<<
>>

§ 1 22. Модусы совершения артикулируемых синтезов. «Тема

К царству тезисов и синтезов принадлежит важная группа общих модификаций, краткое обсуждение 20 которых, с общими указаниями, лучше всего поместить сразу же сюда.

cd U

Синтез может совершаться шаг за шагом— он становится, он возникает в изначальном продуцировании.

Такая первозданность становления в потоке 25 сознания весьма своеобразна. Тезис и синтез становятся — в то время как чистое Я делает свой шаг, и в то время как оно актуально делает каждый свой шаг; Ц. само же Я живет в своем шаге— оно «вы-ступает» вместе с каждым таковым. Полагать, предполагать, зо сополагать и располагать — все это вольная спон- 5 танность, активность чистого Я; в своих тезисах ^ Я живет не как пассивное внутри-бытие, — нет, те- m зисы — это излучения изнутри его как праисточника порождений. Любой тезис начинается с точки вклю- 35 чения — с точечного полагания истока — так тезис первый, так и любой последующий. Подобное «полагающее включение» именно неотъемлемо от тезиса как такового — примечательный модус изначальной актуальности. Оно — словно полагающая точка 40 включения воления и действования.

Однако общее нельзя смешивать с особенным. Спонтанная решимость, волевое, приводящее в исполнение, действование — это акт среди актов, один акт наряду с другими, его синтезы — особенные среди других. Однако любой акт, все равно какого вида, может возникать в этом модусе спонтанности, так сказать, творческого зачина, в каком чистое Я обладает своим выходом — выступлением в качестве субъекта спонтанности.

Такой модус включающегося полагания немедленно, причем согласно сущностной необходимости, переходит в иной модус. Так, например, воспринимающее схватывание-постижение немедленно и без запинки претворяется в «схваченность » того, что у нас в руках.

Сюда же примыкает еще и иное модальное изменение — тогда, когда тезис был лишь шагом к синтезу, а чистое Я осуществляет новый шаг и теперь, в сплошном единстве синтетического сознания, продолжает «еще » «держать в руках » то, что оно вот только что «схватило», — оно схватывает и новый тематический объект или, лучше сказать, схватывает в качестве первичной темы новое звено совокупной темы, однако не расстается и со звеном, схваченным прежде того, коль скоро таковое тоже принадлежно к этой самой совокупной теме.

Пример: коллигируя, я не отпускаю от себя вот только схваченное в восприятии, хотя и обращаю свой схватывающий взгляд к новому объекту. Осуществляя доказательство, я шаг за шагом пробегаю все предварительные допущения, не отказываюсь ни от одного синтетического шага, не выпускаю из рук уже полученного много, — однако с совершением новой тематической праактуальности модус актуальности уже существенно переменился.

Тут речь идет в том числе и о затемнениях, однако отнюдь не только о них. Напротив, те различия, какие мы только что пытались описывать, представляют собою совершенно новое измерение по сравнению с различиями ясности и неясности, хотя и одни, и другие тесно переплетаются друг с другом.

  1. Далее, нам следует обратить внимание на то, что -g-новые различения в не меньшей мере, нежели разли-

8              чия по ясности и все прочие интенциональные разли-

|              чия, подчиняются закону корреляции ноэсиса и но- з эмы. Итак, вновь ноэтическим модификациям акту-

модификации ноэматические. То есть способ данно-

  1. альности принадлежного сюда вида соответствуют

cd т

I              сти «подразумеваемого как такового» изменяется со

§              сдвигами тезиса и, соответственно, с шагами синтези- о ю рования, и такие изменения можно, раскрывать на

о              соответствующем ноэматическом содержательном

%              наполнении, вычленяя их в нем в качестве особенного

и

слоя.

Если же модус актуальности (говоря ноэматиче- о is ски — модус данности) необходимо сдвигается, про-

§ ходя — если отвлечься от гладко-непрерывных изме- | нений — известными дискретными типами, то все | равно всегда сквозь все сдвиги проходит и нечто сущ- -э- ностно общее. Ноэматически — в качестве тождест- о 20 венного смысла сохраняется некое «что»; на стороне ^ же^ ноэтической — коррелят такого смысла, и помимо этого и вся форма артикуляции по тезисам и син- g тезам.

л

cd U U

А тогда получается новая сущностная модификация.

Чистое Я может полностью выйти из своих тезисов, оно выпускает из «рук» тетические корреляты и «обращается к другой теме». То самое, что вот только было его темой (теоретической, аксиологической и т. д.) — вместе со всеми пусть и более или зо менее затемненными артикуляциями, теперь не ис- 5 чезло из сознания, все еще сознается, однако уже не jT в тематическом схватывании.

(Т)              Это значимо и для отдельных тезисов, и для зве

ньев синтезов. Вот я размышляю о только что напи- 35 санном, и тут свист с улицы на мгновение отвлекает меня от моей темы (в этом случае — мыслительной темы). Мгновение обращенности к звуку, но вскоре же возврат к прежней теме. Схватывание звука не стерлось, свист — в модифицированном виде — еще 40 сознается, но только уже не в его схватывании духом.

10

Он не относится к теме — не относится и к параллельной теме. Всякий тут заметит, что подобная возможность одновременных тем и тематических синтезов — по обстоятельствам они могут пролагать себе путь и вторгаться как помехи — указывает еще и на возможность дальнейшей модификации, отчего рубрика «тема», сопрягаемая со всеми фундаментальными видами актов и синтезов таковых, составляет важную тему феноменологических анализов.

<< | >>
Источник: Гуссерль Э.. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая / Пер. с нем. А.В. Михайлова; Вступ, ст. В.А. Куренного. — М.: Академический Проект,2009. — 489 с.. 2009

Еще по теме § 1 22. Модусы совершения артикулируемых синтезов. «Тема: