§ 1 23. Запутанность и отчетливость как модусы совершения синтетических актов
СО
І н ~о о н
X
хlt;
X X
zn
Теперь рассмотрим еще модальности совершения, которые, так сказать, располагаются в проти- is воположном направлении от того модуса, какому отдавалось у нас предпочтение, — от модуса пра-ис- текающей актуальности.
Мысль — простая или же снабженная многообразными тезисами — может выплывать на поверхность как «путанная». Тогда она 20 дает себя как простое представление без какой-либо актуально-тетической артикуляции. Вот мы припоминаем какое-то доказательство, теорию, беседу — они «приходят нам на ум». При этом мы поначалу вовсе не обращены к ним, они выплывают наружу где-то is на «заднем плане». Затем взгляд Я своим лучом направляется на такую мысль, своим непочлененным схватыванием постигая соответствующую ноэматиче- _§ скую предметность. Тогда может включиться новый о процесс, и путанное воспоминание перейдет в отчет- зо - ливое и ясное: шаг за шагом мы припомним ход дока- о зательства, «вновь» породим тезисы и синтезы дока- g зательства, «вновь» пройдем всеми стадиями вчерашней беседы и т. п. Естественно, несущественно то, что это — репродуцирование по способу воспоминания, 35 -о порождения — наново — «более ранних» первоздан- 8\ ных порождений. И новое теоретическое наитие, ка- g сающееся проведения сложной теории, мы получаем 9 сначала в путанно-нерасчленном виде, потом, воль- ^ но-спонтанно совершаемым шагами, разворачиваем 40
s его, преобразуя в синтетические актуальности. Само -g- собой разумеется, что все указанное сейчас равным g образом сопрягается со всеми разновидностями
і актов.
-е-
gt;х О
и CD х
х
CD
-е-
О с; О х
| подосновы выражений
х CD
-е-
Это важное различение запутащости и отчетливости играет важную роль в феноменологии «выражений», экплицированных представлений, суждений, актов душевного и т. д., какие предстоит еще обсуждать в дальнейшем. Достаточно подумать только Ф ю о том, каким образом мы обыкновенно схватываем в о любом случае чрезвычайно сложные синтетические образования, какие составляют «мыслительное содержание» нашего чтения, после чего стоит поразмыслить над тем, что же в уразумении прочитываемого достигает действительно первозданной актуализации, относительно этой так называемой мыслительной