<<
>>

  3. Каким путем ведет охоту разум 

 

Раз пе могущее стать не становится, то не стало и пе станет ничего, что не могло или не могло бы стать. Наоборот, то, что есть, не стало и не сотворе- но, не могло и не может ии стать, ни быть сотворено: оно предшествует возможности стать и само вечно, раз ни создано, ни сотворено, пи может стать другим.

Б свою очередь, хотя все, что стало или станет, не без возможности стать и стало и станет, у него есть единое абсолютное пачало, источник и причина самой возможности стать,— то вечное, что предшествует возможности статі, и высится абсолютным, неопределимым началом, будучи всем, что может быть. Становящееся происходит из возможности стать, ведь это именно возможность стать становится актуально всем, что становится. Опять-таки все, что стало из возможности стать, или есть то, чем может стать, или идет после [возможности стать и в таком случае] никогда не есть то, чем может стать, а только следует за воз- молшостыо стать и подражает ей, раз последняя и пе стала, и не сама собой стала, и не от другого,— ведь если возможность стать предшествует всему ставшему, то как стала сама возможность стать? 12 Хотя возможность стать берет начало после того, что есть все то, что может быть, то есть после вечного, однако кончиться она не может: если бы она кончалась, это могло бы стать, и, зпачит, возможность стать не кончалась бы! Возможность стать поэтому имеет начало, но пребывает вовеки и постоянна (perpetuum). Поскольку 8 она не стала, а все-таки имеет начало, мы называем ее сотворенпой в том смысле, что она не предполагает себе никакого источника, кроме своего творца. И все, что сотворено творцом после нее, произведено из нее, возможности стать. Ставшее всем тем, чем может быть, называется небесным и умопостигаемым. Ставшее, но но всем тем, чем может быть, всегда неустойчиво и исчезающе; такое подражает постоянному, но никогда пе достигнет его, будучи временным и нося имя земного и чувственного. Обращаясь к созерцанию вечного, я вижу сам по себе простой акт и в нем усматриваю умом все свернутым образом как в абсолютной причине. Вглядываясь в бессмертное и постоянное, интеллектуально вижу возможность стать и в ней природу всего и каждой отдельной вещи, какой она должна быть после полного развертывания предначертаний божественного ума. Глядя на временный мир, чувственно воспринимаю, как все развертывается во временной последовательности, подражая совершенству

вечного; ведь чувственное подражает умопостигаемому. Таким образом, с сотворением возможности стать сотворено все предопределенное для становления этого прекрасного мира, каков он есть, о чем подробнее пиже 13.

На подручном, хоть и очень приблизительном примере покажу, как все это можно себе представлять.

<< | >>
Источник: Николай Кузанский. Сочинения в 2-х томах. Т. 2 — М.: Мысль,1979. — 488 c.. 1979

Еще по теме   3. Каким путем ведет охоту разум :

  1. "Человек природы" в русской литературе XIX века и "цыганская тема" у Блока
  2.   ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ ЛОРЕНЦО БАЛЛЫ И ЕГО ФИЛОСОФСКОЕ НАСЛЕДИЕ
  3.   Он дикарей, что по горным лесам в одиночку скитались, Слил в единый народ и законы им дал...18  
  4. КНИГА ПЕРВАЯ 
  5.   3. Каким путем ведет охоту разум 
  6. Сократ, Критон
  7. Калликл, Сократ, Херефонт, Горгий, Пол
  8. Евклид, Терпсион, Сократ, Феодор, Теэтет
  9. ФЕДР УЧЕНИЕ ОБ ИДЕЕ КАК О ПОРОЖДАЮЩЕЙ МОДЕЛИ
  10. КНИГА СЕДЬМАЯ
  11. А. Что такое история для неученых?
  12. ЧАСТЬ IV В чем наша задача?