса, который проповедовал покорность народа.

Гоббс ошибочно считал, что национальные интересы государств – это целое, интересы всех граждан одинаковы, интересы монарха совпадают с интересами подданных. Гоббс не понимал, что между классами, социальными группами имеют противоречия, которые не обеспечивают единства и стабильности общества. Что касается Рассела, то он допускал единство интересов в обществе при ведении справедливых войн.[331]

Рассел критиковал Гоббса, который видел во взаимоотношении государств только войны, который естественным состоянием общества считал войны всех против всех.

Рассел делает выводы: милитаризация даже отдельных государств противоречит интересам человечества.

Оценивая Гоббса, Рассел вышел на проблему жестокости и разрушительности войн, на проблему выживания человечества. Проблема выживания человечества это был выход за границы, пределы сохранения человечества, за пределы огромных жертв в традиционных войнах. "Усовершенствование вооруженных сил отдельных государств, при отсутствии в мире средств предотвращения войн, - писал Рассел, - это дорога к всеобщему уничтожению".[332]

Б.Рассел, конечно, понимал, что существующая в те годы военная техника не может привести к гибели человечества. Но он понимал, что оружие массового уничтожения в конце концов будет все-таки создано: "Пока существуют и борются друг против друга национальные государства, только низкая производительность может сохранить человеческий род!".[333]

Большое внимание он уделял анализу немецкой философии, включая философию Фихте (1762-1814) автор философии немецкого националистического тоталитаризма, автора "Речи к германской нации". Цель "Речей" – воодушевить немецкий народ на борьбу с Наполеоном. Основная идея "Речей" – немцы превосходят все другие нации. Рассел осудил Фихте и его идею об исключительности немецкого народа, которая привела в XX веке к трагическим событиям.[334]

Внимание Рассела всегда было и к немецкому философу Г.Гегелю (1770-1831). Гегель неоднократно заявлял, что немцы играют величайшую роль в развитии дух. "Германский дух, писал Гегель, - есть дух нового мира, цель которого заключается в осуществлении абсолютной истины как бесконечного самоопределения свободы".[335] Свобода Гегеля не подразумевала демократии, свободы прессы. "Германия столь прославлялась Гегелем, - писал Рассел, - что можно было ожидать, что именно она явится окончательным воплощением абсолютной идеи, за которым было бы невозможно дальнейшее развитие".[336]

Гегель постоянно подчеркивал исключительность немецкого народа, германского государства. "В каждом веке существует одна определенная нация, которой вменяется в обязанность миссия провести мир через стадию диалектики, которой он достиг. В наш век этой нацией, конечно, является Германия", - писал Гегель.[337]

Гегель огромную роль в истории отводил выдающимся личностям (Александру, Цезарю, Наполеону). Они являются героями и "законно могут нарушать обыкновенные моральные нормы". (Там же. С. 884.). Герои, по Гегелю, это воинственные завоеватели. Позицию Гегеля космополиты, конечно, осуждали.

В XX в. – в начале XXI в. "выдающиеся личности" (Гитлер, Франко, Муссолини, Ленин, Сталин, Мао, Ким Ир Сен и др.) нарушали моральные нормы. Многие руководители тоталитарных и авторитарных руководят народами, нарушая моральные нормы. Нарушают моральные нормы и некоторые руководители демократических государств. Это стало исторической антикосмополитической преступной тенденцией XXI века.

Гегель рассматривал место и роль государств в системе международных отношений. Он восхищался национальными государствами, их суверенитетом. Гегель был против структур типа Лиги государств, народов, которые, по его мнению, могли ограничить независимость отдельных государств. Граждане должны поддерживать суверенитет государств. Гегель в этой проблеме абсолютизировал национализм и занимал антикосмополитические позиции.

Гегель часто рассуждал о сути и характере войн, о их месте и роли в истории. Космополиты осуждали многие взгляды Гегеля.

Он считал, что конфликты государств могут быть разрешены только войной; война не полностью является злом или чем-то тайным, что мы должны уничтожить; война не должна рассматриваться как абсолютное зло: цель государства не просто в войне сохранить жизни и собственности граждан, а морально оправдать войны. Гегель был против создания структур, в том числе мирового правительства, которые бы выступали против войн.

По Гегелю, война имеет положительное нравственное значение. "Война имеет величайшее значение, - писал он, - потому что благодаря ей моральное состояние народов пребывает в безразличии по отношению к устойчивости конечных определений".[338]

Он критиковал Священный союз и кантовскую Лигу мира, так как считал, что они ошибочны потому, что содружеству государств обязательно необходим враг.

Отношения между государствами не являются у Гегеля правовыми или нравственными, государства не подчинены обыкновенным моральным законам.

Гегель создавал свое учение о государстве, в котором оправдывает всякую внутреннюю тиранию, всякую внешнюю агрессию, жестокость войн, международный разбой.

Космополиты вели борьбу против немецкого философа Ф.Ницше (1844-1900), воинствующего противника идеологии космополитизма.

Ницше зло предпочитал добру, считал, что нельзя добиваться победы добра над злом. Истинная добродетель, по Ницше, свойство только аристократического меньшинства. Высшим людям необходимо воевать с массами и сопротивляться демократическим тенденциям века. Ницше был сторонником идеи – создать человека будущего посредством дисциплины и посредством уничтожения миллионно "недоделанных и неполноценных".[339]

Ницше с ликованием пророчил эру великих войн.[340] Он великих личностей противопоставлял народам. По его мнению, несчастье целой нации меньше, чем страдания великой личности.[341] Ницше мечтал создать интернациональную правящую расу, которая должна будет господствовать на Земле – это будет "новая широкая аристократия, основанная на наиболее суровой дисциплине, в которой воля философов – властителей и художников- тиранов будет запечатлена на тысячи лет". (Там же. С. 912.).

Ницше был жестоким критиком христианства, которое держится рабской моралью; учит покорности; христианство союзник тирании; отрицает свободу. Ницше в чем-то прав, христиане в некоторых странах осуждают протесты масс, поддерживают тоталитарные и автоританые режимы.

Ницше не верил в любовь ко всему человечеству. Заявлял, что искренняя любовь к людям невозможна. Рассел не был согласен с Ницше. Рассел писал, что человек, святой от природы искренне и непосредственно любит человечество, он делает добро. которое дает счастье.[342]

Рассматривая проблемы морали, Ницше пришел к выводу, что этика должна быть аристократичной и она не применима ко всем людям. Никакая мораль невозможна без хорошего происхождения. Он считал аристократов-завоевателей и их потомков биологически высшими по отношению к их подданным.

Рассел так оценил будущее этики и политики Ницше: потомки Ницше, аристократов будут дискредитированы; формой аристократов явятся фашистские организации и нацистские партии; они будут побеждены в войнах; поэтому надо отвергнуть этику Ницше.[343] И Рассел добавил: Людей можно разделить на друзей и врагов. Христианская и буддийская этика, в их основе – универсальное сочувствие, этика Ницше – полное отсутствие сочувствия и сострадания.

Рассел в своей книге "История западной философии" предложил устроить диспут между Буддой и Ницше. По мнению Рассела, мы должны вообразить, что они предстанут перед Всемогущим и дадут ему советы, "какого рода мир должен он создать". Какой же совет мог бы дать каждый из них?

Рассел дал свой прогноз в отношении диспута и советов Будды и Ницше Всемогущему. По мнению Рассела, Будда начал бы дискуссию, говоря о бедняках, несчастных, о раненых в битвах, умирающих в агонии, о сиротах, о смерти. Будда предложил бы найти путь к спасению через любовь. Когда бы пришла очередь Ницше, он воскликнул бы: "О Господи! Человече, ты должен научиться быть более толстокожим. Не надо хныкать из-за того, что страдает простой люд; страдают и великие люди, но их страдания благородны. Что качается меня, - продолжал Ницше, - то мои страдания, мои положительные идеалы: я восхищаюсь императором Фридрихом II и Наполеоном. Ради таких людей любое страдание оправдано.

Ответ Будды, который, по остроумному выражению Рассела, "успел изучить историю всего, что произошло после его смерти".

Я не восхищаюсь Алкивиадом и Наполеоном, у меня свои герои: мой последователь Иисус, потому что он учил людей любить своих врагов; тех, кто открыл, как управлять силами природы; кто нашел средства против болезней. Любовь, знание и наслаждение красотой – вот ценности самых великих из когда-либо живших людей".[344]

Ницше ответил: Все равно ваш мир был бы пресным… Я боюсь, что если Господь предпочитает Ваш мир, то мы все умрем со скуки".

Будда ответил, что ваша любовь к жизни – притворство. Кто действительно любит жизнь, это самые счастливые люди в теперешнем мире.

Дискуссию между Буддой и Ницше подвел Рассел. "Мне неприятен Ницше, потому что люди, которыми он больше всего восхищался: завоеватели, которые прославились умением лишать людей жизни".

В военной теории есть понятие "военное искусство", которое предполагает одерживать победы с наименьшими жертвами, вести войну гуманными средствами, гуманно вести войну, соблюдая нормы международного гуманитарного права. Афоризм Рассела "умение лишать людей жизни" относится к таким политикам и полководцам как Сталин, Жуков. Это противоположное военному искусству.

Рассел не соглашался с Ницше, который считал волю первичной в отношении философии и морали. Ему не удалось совместить с одной стороны, войны, безжалостность, аристократическая гордость, с другой, философия, литература, искусство.[345]

Рассел обнаружил общее у Ницше и Макиавелли: их мораль нацелена на власть, она антихристианская.

Закончу критику Ницше со стороны Рассела их отношением к любви. Ницше презирал всеобщую любовь. Рассел считал любовь движущей силой всего, чего я желаю для мира.[346]

С позиций космополитизма Рассел оценивал утилитаризм и его представителей.

Он высоко ценил И.Бентама (1748-1832), английского философа и юриста, родоначальника утилитаризма. Бентам считал, что утилитаризм может дать критерий морали и законодательства.

И.Бентам сформулировал принципы наибольшего счастья, добро относил к счастью, зло – к страданию. Идеалом Бентама были миролюбие и безопасность. "О войнах и штормах, - писал он, - лучше всего читать, жить лучше в мире и спокойствии.[347]

Бентам осуждал монархии и наследственную аристократию, защищал полную демократию.[348] Он осуждал английский и американский империализм, колониальную систему. Общим счастьем он считал гуманизм.

Роль законодательства, по мнению юриста Бентама, состоит в том, чтобы добиться гармонии между интересами общества и личными. Цели права: добиться обеспечения изобилия, безопасности и равенства.

Рассел, анализируя философию Бентама, обнаружил в его учении космополитический пробел. Бентам считал, что человек стремится к счастью, удовольствиям, но упустил проблему: как стремиться к счастью, удовольствиям, упустил проблему: как добиться удовольствия, счастья для человечества в целом.[349] Иначе говоря, Бентам не смог выйти за границы, пределы человеческого счастья, выйти на человечество в целом.

Рассел одобрил идеи Джеймса Милля, английского философа, который верил во всемогущество образования. Перед ним Рассел поставил два вопроса, которые имели космополитический смысл: действительно ли каждый человек стремится к собственному счастью? Является ли общее счастье именно той целью, к которой должно стремиться человеческое действие? Ответ на второй вопрос требовал выхода общего счастья на пределы действия человека.

Джон Милль (1806-1873), отец Джеймса Милля, приверженец утилитаристической доктрины И.Бентама. Д.Милль причиной конфликтов государств видел в их эгоизме, в том, что они на первое место ставили свое благополучие. Сотрудничество государств предполагает обоюдные услуги. Джон Милль был приверженцем этической части утилитаризма, суть которой – хорошие поступки способствуют всеобщему счастью. По его мнению, этика утилитаристов имела демократический характер.

Рассел одобрял космополитические взгляды и французских утилитаристов. Он поддерживал идеи французского философа Клода Адриана Гельвеция (1715-1771). Гельвеций высоко ценил влияние воспитания на различие индивидуумов. Для совершенствования воспитания он читал необходимо привлекать священников. Он считал, что главный учитель юношества – форма правления государства. Гельвеций полагал, что делать добро – удовольствие для человека.

Рассел одобрял идею французского философа Мари Жан Антуана Никола Кондорсе (1743-1794) о равноправии женщин.

Американский писатель У.Фолкнер (1897-1962) был глубоким и настоящим космополитом.

Предметом, объектом творчества У.Фолкнера был человек, его общественные связи, конфликты с самим собой, со своим временем. Цену человеку придают честь, достоинство, гуманизм, гордость, жалость. Вера в человека, по Фолкнеру, сохранить за свою жизнь в себе человеческое.

Фолкнер считал, что человек должен выходить за границы собственного "Я". Он должен отвечать за судьбу всего человечества. Человек создает свой мир, свой камень в фундаменте вселенной. Если этот камень вынуть, рухнет все здание.

Особый взгляд у Фолкнера был на связь человека с прошлым. По его мнению, человек – сумма своего прошлого. Прошлое – часть человека, предки – часть человека.

Он не мог пройти мимо проблемы патриотизма. Патриоту надо любить страну, он должен исправлять наши недостатки "Писать только о хорошем в моей стране, - писал он, - значит не исправлять плохого".[350]

Он гуманно относился к природе, переживал, что природа гибнет под напором цивилизации. Не уставал заявлять, что природа принадлежит всем людям, поэтому надо бережно к ней относиться.

Заслуга Фолкнера в том, что он опередил свое время на века, заявив, что земля не должна быть чьей-то собственностью. ООН должна выработать концепцию развития человечества с учетом того, что земля, ее ресурсы принадлежат всему человечеству, а не отдельным государствам.

В Европе были выдающиеся философы, в мировоззрении которых были и космополитические и антикосмополитические взгляды. Так, Спиноза (1632-1677) нидерландский философ выступал против любых восстаний, даже если они направлены против плохих правителей. Он осуждал ненависть, которая увеличивается вследствии взаимной ненависти. Спиноза утверждал, что ненависть может быть уничтожена любовью. Вместе с тем Рассел осуждал Спинозу, который считал, если несчастье для человека, но оно не имеет ничего общего со Вселенной. По Расселу, каждый акт жестокости является неизменно частью Вселенной.[351]

В XVIII в. космополитизм был тесно связан с масонством. Масонство было главным очагом космополитизма, что было обусловлено, во-первых, благодаря структуре масонства, во-вторых, благодаря идейной базе масонства. Масоны все человечество считали одним большим братством, нации в мировом сообществе представлялись масонам семьями, масонство – "делом рода человеческого". Космополитические взгляды принимали все течения масонства: деисты, пантеисты, республиканцы, материалисты.

Национализм Фихте сочетался с его масонскими и космополитическими убеждениями. Любовь к родине была связана с космополитическим чувством всеобщности. Любовь к родине выражалась у него с фактическими действиями, поведением, космополитизм – с его мыслями, чувствами.

Космополитические идеи, принципы имели место в других политических теориях, в том числе в консервативных.

Видное место в консервативных теориях занимал английский политический деятель Эдмунд Берк (1729-1797).

Э.Берк стабилизирующими факторами общества считал: преемственность, наследие прошлого. Идея преемственности простирается во времени, в народе и в пространстве.[352] По мнению Берка, партнерство людей имеет место в поколениях, оно среди тех, кто живет… кто жил, кому предстоит родиться.

Берк считал, что имеются режимы, которые влияют на человечество в целом. Он вышел за узкие границы в развитии отдельных государств. "Условия – это то, - считал он, - что делает любую гражданскую или политическую схему или выгодной, или гибельной для человечества".[353]

Берк был сторонником религиозной терпимости. Он осуждал революции, после которых наступает деспотия. По Берку, медленные изменения, медленные шаги – это тоже части истории. "Само время – великий обвинитель".[354] При этом необходимо одновременно сохранять и реформировать, защищать культурное наследие и окружающую среду.

Внимание консерваторов было приковано к таким проблемам, как взаимосвязь властей, государство и общество, человек и общество.

Берк считал, что собственность является фактором объединения человека и природы.

В XIX – начале ХХ века консерваторы считали, исходили из того, что гражданин имеет обязанности не только по отношению к другим гражданам, но и по отношению к обществу в целом.[355]

Среди консерваторов было много и националистов, которые видели в космополитах врага. Они защищали эгоистические интересы государств, выступали против политической интеграции (типа ЕС).[356]

Идеи космополитизма содержались в утилитаризме. Утилитаризм – политическая и моральная философия, которая считает пользу основой нравственности и критерием человеческих поступков. Польза – единственная фундаментальная ценность, другие ценности "работают" на пользу. Цель утилитаризма – максимизации пользы.[357]

Польза – свойство предмета, явления, процесса, которые приносят добро, выгоду, счастье; предупреждают зло, несчастья.[358] Принцип пользы: одобрение (не одобрение) действий, которые увеличивают или уменьшают счастье той стороны, об интересах которой идет речь, т.е. действия, которые содействуют или препятствуют счастью. Этот принцип относится как к частным лицам, так и к действиям правительств, к действиям мирового сообщества.

Английский философ, родоначальник утилитаризма Иеремия Бентам (1748-1832) писал, что любое явление, процесс, событие адекватно, соответствует пользе обществу, если его стремление увеличить счастье общества больше, чем стремление уменьшить его.[359]

Бентам счастье считал главной ценностью, призывал стремиться к максимизации всеобщего счастья общества; полагал, что жизнь в государстве людей будет более счастливой в целом, чем без него. Принцип пользы, по Бентаму, одобрение или неодобрение любого действия в зависимости соответствует оно или нет увеличению счастья.

В утилитаризме есть различные течения: в классической школе; польза в удовольствии; в утилитаризме благосостояния – максимизация удовлетворения желаний и потребностей; в идеальном утилитаризме ценности личных отношений.[360] Ценности этих течений являются и ценностями космополитизма, т.е. достижение счастья для наибольшего числа людей.

Большой вклад в теорию утилитаризма и космополитизма внес английский философ и общественный деятель Джон Стюарт Милль (1806-1873).

Милль считал, что права человека – это предмет утилитаризма. Соблюдение прав человека является вкладом в общую пользу, гарантом безопасности. Он определил ценностные качества личности: стремление к познанию, способность к творчеству, стремление внести вклад в окружающий мир.

Он полагал, что благо является ценностной категорией утилитаризма, это удовлетворение известных потребностей людей. Он призывал философов сформулировать процедуры, что позволит реализовать благо для максимального числа людей.[361]

Главную цель политики Милль видел в высвобождении энергии людей в полном объеме. Он считал, что носителем суверенитета государств должен быть народ. Волю народа надо направить во имя наивысшего блага для наибольшего числа людей. Он был уверен, что это возможно в условиях демократии, свободы. Эти мысли свидетельствуют, что Милль отдавал первенство, приоритет народа над властями.

Свобода, по Миллю, является ценностью в силу своей полезности. Свобода – готовность людей реализовать интересы своего демократического государства. Он призывал добиться свободного обмена в обществе идеями, не допустить диктата общественным мнением.

Милль полагал, что цель всех вопросов морали – достижение пользы путем реформ в чисто утилитарном духе. У Милля было свое отношение к будущему. "В будущем, - считал он, - посредством образования и воспитания все более широкие массы людей научатся получать удовольствие от активной, созидательной жизни".[362] Конечно, у космополитов такое же представление о будущем.

Таким образом, утилитаризм дал цивилизации следующие идеи: мораль за действия, которые дают максимальную пользу; максимализация счастья; самое хорошее общество, где максимализируется счастье. Современные документы по утилитаризму: Декларация независимости, Французская Декларация прав человека и гражданина – провозглашающие право человека на достижение счастья.

Милль был не только теоретиком утилитаризма. Он был инициатором реализации идей утилитаризма в практические действия. Он защищал права политических заключенных, защищал права колониальных народов, выступал против рабства в южных штатах США; выступал за отмену смертной казни, требовал ухода британских войск из Ирландии.

Развивается и современный утилитаризм. Ричард Брандт в книге "Теория блага и права" защищает максимализацию благосостояния как моральную систему; доказывает, что приверженность правам человека увеличивает общее благосостояние большого количества людей; убеждает, что утилитаризм узаконивает права человека. Это свидетельство, что многие идеи утилитаризма соответствуют ценностям космополитизма.

В Европе часто возникали дискуссии между патриотами и космополитами. Носителями противоположных взглядов были даже отдельные философы. Противоречивым в этом отношении было мировоззрение французского философа Руссо. В одном случае он пишет: "Не поддавайтесь космополитам: их книги уносят нас в далекие края в поисках обязанностей, до которых они не снисходят у себя дома. Иной философ любит татар, чтобы быть избавленным от необходимости любить своих соседей".[363] В другом случае Руссо восхвалял "великие всемирные души, которые преодолевают воображаемые преграды, разделяющие народы, и по примеру создавшего их Верховного существа обнимают своими благими деяниями весь человеческий род".

Космополитам Европы приходилось отбивать нападки, клевету от различных политических сил. Извращалась суть космополитизма. В Энциклопедии 1754 г. Т.IV космополитом считали "человека без определенного места жительства", человек, "который нигде не чувствует себя иностранцем". Гедонисты отрицали в космополитизме всякую мораль и законы. Космополитами считали тех, у которых не хватает приключений ездить по миру, или тех, у кого нет возможности ездить по миру.

Француз Фужере в автобиографии "Космополит или гражданин мира" писал, что космополиты полностью разрывают с отечеством. Революционеры Франции в 1793-1794гг. любое проявление космополитизма стали рассматривать как предательство интересов нации. Противники космополитизма абсолютизировали роль и место патриотизмаеволюционеры Франции в 1793-1794гг. любое проявление космополитизма стали рассматривать как оо

Классик румынской литературы Ион Караджале (1852-1912) сто лет назад высмеивал румын, которые название своей страны произносили через три "Р": "Румыния". Такой румын – "ярый патриот, исключительный националист, румын до мозга костей! Кто думает иначе – тот предатель! По мнению "героев" Караджале: "Причиной зла для народа не могут являться его собственные недостатки; причиной зла могут быть только достоинства других наций. Поэтому народ не должен тратить время на исправление своих недостатков и воспитание своих добродетелей, он должен заняться другим делом: перечислением и поношением недостатков и отрицанием любых достоинств других народов".[364] Другой "герой" Караджале негодовал, что какие-то изобретения иностранцы, враги Румынии, ухитряются обнародовать первыми.[365]

В первой половине ХХ столетия в Турции по-разному понимали понятие "родина", что позволяло извращать понятие "патриотизм". Намык Кемаль родиной считал всю территорию Османской империи с турецким и нетурецким населением. Идеолог турецкого национализма Зии Ген Альпа в понятие родины включал земли, населенные тюркоязычными и даже мусульманскими народами мира. Мустафа Кемаль Ататюрк родиной считал территорию Турции. На таком понимании родины и формировался патриотизм.[366]

Вместе с тем, в Европе космополиты находили правильное соотношение патриотизма и космополитизма. В XVIII в. парижские космополиты считали весь мир родиной, но свое поведение строили по французскому стилю. Английский философ и историк Дэйвид Юм (1711-1776) писал: "Я гражданин мира, но если бы мне надо было выбрать какую-то страну, я выбрал бы ту, в которой сейчас нахожусь". Вспоминается Э.Хемингуэй: "Человек неотделим от человечества, он отвечает за всех, и все в ответе за трагедию, переживаемую каждым из людей". ("По ком звонит колокол").

В Новой и Новейшей Европе космополитизм в идеях и действиях проявлялся в войнах, в обеспечении военной безопасности.

В Европе многие мыслители (О.Шпенглер, А.Тойнби, М.Мид и др.) рассматривали с позиций культурологи. В ходе войн происходило смешение культур. В 1841г. В.Гюго, выступая во французской академии наук, заявил, что вот уже 5000 лет как великая жатва определяется плугом, всякая цивилизация – войной. Меч следует за всеми формами общественного сознания. В 1920г. итальянский философ Б.Кроче, выступая на IV конгрессе философов заявил: "Еще до того, как война разгорелась в траншеях и на полях сражений, она была подготовлена и развернулась в умах философов, которых, может быть, люди не замечают точно также, как мы не замечаем воздух, которым дышим".[367]

Голландский юрист Г.Гроций считал войну синонимом власти. В ХХ веке К.Ясперс воспринимал войну как естество самой жизни. К.Юнг и Э.Фромм считали войну формой бессознательных конфликтов. Голландский философ И.Хейзинге рассматривал войну как "функцию культуры". А.Тойнби полагал, что война отражает состояние цивилизации. В Х в. для христиан война является борьбой добра и зла.

Европейские мыслители большое внимание уделяли причинам и целям войн. Монтескье считал, что причина войн – монархии, которые стремятся расширить свою территории. Гегель считал, что стабильность государства побуждает его к военной "возбудимости", особенно длительность мирной жизни. Причиной войны Гегель также считал пограничность цивилизаций, "беспокойство границ". Цель войн Гегель видел в том, чтобы за счет внешних войн стабилизировать обстановку внутри стран. Причину Второй мировой войны Папа Пий XII считал "наказание обеих воюющих сторон за проводимую ими политику".

Ф.Вольтер причины войн видел в жадности, зависти; П.Гольбах – в невежестве людей, честолюбии, тщеславии; Ж.-Ж.Руссо – в деспотизме, отходе от природы, в прогрессе цивилизации; Т.Гоббс – в наживе, недоверии, любви к себе.[368] М.Робеспьер причиной войны считал противоборство добра и зла, добродетели и порока.

Чаще всего целью были экономические и территориальные факторы. Ставились в войнах и другие цели. Император франкского государства Карл Великий (768-814) вел войну с саксами ради того, чтобы они свою языческую веру сменили на христианскую Кромвель в XVII в. вел войны против тех, кто преследует религию, ради внедрения своей религии и культуры, наконец, целью войн была защита своей культуры.

На территории Европы и окружающих территориях велись войны, которые имели цивилизационный характер: войны внутри государств локальных цивилизаций; войны между государствами внутри локальных цивилизаций; войны между государствами различных цивилизаций; войны между светскими властями и религиозными организациями; колониальные войны; национально-освободительные войны; мировые войны.

Космополитический подход проявлялся при морально-политической оценке войн.

Ф.Локк полагал, что несправедливые войны ведутся с целью захвата чужих территорий, а справедливые те войны, которые ведутся против этого. [369]Ж. Монтескье считал, что государство имеет право вести войну в целях самосохранения. И.Фихте справедливость связывал с миролюбием. Он утверждал, что демократические государства могут участвовать только в справедливых войнах.[370]

Г.Гроций (1583-1645) поставил вопрос об ответственности тех, кто участвует в несправедливых войнах. Ответственность за несправедливые войны должны нести, прежде всего, власти; полководцы – за совершенные безобразия, жестокость войск. Воины должны нести ответственность за участие в сожжении городов, за насилие в отношении мирного населения. Э.Роттердамский осуждал войны, но особенно войны, которые ведутся между христианами.

Католики отказались от концепции "справедливых войн в условиях существования оружия массового уничтожения.[371] К сожалению, по такому пути до сих пор не пошло руководство РПЦ. В "Основах социальной концепции РПЦ (2000г.) рассмотрены критерии справедливых военных действий; отмечается, что в нынешней системе международных отношений подчас бывает сложно отличить агрессивную войну от оборонительной; подчеркивается, что вопрос о поддержке или осуждении церковью военных действий нуждается в отдельном рассмотрении всякий раз, когда таковые начинаются или появляется опасность их начала.

В союзнических отношениях государств было проявление космополитизма и аморальности, беззакония, варварства, жестокости. При этом идеи космополитизма, действия космополитического характера явно уступали аморальности, варварству, лжи, жестокости. Критериям образования союзов было общность интересов, культур, этнической и религиозной идентичности, морально-политический подход. Многие союзы в Европе в определенной мере свидетельствовали об объединении народов, государств, однако цели, используемые средства редко имели космополитическое содержание. Вместе с тем, объединение в союзы католиков и протестантов имело противоречивый характер. С одной стороны, они объединяли католиков Европы как и протестантов, с другой стороны, многочисленные войны между католиками и протестантами имели антикосмополитический характер, они имели антиобъединительное содержание не только в Европе, но и во всем мире.

Во время Крестовых походов были конфликты между немцами, французами и англичанами, генуэзцами и венецианцами.

В XVI веке в Европе в войнах участвовало много наемников, поэтому нередко наемникам-католикам приходилось воевать с католиками, а наемникам-протестантам – с протестантами. Конечно, эти войны ослабляли объединительные процессы внутри и католиков, и протестантов.[372]

Бывало в Европе и так, когда католики и протестанты находили между собой контакт. В годы Второй мировой войны фашистская Германия оккупировала Нидерланды. Католики и протестанты забыли о прошлых противоречиях и вместе боролись против фашистов, что свидетельствовало об объединении людей, которое имело космополитический характер.

Чтобы ослабить военную мощь Германии, король Франции Генрих IV (1589-1620) проводил политику на сохранение политической раздробленности Германии. В качестве средства политики он поддерживал в Германии борьбу между протестантскими и католическими князьями. Достижение противоречий между протестантами и католиками, безусловно, противоречило принципам космополитизма.

Многие союзы, конечно, не носили космополитического характера. Густав Адольф во время Тридцатилетней войны надеялся на успех войны с Германией, так как рассчитывал на разногласия между тремя политическими системами: протестантской, католической и императорской.[373]

Интересы с точки зрения космополитизма были итоги Тридцатилетней войны. По словам Е.Гергея, она "была еще религиозной войной, но когда она кончилась, противостояли друг другу уже не католики и протестанты, а католики и католики".[374]

В исламских странах сформировалась концепция мусульманской солидарности, которая была продемонстрирована в Афганистане против советских войск. Лига исламского права набирала в странах Ближнего Востока добровольцев из молодых мусульман и направляла их в Пешевар, где готовилось пополнение моджахедам.

Мусульманская солидарность имела место в поддержке исламских террористов. В 1989г. в Ливии друг СССР Муамар Кадафи создал Всемирное исламское народное руководство, которое оказывало военно-политическую помощь исламским экстремистам, религиозно-политическим движениям. Дружба с Кадафи перешла к России. С помощью советских и российских вооружений он уничтожал мирное население. Дружба между авторитарными режимами набирает обороты.

В Европе велись жестокие войны. С образованием государств, с появлением массовых армий, новой военной техники войны стали более кровопролитными, они все в большей степени распространялись на мирное население. Некоторые государства использовали геноцид как способ ведения войны.

Космополитам все труднее и труднее приходилось отстаивать право человека на жизнь. Но, несмотря на это, право человека на жизнь, гуманизация войн занимали важное место в космополитическом мировоззрении.

С открытием Америки в ней существовала инквизиция. Монахи, епископы, монашеские ордена были наделены инквизиторскими полномочиями, которые они использовали в войнах с индейцами, при обращении их в христианство, при их эксплуатации. Изуитский орден, созданный в 1540г., придерживался концепции религиозных войн, колониальных захватов. Инквизиция включала в себя политическую, религиозную и военно-стратегическую составляющие.

В соотношении политики и стратегии есть и космополитическое содержание. Большинство политиков, военных стратегов, философов, историков считали, что политика первенствует над стратегией. Некоторые, наоборот, приоритет отдают стратегии. Так, французский военный теоретик начала ХХ века Ж.Леваль писал: "Политика – это опиум для стратегии… Политика нанизывает заблуждения, ошибки, уклонения, подрывает решимость, сбивает с пути, заставляет нервничать".[375]

Космополитизм присутствует в соотношении политики и стратегии через проблемы содержания политического устройства государств: народ-власть; сущность войн; гражданский контроль над военной политикой, вооруженными силами и др.

Космополиты Европы осуждали участие в войнах детей. Они осудили папу Иннокентия III, который совершил в 1212г. Крестовый поход детей. Во время Второй мировой войны с сентября 1944г. по январь 1945г. фашистский вермахт пополнился 250 тысячами вчерашних школьников.

В военной культуре государств западноевропейской цивилизации широко была представлена моральная составляющая.

В 1621г. шведский король Густав Адольф ввел "Военный кодекс", в котором защищалась честь солдата, запрещалось подвергать солдата унизительным наказаниям. Кодекс запрещал телесные наказания. Вне службы солдат сохранял свои гражданские и человеческие права. Согласно Кодексу, солдат не должен подчиняться, если приказ к явному вреду королю. Кодексом в каждом полку вводился военный врач, на госпитали шла десятая часть военных трофеев. Кодексом запрещалось пьянство, блуд, богохульство".[376]

В день битвы при Трафальгаре, когда английский адмирал Нельсон, разгромил франко-испанский флот, в дневнике он записал: "Пусть человечность станет основным качеством британского флота".[377] Нельсон, космополит был врагом слепого подчинения, допускал раскованность подчиненных командиров, редко наказывал подчиненных; принимал критику матросов в свой адрес. Адмирал поощрял товарищеское сотрудничество с подчиненными офицерами при выборе вариантов ведения морских сражений, ценил в подчиненных ум, творчество, индивидуальность.

В первой четверти XIX века в Пруссии Шарнгорст и Гейзенау провели военную реформу, которая имела нравственно-космополитический характер. Были отменены телесные наказания, офицерские должности стали доступны не только дворянам, что свидетельствовало о более справедливом подборе и расстановке военных кадров.

В настоящее время на нашей планете уже нет "no man's land" – "ничейной земли". Почти все земли имеют хозяев, большинство из которых приобретены в результате войн. Так, в конце XIX века Англия и Россия поделили между собой сферы влияния в Иране.

Итогом войн было распространение религий. С XII в. шведы начали завоевание Финляндии. В 1157г. Швеция организовала Крестовый подход в Финляндию, финны были вынуждены принять христианство. Христианское пространство шведы расширили. Однако это расширение не было объединением людей космополитическим способом. Распространение христианства с использованием войн не соответствует космополитическим ценностям и принципам. Такое "объединение" в конечном счете "даст" сбой на том или ином этапе всемирной истории.

Космополиты из века в век наращивали содержание принципа о жертвах в войнах. Они не только осуждали огромные потери в войнах, но и стремились выявлять причины жертв. Многие политики, стратеги, историки прославляли победы многими символами, формированием победоносного общественного мнения, одновременно умалчивали о жертвах, уменьшали их, умалчивали об отношениях к пленным побежденной стороны. Так было в Советском Союзе после Великой Отечественной войны, так продолжается в РФ после 2000 года.

Космополиты критиковали агрессивных политиков за то, что войны пробуждали звериные инстинкты, делали солдат невосприимчивыми к моральным нормам. Войны увеличивали количество душевных больных.

Религиозные войны привели Францию к тому, что католицизм превратился в господствующую религию.

Союзнические отношения оказывали влияние на распространение религии и культур. Так, в ходе Ливонской войны (1558-1583гг.) возник военный союз Швеции и Речи Посполитой. При шведском короле Иоанне (1568-1592) в Швеции усилилось влияние польской культуры и католицизма. Шведское богослужение стало приближаться к католическому.

В середине XIV веке Великое княжество Литовское захватило часть западнорусских земель. Решением Люблинской унии 1569г. была упразднена автономия Литвы. После этого Речь Посполитая начала колонизацию и окатоличивание русских и литовцев.

В 1555г. Аугсбургский религиозный мир провозгласил принцип "Чья власть, того и вера". Это антикосмополитический принцип. За ним – принуждение.

Социалистические революции, происшедшие после Второй мировой войны в Европе и Азии, имели антикосмополитический характер. Они были направлены на ликвидацию православия в СССР, Болгарии, на ликвидацию католицизма и протестантизма в ГДР, Польше, Румынии, Венгрии, Чехии, на ликвидацию католицизма и ислама в Югославии, ислама в Албании, даосизма и конфуцианства в Китае.

Решать космополитические проблемы нельзя без сопротивления и борьбы с гегемонизмом, который может угрожать со стороны государств, коалиций, этносов, религиозных конфессий и локальных цивилизаций.

Стремление к гегемонизму было характерной чертой католицизма. Папа Лев IX (1049-1054) вел борьбу, чтобы установить власть церкви над светским миром императоров и королей. Папа Григорий VII (1021-1085) стремился остановить всемирную теократическую монархию под властью Рима. Папа Иннокентий III (1179-1180) мечтал о мировом господстве, о господстве во вселенской церкви.

Ватикан рассматривал Австро-Венгрию как оплот католицизма в Европе, базу распространения его на Балканах и среди славянских народов. Папы от эпохи Возрождения до Бенедикта XV (1914г.) стремились подчинить своему влиянию Россию. В перспективе Ватикан будет распространять капитолицизм на новые территории, укреплять позиции в России; осуществлять "Новую евангелизацию".[378]

Все религии стремятся расширить свои пространства, между ними возникает борьба, войны. Космополитический подход к данной проблеме следующий. Космополитизм осуждает насильственное распространение религий. Назрела необходимость в создании всемирной религиозной организации наподобие ООН, которая бы регулировала отношения религий и церквей на основе объединения человечества, демократии, справедливости, равноправия, ненасилия, гуманизма.

История Европы – это борьба за гегемонию и против гегемонизма. В XII-XIII вв. Фридрих I Барбаросса, Генрих VI и Фридрих II стремились создать мировую империю. Король Франции Генрих IV и его министр Сюлли в XVII в. разработали "Великий план" по созданию христианской республики против неверных.

Фашистский диктатор Муссолини стремился возродить "Великую Римскую империю" и установить мировое господство.

В Европе в войнах широко использовали наемников. Во время Семилетней войны (1756-1763) во французской армии наемники составляли 20-30%, в Пруссии – 50%, в Англии вся армия состояла из наемников. За три века Швейцария поставила иностранным армиям 2 миллиона солдат, 25 тысяч офицеров и генералов, они воевали на территории Европы, Индии, Африки. Испанские и немецкие наемники жестоко обходились с мирным населением. Наемничество, безусловно, необходимо оценивать с позиций космополитизма. Во время французской революции 1/6 французской армии составляли иностранцы.

В настоящее время наемники по-прежнему участвуют в войнах, террористических акциях. Поэтому целесообразно подписать Соглашение всех государств о противодействии наемничеству.

В комплектовании армий Европы возникали проблемы. В армиях Западной Европы служили католики и протестанты, между которыми возникали и конфликты.

В настоящее время проблема комплектования по-прежнему актуальна. Поэтому ее оценивать необходимо по космополитическим критериям.

Космополитическая оценка обязательна в отношении воспитания и обучения армии (по объектам: человек, народ, объединение, отношение людей, моральный дух, гуманизм и т.д.).

В Западной Европе широко использовались репрессии в отношении своих войск, что противоречило космополитическому мировоззрению. По мнению Фридриха Великого, солдат "должен больше бояться своих командиров, чем врагов". В государствах Запада за малейшие проступки солдат гнали сквозь строй, били шпицрутенами. В Швейцарии в XV в. в арьергарде выделялись воины, которые убивали всех, кто нарушал боевой порядок. В средние века швейцарцы карали смертью того, кто покидал ряды из-за страха перед артиллерией. В армии Кромвеля для укрепления дисциплины применялись пытки. Фридрих II в качестве заградотрядов использовал тыловые шеренги из унтер-офицеров. Репрессии в Германии велись с целью уничтожения человеческого достоинства. В XIX в. провинившегося солдата ставили на четвереньки.

<< | >>
Источник: Доктор философских наук, профессор Ю.Я.Киршин. ОЧЕРКИ ПО ИСТОРИИ КОСМОПОЛИТИЗМА. 2016

Еще по теме Глава 5. Идеи космополитизма в Новой и Новейшей Европе.:

  1. ВВЕДЕНИЕ
  2. Основные направления и течения русской литературно общественной мысли первой четверти XIX в.
  3.   Статья первая  
  4. А. Что такое история для неученых?
  5. Глава 3. Европа и славянский мир
  6. Глава 4. Россия и славянский мир
  7. Фальсификация польско-немецких отношений
  8. 4. Русская идея как мировоззренческая доминанта отечественной философии
  9. Глава 1 ОТ ЛИНГВОКОНЦЕПТОЛОГИИ К ЛИНГВОИДЕОЛОГИИ
  10. ТЕРМИНЫ
  11. § 2.3. Этапы мировой глобализации
  12. Глава 1. Идеи космополитизма в Древней Греции и Древнем Риме
  13. Глава 3. Япония и космополитизм
  14. Глава 4. Индийская философия и космополитизм