<<
>>

МЕТОД

  МЕТОД (логика) - это порядок, которому следуют для того, чтобы обрести или усвоить истину. Метод поиска истины называется анализом, а метод ее усвоения синтезом. Читателю следует обратиться и к этим двум статьям.
Метод важен для всех наук, но прежде всего для философии. Он требует следующего: 1. Необходимо точно определять термины, йбо от их значения зависит значение предложений, а от значения предложений доказательство. Очевидно, что нельзя доказать какой-нибудь тезис до того, как определено его значение. Цель философии - достоверность. Но ее невозможно достичь, размышляя над неопределенными терминами. 2. Все принципы должны быть доказаны в достаточной мере, ибо каждая наука основывается на определенных принципах. Философия - наука, следовательно, и у нее есть принципы. От достоверности и очевидности этих принципов зависит и реальность философии. Если в философию вводят сомнительные принципы и позволяют им проникать в доказательство, то утрачивается достоверность. У всякого следствия неизбежно имеется определенное подобие с принципом, из которого оно выводится. Из недостоверного может родиться только недостоверное, а ошибка всегда питательная* почва для другой ошибки. Следовательно, для разумного метода нет ничего важнее, чем доказательство принципов. 3. Все принимаемые положения - результат правильного вывода из доказанных принципов: в доказательство не следует включать ни одного положения (даже если оно относится к аксиомам), которое не было бы доказано предшествующими положениями и не было бы тем самым необходимым их следствием. Именно логика учит нас убеждаться в правильности заключений. 4. Термины, которые вводятся позднее, должны объясняться предшествующими. Возможны два случая: либо термин вводят, не объясняя, либо же его объяснение дается впоследствии. Первый случай противоречит основному правилу метода; второй им осуж- дается. Использовать термин и дать ему объяснение впоследствии равносильно преднамеренному запутыванию читателя; его оставляют в неопределенности до тех пор, пока он не найдет желаемого объяснения.
5. Положения, которые следуют за ранее высказанными, должны доказываться предыдущими. В связи с этим можно рассуждать таким образом: если такие положения являются предпосылками и их доказательство нигде не дано, то процесс их доказательства как бы повисает в воздухе, это - химера; если же дать их доказательство позднее, то вы создаете строение, не подчиняющееся строгим правилам и нецелесообразное. Ведь истинный порядок положений состоит в том, что они соединены друг с другом и могут быть выведены друг из друга, с тем чтобы предыдущие положения служили пониманию последующих - в точности таков порядок, которому следует наша душа при рассмотрении своих познаний. 6. Должно быть точно установлено условие, при котором предикат подходит субъекту; ибо целью и постоянной задачей философии является сделать вывод о существовании того, что возможно пояснить, почему это положение должно утверждаться, а то отрицаться. Но так как такой вывод включен либо в определение самого субъекта, либо же в какое-то ему сопутствующее условие, то философы обязаны показать, почему данный предикат подходит субъекту; либо в силу его определения, либо же в силу какого-то условия; в последнем случае условие должно быть точно определено. Без этой предосторожности или останется неясным и неизвестным, подходит ли данный предикат к субъекту всегда и безусловно, либо же существованию предиката предпослано какое-то условие и в чем оно состоит. 7. Вероятности должны представляться лишь в качестве таковых, и, следовательно, гипотеза не должна подменяться тезисом. Если бы философия ограничивалась лишь положениями неоспоримой достоверности, она была бы заключена в слишком узкие границы. Вот почему хорошо, что она включает в себя и различные догадки, которые лишь вероятны и более или менее близко подходят к истине и занимают в философии свое место в ожидании открытия истины. Это и называется гипотезой. Но если допускают гипотезы, то важно, чтобы их представляли именно тем, чем они являются на самом деле, и никогда не извлекали из них следствия, с тем чтобы затем утверждать их в качестве достоверных положений. Опасность гипотез проявляется лишь тогда, когда их утверждают в качестве доказанных тезисов. Но коль скоро они, так сказать, не выходят за границы своего сословия, они очень полезны в философии.

 

<< | >>
Источник: В.М. БОГУСЛАВСКИЙ. Философия в Энциклопедии Дидро и Даламбера / Ин-т философии. - М.: Наука,1994. - 720 с. (Памятники философской мысли).. 1994

Еще по теме МЕТОД:

  1. 1.4. Специальная методология юридической психологии
  2. 3.2. МЕТОДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  3. Постпозитивизм: методологический анархизм П. Фейерабенда .
  4. Методологические подходы социальной теории к изучению проблем социального инновационного проектирования в региональной молодежной политике
  5.   3.1. Философские проблемы техники 3.1.1. Философия техники и методология технических наук 
  6.   4.14.2. Философско-методологические проблемы психологической науки  
  7. Тема 5Система методов психологии
  8. ЛОГИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ КАРЛА ПОППЕРА (Вступительная статья)
  9. ЧАСТЬ II: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ
  10. Методология общей теории государства и права
  11. § 1. Методология общей теории права в системе гуманитарных наук
  12. 3. Методы научного исследования
  13. § 1. МЕТОД И МЕТОДОЛОГИЯ
  14. § 2. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ