<<

  МАЛЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ 1445-1447 гг.

  Точная дата возникновения диалога «О сокрытом боге» не указана. Обращенный к неизвестному адресату трактат «Об искании бога» составлен в Майнце на тему беседы, прочитанной там же 6,1,1445 г, Работа «О богосыновстве», относящаяся к июлю 1445 г., имеет посвящение канонику мюнстерского монастыря, настоятелем которого был автор.
После эссе «О даре Отца све- тов», написанного, по-видимому, там же для епископа Салон- ского Герарда, по времени следует небольшой историософский трактат «Предположение о последних днях» (30.8.1446, Майнц), который мы опускаем (§ 123—140). Диалог «О становлении», или «О бытии» (genesis — латинское название Моисеевой книги Бытия), имеющий альтернативное заглавие «О тождестве», закончен 2 марта 1447 г. По форме (комментарий на определенный текст) и структуре примыкая к другим произведениям этого периода, по теме и приемам (философское осмысление обиходного понятия) диалог «О становлении» предвосхищает такие работы последних лет, как «О не-ином».

О сокрытом боге (De deo abscondito)

          1. Ср. Об уч. незн. II 2, 98 слл.; О предп. I И, 56; О даре Отца светов 2, 98. Истина отождествляется с подлинным бытием, знать которое равносильно пребыванию в нем. — 283.
          2. О единстве истины см. Об уч. незн. I 3—5; 12, 63. — 284.

8 Бог, ничто и нечто — см. Об уч. незн. II 2, 100. — 285.

4 См. Об уч. незн. III И, 247; О предп. I 6, 25; О богосын,

4, 77. — 286.

6 См. О предп. I 5, 21; 6, 22 слл. — 286.

            1. Бытие как начало небытия — ср.
              Об уч. незн. 117, 47; 49. — 286.
            2. Об именовании бога через совершенства см. Об уч. незн. I 24, 79. — 287.

Об искании бога (De quaerendo deum)

              1. Восхищен на третье небо — см. 2 Кор. 3, 18; речь в Аре-» опаге — Деян. 17, 18—29. — 288.
              2. В слове theos (бог) с античности усматривали корпи thco— «бежать, течь» (от бога «проистекает благо», Климент Александрийский. Строматы IV 23), thesis— «уложение» (от бога порядок, там же I 29), theaomai— «видеть» (бог всевидящ, Ириней Лионский. Против ересей IV 38, 3), theoreo— «созерцать» (Евсевий Кесарийский. Евангельские приуготовления V 3, со ссылкой па «древних»), что в свою очередь разлагалось на theo— «бежать» — и horao— «видеть» (Дионисий Ареопагит. О бож. именах 12, 2). — 289.
              3. Ср. О предп. II 14, 141—142; Прост, об уме 8, 112—114. —

289.

              1. Ср. начальную формулу платоновских «разысканий»: считаем ли мы, что N есть нечто? (ср. «Федон» 64с; «Гиппий больший» 287 cd). — 290.

6 Ср. Об уч. незн. II 13, 180. — 291.

6 Общее чувство — см. Аристотель. О душе III 2, 426Ь 12—29; О памяти и воспоминании 1, 450а 10—12; О частях животных IV 10, 686а 31 и др. — 291.

1 Несмешанность ума — см. Аристотель. О душе III 4, 429а 16—29. — 291.

            1. Енгедский виноград, кипрское вино — см.
              Песнь песн. 1, 13. Аттический мед — Плиний. Естеств. история XXI 10, 31; Овидий. Тристии V 4, 30, — 293.

9 Жизненный корень — ср. Об уч. незн. II 8, 133 и прим. 48. — 294.

10 Ср. О предп. I 10, 46 и прим. 36. — 294. п См. Пс. 47, 11: «Как имя Твое, так и хвала Твоя до концов земли» (земля толкуется как человеческая природа). Ср. Охота за мудр. 18—20. — 294.

  1. См. выше 1, 18: первая часть вопроса — где искать, вторая — как найти. — 294.
  2. Августин. О Троице X 1, 1: «Совершенно неизвестную вещь любить никто никогда не может». Ср. Прост, о мудр. I 15. — 295.
  3. Дух отца — см. Об уч. незн. II 10, 153 и прим. 60. —
  4. Аристотель. О душе II 7, 418а 29 — b3. См. О предп. II 16, 161. — 295.
  5. См. Экхарт. Толк, па Еваиг. от Иоан. 192: «Всякая вещь познается в своем начале». — 295.
  6. Ср. Деян. 17, 28. См. также выпиз 2, 33 и прим. 14. —
    1. См. О даре Отца светов 1, 92 и прим. 3. — 298.
    2. Ср. выше 2, 33; О предп. II 16, 159. — 300.
    3. См. Об уч. незн. II 13, 177 и прим. 73. — 301.
    4. О вере как начале знания см. Об уч. незн. III И. — 302.

О богосыновстве (De fillatione clei)

      1. Иоан. 1, 12. — 304.
      2. Достоверная способность... от бога — 2 Кор. 3, 4—5. Ср. О предп. II 16, 168; Прост, о мудр. 11 31 и прим. 3. — 304.
      3. Путник — см. Об уч. незн. III 11, 248 и прим. 49. — 305.
      4. Ср. 3, 64: обожение примиряет человека с его миром. —

6 См. Рим. 8, 15; Гал.

4, 5; Ефес. 1,5. — 305.
          1. Ефес. 4, 11—15 («придем... в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова, дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения»). —
  1. Гал. 4, 1; 2 Тим. 2, 12. — 306.
  2. Матф. 13, 52. — 307.
  3. Ср. Прост, о мудр. I 10; Игра в шар II, 73; Охота за мудр. 1.- 308.
  4. Об истине как цели интеллекта см. О предп. II 16, 167.—

309.

  1. Т. е. познание бога есть достижение интеллектом своей самодовлеющей полноты. Ср. с концепцией причастности как воспроизведения, О предп. I 11, 58—59. См. также ниже 3, 67; 69. — 310.
  2. Зеркала вмещают друг друга не непосредственно, а через истину своей зеркальности. Ср. Об уч. нези. II 5, 117—122. — 311.
  3. Разрешение (ср. ниже 5, 81—82 и прим. 16; О предп. I Пролог, 4 и прим. 3) — сведение вещи к «простоте» се первоначал (онтологическая редукция). См. Боэций. О разл. предметах 1; Иоанн Скот Эриугена. О раздел, природы II 1. — 313%
  4. Ср. О предп. II 1, 71 и прим. 1 и др. — 315¦

и Абсолютизацию здесь следует отличать от абстракции. Ср. Об уч. незн. II 6, 125—126 и прим. 37. — 316.

1в Первый шар разрешения — проследить единство определенной сущности (например, сила) аа множеством проявлений. Второй — понять, что среди проявлений вплоть до высшего нет ни одного совершенно простого, без того или иного «модуса». Третий — увидеть, что сама прослеживаемая нами сущность есть поэтому тоже лишь модус, за которым стоит никак не определимое единое универсума. Сходное разрешение см. О даре Отца светов 5, 115—118. — 317.

    1. Матф.
      13, Марк 4, Лук. 8. — 317.
    2. См. Об уч. незн. III 11, 247; Прост, о мудр. II 31 и др —

378.

18 К понятию охоты см. О предп. П 10, 126; Охота sa мудр. 1; 85; Об иск. бога 1. Venari часто переводится у нас как «улавливать», «искать». — 319.

20 Аристотель. Аналит. вторая II 1, 89 b 23—24. — 320%

О даре Отаа светов (De dato patris luminum)

      1. Иак. 1, 17. Превосходную степень наилучшее Николай понимает в смысле максимума. Следующий ст. — 18 («... у Которою пет изменения и ни тени превратности») разбирается в гл. 1—3, а ст. 19 («По воле родил Он пас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его творения») — в гл. 4. — 321.
      2. Ср. Аристотель. Мет. II 1, начало. См. также Прост, о мудр. II 28 слл. — 321.
      3. Кн. Премудр. Соломона, откуда эти слова (6, 13), приписывается Филону Александрийскому. Ср. Апол. уч. незн. 4. — 321.

* Как взор совы — см. Об уч. незн. I 1, 4 и прим. 6. — 322. 6 Ср. О предп. I 12, 61; II 13, 137; 16, 167; О богосын 3, 02. — 323.

6 О монотеизме язычников см. Об уч. незн. I 25, 84. — 323. ї Иак. 1, 5 (о прошоиии мудрости у бога). —324.

        1. Ср. ниже 2, 102; 3, 106; Об уч. незн. II 2, 104. — 324.
        2. Изливающее себя — определение блага в традиционной метафизике. — 324.
        3. См. Об уч. незн. II 2—3. — 325.
        4. Ни для чего не другое — ср. Диал. о становл. 1. — 326.
        5. Изречение Гермеса Трисмегиста — см. Об уч. незн. I 24, 75; мнение Платона — «Тимей» 92 с. — 327.
        6. Об уч. иези. I 4; 16; О иредп. I 5, 21; О боюсын. 6, 84. —

329.

u Ср. Об уч. незн. I 2, 6 и прим. 11; О предп.

I 11, 59 а прим. 47. — 329.

16 См. выше прим. 1. — 330.

          1. 2, 97 слл. (о том, что в своем начатке творение есть гг^- рец). — 330.
          2. Ср. Об уч. незн. I 22, 68. — 331.
          3. Аристотель. Мет. VII 9, 1034а 34; О душе II 1, 412Ь 27. — 331.
          4. Премудр. 1, 7 в переводе Семидесяти толковников, —

См. О богосын, 1, 52 слл. — 332.

            1. Об иателлигенциях как простых числах см. О предп. I 4, 14; 6, 22. Почему и называется человеческой — II 6, 101 и црим. 22а. — 332.
            2. См. 1, 96 и прим. 7. — 334.
            3. Об Иисусе как восполнении псех недостатков людей см. Об уч. нези. III 6, 218—219. — 335.

Диалог о становлении (Dialogue de Genesi)

              1. Подразумевается: «и в силу этого общего свойства предел п начало совпадают». Потоки и озера — ср. Предп. II 5, 96. —¦ 336.
              2. Пс. 101, 26—28; Евр. 1, 10—12. — 336.

8 См. Аристотель. О возникн. а уничт. II 10, 336а 27. —

336.

4 См. 1 Кор. 12, И. — 337.

6 См. примечание Николая к тому месту комментариев Прокла на «Парменид» (139 D и 140 В), где говорится об абсолютности единого и вторичности тождества. «Единое запредельно тождеству». — 337.

  • Фраза имеет два смысла: а) все возникает лишь в обращении к тому же; б) все, обращающееся к тому же в стремлении уподобиться ему, тем самым обнаруживает себя как не то же. — 340.
    1. Не-сущее в смысле пустого отсутствия, становясь тем же, приобретает определенную сущность. Ср. Об уч. незн. II 2, 100 слл. — 340.

8 Т. е. вещи подчеркивают свою множественность именно тем, что каждая стремится утвердиться в том же. — 341.

  • О предп. II 16, 168 и др. — 343.

1и Аристотель о вечности мира — Физ. VIII 1, 251 b 28 — 252а 1; платоники — см. «Тимей» 28 be (возможно, в передаче Августина, см. «О граде Божием» X 31; XI 4). — 343.

    1. Задняя его — см. Исх. 20, 4; 33, 23. Не имеют продолжительности — Быт. 1,1. — 345.
    2. См. Иероним Стридонский. Книга еврейских вопросов к Бытию (PL 23, 995 А). — 345.
    3. Ср. Экхарт. Толк, на кн. Бытия II 1(«...буквальный смысл поверхности»). — 345.
    4. Пс. 32, 6. — 346.

16 Т. е. пустое отсутствие слова превращается в выразитель- пое молчание. Ср. выше 1, 149 и прим. 7. — 348.

      1. См. Компендий 5. — 348.
      2. Об имени Иегова как заключающем всякое звучание см. Иероним Стридонский. Толк, на кн. прор. Иезекииля II 6; IX 28; Маймонид. Путеводитель колеблющихся I 60 — 62. — 349.

18 См. Иезек. 28, 12. — 350.

См. О сокр. боге 4; Прост, об уме 2, 58 слл. — 351.

2° Быт. 2, 19—20. — 351.

        1. Велик и высок — см. Пс. 98, 2; величию его нет конца — Пс. 144, 3. — 351.
        2. О богосыНг 1, 53; ср. Об уч. незн. III И, 244. — 353.
        3. Пророк говорит — см. выше, прим, 14. Имя Иегова— выше, 4, 168 и прим, 17. — 353.

24 Наилучшее даяние — см. О даре Отца светов, 91 слл. —

'26 Быт. 2, 7. — 354.

          1. О предп. I 12, 63; О даре Отца светов 5, ИЗ. — 355,
          2. См. Пс. 148, 1-2. — 356.

КНИГИ ПРОСТЕЦА

Первый диалог написан в Риети за один день — 15.7.1450, второй — в камальдулейском монастыре г. Фабриано 7—8 августа, третий — там же к 23 августа, четвертый — 13—14 сентября. Готовясь к назначению (24.9.1450) «легатом по всей Германии», кардинал, возможно, обращался здесь к хорошо знакомой ему немецкой монастырской и университетской среде; образ «простеца», поднимающегося над следованием авторитету не книжной ученостью к непосредственной достоверности в жизни и познании, был известен в немецкой мистике.

«Простец о мудрости» II имеет альтернативное название «О понятиях» («О представлениях»). Мы опускаем предшествующий «Простецу об уме» — перечень глав с их оглавлениями (§ 47—50), поскольку они повторяются в тексте.

Переводы двух первых (3. А. Тажуризина) и третьего (А. Ф. Лосев, 1937) диалогов сверены 10. А. Шичалиным.

Простец о мудрости I (Idiota de sapientia I)

            1. 1 Кор.3,19;8,1—2(«ананиемира сего.« надмевает»). —361.
            2. Занятия — т. е. книжная наука в отличие от той, которая «пишется в душе обучающегося» {Платон. Федр 275с — 276е). — 361.
            3. Пс. 123, 7. — 361.
            4. См. Платон («Федр» 248Ьс) о «мнимом пропитании» обманутых душ. — 361.

6 См. О богосын., прим. 6. — 362.

              1. См. Притч. 1, 20 («Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой...») в соединении с Премудр. 9, 17. — 362.
              2. Ср. Платон. Апол. Сократа 21d(«но он думает, что знает, не зная, а я, раз не знаю, так и не думаю; вот я и оказываюсь чуть-чуть мудрее его, поскольку не думаю, что знаю, чего не знаю»). См. также 1 Кор. 8, 2. — 362.
              3. Ср. Об уч. незн. 1 1,4. — 362.
              4. См. Платон. Парменид 144а («если есть единое, обязательно есть и число»); Аристотель. Мет. IX 1, 1052b21 («единое есть начало числа»); Прокл. Коммент. к «Тимею» III 2 («единое... корень и очаг числа»). Ср. также О предп. I 5, 17 и прим. 17. — 363.
              5. Петит — старая кельтская мера объема, 1/6 литра. — 363.
              6. Простое(sim-plex) следует понимать в связи с развертыванием (ex-plicatio) и свертыванием (com-plicatio), а также размножением (multi-plicatio) единства. Простое прежде сложного—си. Платон. Федон 78с; Аристотель. Мет. V 6; П^ркл—364.
              7. Оформулеinattingibile inattingibiliter attingitur см, Обуч. незн. III, 263, прим. 49. — 364%
              8. Используется родство слов sapere— «вкушение» — и sapientia— «мудрость». — 366.
              9. Струящийся(multiplicans) — ср. выше, прим. 11. Бег — см, Об иск. бога 1, 31. Поспешили навстречу ей самой — см. Об уч. незн. III 12, 258. — 366.

16 О вкусе мудрости как предощущении цельности см. Платон. Парменид 137d, 145ab, 153с, 165b. — 367.

                1. См. Платон. Государство VII 533d. — 368.
                2. Об одновременности воссияния божества и порыва влечения к нему см. Прокл. Первоосновы теологии 71. — 369.
                3. Мудрость(sapientia) отождествляется здесь с Христом.—

369.

                1. 1 Кор. 13, 2. — 370.
                2. Матф. 19, 21. — 370.
                3. Перечисление плодов духа по Гал. 5, 22. — 371.
                4. См. О даре Отца светов 2, 98 и прим. 10. — 371.
                5. Совпадение единства и бытия — см. Об уч. незн. I 8, 22. 371
                6. См.' Об уч. незн. I 16. — 372.
                7. Ср. О вид. бога 6: как взгляд на портрете обращен к любому зрителю, так форма форм творит множество вещей, оставаясь единой. — 373.
                8. Сила в единстве — см. О предп. II 5, 96 и прим. 17; формальное бытие — там же I, прим. 31. — 373.
                9. См. Об уч. незн. I, прим. 11; О предп. I 11, 59 и прим. 47. — 373.

Простец о мудрости II (Idiota de sapientia II)

                  1. Т. е. в понятии о боге бог уже присутствует в качестве самого этого понятия, поскольку к сущности понятия относится объединение, возможное лишь в свете божественного единства. — 375.
                  2. См. О предп. I 5, 20. — 376.
                  3. Или: «достоверная способность». Ср. О богосын. 1, 53 и прим. 2. — 377.
                  4. Т. е. развернуть понятие того же самого. См. о нем Диал. о станов. — 379.

6 Теология в круге — см. Об уч. незн. I 21, 66. —

379.

6 Сходная редукция на примере числа — Об уч. незн. I 4, И. — 382.

Простец об уме (Idiota de mente)

                    1. Anima— «душа» — понимается в связи с animal— «живое существо». Ср. ниже 1, 57. — 385.
                    2. Т. Аттилий Красс — по-видимому, Т. Отацилий, см. Ливий XXII 9—10; Цицерон. О природе богов II 61. — 387.
                    3. О проявлении единой способности ума (интеллекта) на разных ступенях рассудка и чувства см. ниже 7, 100; И, 141; О предп. II 16, 157 слл. — 389.
                    4. См. Об уч. незн. I 7, 21. — 390.
                    5. Т. е. в своем чистом существе. См. Об уч. незн. II, прим. 27. — 391.

                    1. О наслаждении дискурсией рассудка см. О предп. II 1, 77. — 393.
                    2. Противопоставляемое логике богословие берется в античном смысле исследования первых причин. — 394.
                    3. Об этих же школах и их объединении см. Об уч. незн.
  1. 9. — 394.
    1. См. Об уч. незн. I 20, 61; II 9, 148 слл. — 395.
    2. Сказанное у Трисмегиста — см. Об уч. незн. I 24, 75 и прим. 64. — 395.
    3. Философы имели в виду одно и то же — см. О богосын. 5, 83. — 396.
    4. Ко всей гл. см. О предп. I И; Охота за мудр. 23, 27— 29. — 397.
    5. В «Компендии» (1464) бесконечный ум назван формирующим, человеческий — информирующим. — 397.
    6. О причастности как воспроизведении см. О предп. I 11, 59—60 и прим. 47. — 397.

16 Т. е. точка со своей силой — в божественном уме, подобная силе точки способность — в человеческом, и т. д. Ср. Об уч. незн. II 3, 105—108,где выступает только ряд бытийных единств без параллельных уподобительных. — 398.

      1. Аналит. вторая II 19, 99Ь 20; Мет. I 9, 992Ь 33; О душе
        1. 4, 429а 27. — 399.
      2. См. Федр 249Ь; Менон 80dслл.; Федон 72е и др. — 399¦
      3. См. Госуд. VII 523с слл., IX 602с слл. — 400. 10 См. Об уч. незн. II, прим. 27. — 401.
  1. См. I Иоан. 3, 9. — 401.
  2. См. Апол. уч. незн. 21. — 402.
  3. Т. е. количества зеркальности. Ср. Об уч. незн. I, прим. 16. — 403.
  4. Ср. выше 2, 63; 5, 86—87; О предп. I 6, 25. — 404.
  5. См. Об уч. незн. I, прим. 3. — 405.

26 Отношение полутона — см. О предп. II 2, 83 и прим. И. — 406.

    1. Т. е. мир дан человеку как цельность, которую подразделяет и упорядочивает он сам. — 407.
    2. Т. о. относит к одному разные вещи. — 407.

29 См. ниже 15, 157: число — модус деятельности ума. —

407.

      1. Т. е., прежде чем понять число в вещах, ум должен сначала породить его в себе. Ср. выше 6, 93 и прим. 26. — 407.
      2. О вещах как мыслях бога см. Об уч. незн. II 3, 108. —

407.

      1. Пифагорейцы, платоники, Боэций — см. Об уч. незн. I И, 32. — 408.
      2. Т. е. троичность творящего начала выявляется впервые в аспекте творимого множества. См. Об уч. незн. I 24, 80. — 408.
      3. См. Об уч. незн. I 17, 48 и прим. 46. — 408.
      4. Вещам случается быть... — ср. Об уч. незн. II 2, 99; 103-104; 8, 137 и прим. 51. — 408.

ЗБ Ср. Об уч. незн. I 8, 22. — 409.

        1. См. Об уч. незн. I 5, 13 и прим. 18. — 409.
        2. Со всей этой главой ср. Об уч. незн. II 9. — 409.
        3. Ум как гармония — Платон. Федон 85е; Аристотель. О душе I 4, 407Ь; как самодвижущееся число — Ксенократ, Фр.

60 по Хейнце; ср. Аристотель. О душе I 2, 404Ь 29; как состав из того же и другого — Филон Александрийский. О создании мира 24, 73; как состав из делимой и неделимой сущности — Платон. Тимей 35а; как энтелехия — Аристотель. О душе II 1, 412а 27. Ср. Об уч. незн. II 9, 156 и прим. 55. — 409.

        1. К понятию сложной необходимости — см. Об уч. незн. II 7, 129 и прим. 42. — 409.
        2. См. выше, прим. 3. — 411.
        3. Ср. О предп. II 10, 128 и прим. 44. — 411.
        4. Дух в артериях — см. выше, прим. 3 и 41; О предп. II 14, 142. — 411.
        5. Т. е. одушевленный воск. Ср. Об уч. незн. III, прим. 36. —

411.

        1. Т. е. способа, каким вещь существует в логической абстракции. ~ 412.
          1. См. выше 7, 97 и прим. 39. — 412.

40 Продолжение сравнения, начатого в 7, 101. — 413.

          1. Т. е. способом абстрагирования, описанным в 7, 103— 104. — 414.
          2. О незаконном умозаключении см. Платон. Тимей 52Ь. —

414.

          1. Физики утверждают — см. О предп. II, прим. 44. — 417.
            1. О чувствах, как воротах восприятия, см. Компендий 8. —

418.

            1. Боэций. Об устан. арифм. II 4. — 420.
            2. Развертывание покоя и т. д. — см. выше 4, 75 и прим. 15.—»

422.

            1. См. выше 4, 74 и прим. 14. — 422.
            2. Ср. Об уч. незн. II 3, 111; О вид. бога 6. — 423. вб Об устан. арифм. I 1. — 424.

56 Т. е. без арифметики, музыки, геометрии, астрономии. См. там же.— 425.

              1. Всей этой главе соответствует Об уч. незн. II 7—10. —

426.

              1. О неслиянной нераздельности лиц см. Об уч. незн. 17.—
              2. Ум, субстанция делимая и неделимая — см. прим. 38. —
    1. По-видимому, Аверроэс, Сигер Брабантский. — 433.
    2. Известные платоники 15 в. — Михаил Апостолий, Андрей Контрарий, Виссарион. — 433.
    3. Ср. Об. уч. незн. I, прим. 3. — 433.
    4. См. Об уч. незн. II 9. — 435.
    5. См. Платон. Федр 245cdи др.; Аристотель. Мет. IX 5 и др. — 435.

05 О стеклодуве см. Диал. о становл. 3, 163. — 436.

      1. Ко всей гл. см. О предп. II 7; Берилл 23 и 24. — 439.
      2. Платон излагается по Проклу (Коммент. к «Пармениду» VI 95, 101). — 439.
      3. In intellectibilitate. См. Опредп. II 13, 137 и прим. 49. —
      4. О мире как ученичестве см. О богосын. 2, 56 слл. — 441»
      5. Со всей этой гл. ср. О предп. II 16. — 441.
      6. В диалоге «Простец о мудрости» I 18 и др. — 441.

Простец об опытах с весами (Idiota de staticis experimentis)

        1. Притч. 16, 11; Премудр. И, 21. — 445.
        2. Подразумевается: «вес воды, вытекшей из клепсидры за сто ударов пульса или сто выдохов». — 447.
        3. Т. е. удельный вес человека (сравнительный). — 447.
        4. В воду погружается только человек на одной чаше весов, но не уравновешивающая его гиря. — 448.

6 Разница в расхождении между сухим и погруженным весом у двух живых существ дополнительно пересчитывается на единицу веса сравниваемых тел (moderatio — корректирующий пересчет, приведение к единому масштабу). — 448.

          1. Тяжелостъ(gravedo) — удельный вес в отличие от тяжести. — 448.
          2. Способ определения веса огня, необходимого для расплавления металлов, не указывается. — 450.
          3. Одна из задач алхимии — превращение ртути в золото

450.

          1. Двум другим элементам, воздуху и огню, приписывалась только легкость, т. е. стремление вверх, не сказывающееся на весе дерева. — 452.
          2. Земля в горшке немного уменьшилась по весу, но вместе с «землей» (пеплом) собранных с нее растений составляет уже больше 100 фунтов, и по излишку высчитывается, сколько земли принесено водой. Опыт был поставлен в Германии два века спустя. — 452.
          3. О невозможности чистых элементов см. О предп, II 4, 90 слл. — 452.
          4. Сходный гигрометр для определения «тяжести и сухости ветров» был изобретен в те же годы Л.-Б. Альберти. — 453.
          5. С учетом «неощутимой перспирации», прекращающейся у умершего. В 1660 г. ученый врач Санкторий провел эксперимент по определению этих жизненных духов в человеке. — 455.
          6. Гиппарх — астроном 2 в. дон. э. — 456.

16 Т. е. различие видимой скорости движепия Солнца и планет, вызванное эллиптичностью их орбит. — 456.

            1. Т. е. гадатель не способен добыть новое знание, но может нащупать верный тон (весомость) ответа по тону вопроса. — 458.
            2. Разделенное на четверти «колесо» для гадания. — 458.
            3. Ср. Премудр. И, 23 («мир пред Тобою, как колебание чашки весов, или как капля утренней росы, сходящей на землю»).— 459.
            4. Диаметром квадрата называлась его диагональ. — 460.
            5. Концовка по списку Gr: «Четвертого диалога Простеца высокопреосвященного отца кардинала Николая из Кузы, завершенного им для облегчения души от тяжких забот 13 сентября 1450 года в Фабриано, — конец». Концовка диалога в Страсбург- ском издании 1488 г.: «Богу слава. Заканчивается Книга простеца об опытах с весами. И надо знать, что просвещеннейшим мужем господином Николаем из Кузы написаны четыре книги простеца с высочайшими созерцаниями, из коих первая — о мудрости, вторая — о понятиях, третья — об уме и четвертая — об опытах с весами. Аминь». — 460. 
<< |
Источник: Николай Кузанский. Сочинения в 2-х томах. Т. 1: Перевод/Общ. ред. и вступит, статья 3. А. Тажуризиной. — М.: Мысль,1979. — 488 е., 1 л. портр. — (Филос. наследие).— В надзаг.: АН СССР, Ин-т философии.. 1979

Еще по теме   МАЛЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ 1445-1447 гг.:

  1.   КНИГА ПЕРВАЯ
  2.   НИКОЛАЙ ИЗ КУЗЫ  
  3.   МАЛЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ 1445— 1447 годов
  4.   МАЛЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ 1445-1447 гг.
  5. ПИСЬМ
  6. ТРУДЫ томской ДИАЛЕКТОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ
  7. Глава 4. Польская тематика в литературе 1880-х–1890-х годов
  8. СПИСОК ВИКОРИСТАНИХ ДЖЕРЕЛ ТА ЛІТЕРАТУРИ