<<
>>

НАТУРАЛИСТ. 

Так называют того, кто исследовал природу и обогатил свой ум знаниями о природных объектах, в особенности о металлах, минералах, камнях, животных и других подобных предметах.

Аристотель, Элиан1, Плиний, Солин2, Теофраст3 были величайшими натуралистами древности.

Однако они впали в многочисленные ошибки, исправленные успешною работой натуралистов нового времени. Альдрованди4 один из самых разносторонних и самых превосходных новых натуралистов; его труды составляют тридцать фолиантов.

Натуралистами обозначают тех, кто не признает Бога, но считает, что имеется материальная субстанция, наделенная различными свойствами. Последние для нее столь же важны, как длина, ширина, глубина, и благодаря им в природе все происходит с той необходимостью, какую мы видим. В этом смысле слово "натуралист" является синонимом слова "атеист", "спинозист", "материалист" и т.д.

НЕБЫТИЕ, НИЧТО или ОТРИЦАНИЕ (метафизика) - это, по мнению философов-схоластов, некое нечто, которое не имеет реального бытия и может быть понято и обозначено только посредством отрицания.

Известны сетования людей на то, что они после предпринятых их мыслью усилий понять небытие, так и не могли справиться с этой задачей. Что предшествовало сотворению мира? Чье место занял сотворенный мир? Небытия. Но как представить себе это небытие? Легче представить вечно существующую материю. Люди же, пытавшиеся понять небытие, стремились к тому, к чему человеку вообще не следует стремиться. Как раз это было причиной того, почему они зашли в тупик. Они хотели образовать какую-то идею, которая представила бы им небытие. Но так как каждая идея должна обозначать нечто реальное, то должно быть реальным также и то, чем она им представляется. Коль скоро мы обязываемся говорить о небытии, мы отказываемся от попытки представить некое нечто, являющееся небытием, если наши мысли строятся в соответствии с нашим языком и должны ему соответствовать.

До творения существовал Бог; однако, что существовало при этом, что занимало пространство мира? Ничего. Пространства вообще не существовало; пространство было сотворено со вселенной, которая и является своим собственным пространством, ибо она существует в себе, а не вне себя. Следовательно, небытие существует; но как нужно понимать это небытие? Кто говорит о небытии, тот этими словами объявляет о том, что он при этом не имеет в виду никакой реальности. Следовательно, если мышление должно соответствовать языку, необходимо в этом случае отказаться от всякой идеи, внимание же говорящего не должно направляться на то, что представляет какую-нибудь реальность. Хотя и в этом случае человек не перестает мыслить вообще, ибо он всегда мыслит; но в данном случае мыслить означает всего лишь воспринимать самого себя, воспринимать то, что человек отказывается от образования представлений.

НЕТЕРПИМОСТЬ (мораль). Слово "нетерпимость" в обычном его понимании означает жестокую страсть, заставляющую ненавидеть и преследовать тех, кто заблуждается. Но, чтобы не смешивать понятий, весьма несходных, нужно различать нетерпимость церковную и гражданскую.

Нетерпимость церковная считает ложной всякую религию, кроме той, которая признается данной церковью. Этого убеждения она держится, несмотря на самые жестокие преследования, попирающие человеческое достоинство, посягающие на жизнь людей. Здесь мы не будем касаться того героизма, который во все века давал церкви столько мучеников.

Нетерпимость гражданская ставит вне закона и подвергает самым жестоким гонениям тех, чьи взгляды на бога и отправление культа отличаются от общепринятых.

Несколько строк из священного писания, высказываний отцов церкви или решений вселенских соборов достаточно убедительно показывают, что человек, проявляющий гражданскую нетерпимость, является дурным человеком, плохим христианином, скверным политиком и негодным гражданином.

Прежде чем перейти к существу вопроса, нужно, к чести католических богословов, заметить, что многие из них без малейших оговорок принимали то, что мы собираемся изложить, опираясь на самые уважаемые авторитеты.

Тертуллиан говорит: Apolog ad scapul: Humani juris et naturalis potes- tatis est unicuique quod putaverit, colere, nec alii obest aut prodest alterius religio. Sed nec religionis est cogere religionem quoe sponte suscipi debeat, non vi; cum et hostioe ab animo lubenti expotulentur[68].

Вот что говорили беззащитные и преследуемые христиане язычникам, которые хотели силой заставить их поклоняться своим богам.

Желая обратить тех, кто придерживается иной веры, нечестиво было бы подвергать ее жестоким, несправедливым преследованиям, противным человеческим законам.

Разум приемлет то, что кажется ему истинным; сердце способно любить то, что кажется ему добрым. Насилие сделает слабого человека лицемером, человека мужественного - мучеником. Слаб он духом или силен, он почувствует несправедливость преследования и возмутится.

Просвещение, убеждение, молитва - вот единственные законные средства внушения веры.

В делах религии все средства, возбуждающие ненависть, негодование, презрение, - нечестивы.

Все средства, возбуждающие страсти и корыстный интерес, - нечестивы.

Все средства, разрывающие естественные узы, отвращающие отцов от детей, братьев от братьев, сестер от сестер, - нечестивы.

Все средства, направленные к тому, чтобы поднять людей и целые нации друг против друга, залить землю кровью, - нечестивы.

Нечестиво подчинять совесть тем или иным законам, ибо совесть сама должна управлять всеми действиями человека. Нужно убеждать, но не принуждать. Людей, искренне впадающих в заблуждение, надо жалеть, а не наказывать.

Нельзя преследовать людей за их принадлежность к той или иной вере. Предоставим судить их богу.

Не значит ли это, что, отворачиваясь от неверующих, мы порвем и с теми, кого называем скупыми, безнравственными, честолюбивыми, вспыльчивыми, порочными? И в последнем случае двух-трех нетерпимых хватит для того, чтобы разрушить целое общество.

Если допустимо бросить камень в человека инакомыслящего, не значит ли это посягнуть на его жизнь? Ведь нет предела несправедливости.

Большее или меньшее зло, какое могут причинить, будет определяться корыстными целями, фанатизмом, вообще любыми обстоятельствами.

Если бы неверующий земной владыка спросил миссионеров, нетерпимых к другим вероисповеданиям, как они поступают с неверующими, им пришлось бы либо сознаться в недостойных поступках, либо солгать, либо хранить позорное молчание.

Чему поучал Христос учеников своих, посылая их к народам? Преследовать или страдать?

Св. Павел писал фессалоникийцам: если кто-либо возвестит вам иного Христа, предложит иной символ веры, будет проповедовать новое Евангелие, - терпите его.

Нетерпимые, так ли вы поступаете даже с тем, кто ничего не возвещает, ничего не предлагает, ничего не проповедует?

Он писал еще: не считай врагом того, кто не разделяет мыслей твоих, но по-братски просвещай его. Нетерпимые, так ли поступаете вы?

Если ваши взгляды позволяют ненавидеть меня, то почему мои не могут позволить мне ненавидеть вас?

Если вы кричите: истиной владеем мы, не позволительно ли мне возопить еще громче: истиной владею я. Но я добавлю: не все ли равно, кто из нас неправ, только бы между нами царил мир? Если я слеп, то можно ли за это бить меня по лицу?

Если бы человек нетерпимый до конца раскрыл себя, вряд ли во вселенной нашелся бы для него клочок земли. И какой здравомыслящий человек рискнул бы посетить страну, где царит нетерпимость?

Ориген, Минуций Феликс1 и отцы церкви первых трех веков христианства учили: религией проникаются, ей не подчиняются. Человек должен быть свободен в выборе культа; гонитель лишь вызывает ненависть к своему богу; гонитель оскверняет свою веру. Ответьте мне, разве эти изречения - плод невежества или обмана?

В государстве, где царит нетерпимость, властитель - лишь палач на жалованье у служителей церкви; монарх же должен быть отцом своих подданных, его долг - заботиться о счастье всех.

Неужели одно только издание закона дает право преследовать? Но тогда нетерпимого правителя нечего обвинять в деспотизме.

Бывают случаи, когда одинаково веришь и в правоту свою и в заблужденье. Это может оспаривать лишь тот, кто никогда искренне не заблуждался.

Если во имя вашей истины вы преследуете меня, то во имя моего заблуждения, которое для меня истина, я имею право преследовать вас.

Перестаньте свирепствовать или перестаньте упрекать в лютости язычников и мусульман.

Когда вы ненавидите ближнего своего и проповедуете ненависть, неужели вы думаете, что вдохновлены духом божьим?

Христос сказал: царство мое не от мира сего. А вы, ученики его, хотите обрушить гонения на мир земной.

Он сказал: я смиренен и кроток; а вы смиренны ли и кротки ли?

Он сказал: благословение мое всем смиренным, миролюбивым, милосердным. Вопросите совесть вашу, может ли пасть это благословение на вас? Смиренны ли, кротки ли, милосердны ли вы?

Он сказал: я тот агнец, который покорно пошел на заклание. А вы готовы занести нож мясника и убить того, за кого пролилась кровь агнца.

Он сказал: если вас будут преследовать - уйдите от зла. А вы преследуете тех, кто не только не восстает против вас, а желал бы мирно жить рядом с вами.

Он сказал: вы желаете, чтобы я низвел огонь небесный на ваших врагов; поистине, вы не ведаете, какой дух говорит вашими устами. Я повторяю вслед за Христом: нетерпимые, вы не ведаете, какой дух говорит вашими устами.

Внемлите св. Иоанну: дети мои,любите друг друга...

Св. Афанасий: если они преследуют нас, то уже одно это доказывает, что у них нет ни благочестия, ни страха божия. Благочестию свойственно не принуждать, а убеждать, подобно спасителю, который каждому предоставлял свободу следовать или не следовать за ним. И только дьявол, которому чужда истина, несет с собой секиру и дубину.

Св. Иоанн Златоуст: Иисус Христос спрашивает учеников, хотят ли они удалиться вместе с ним; это слова того, кто не хочет никого принуждать.

Сальвиан: эти люди заблуждаются, но они не ведают этого. Они заблуждаются с нашей точки зрения, но не заблуждаются со своей.

Они считают себя столь хорошими католиками, что нас называют еретиками. Они относятся к нам, как мы к ним; они обманываются, но намерения у них добрые. Какова будет их судьба? Об этом знает лишь великий судья. Пока он терпит их.

Св. Августин: пусть жестоко поступают с вами те, кто не знает, с каким трудом находят истину и как трудно уберечь себя от заблуждений. Пусть жестоко поступают с вами те, кто не знает, как трудно осилить искушение плоти и как редко это удается. Пусть жестоко поступают с вами те, кто не знает, какими стенаниями и вздохами достигается большое знание о боге. Пусть поступают с вами жестоко те, кто никогда не впадал в ошибки.

Св. Ил арий: вы принуждаете там, где нужен только разум; вы употребляете силу там, где нужно лишь убеждение.

Из установлений папы св. Климента: спаситель дал людям свободную волю, не карая их смертью, а требуя, чтобы они на том свете дали ответ о своих поступках.

Отцы Толедского собора: не понуждайте никого силой стать верующим, ибо бог по своей воле либо оказывает милосердие людям, либо ожесточает их.

Этими цитатами, забытыми христианами наших дней, можно заполнить целые книги.

Св. Мартин всю жизнь каялся в том, что общался с преследователями еретиков.

Все разумные люди осуждали императора Юстиниана за насилие, учиненное им над самаритянами2.

Сочинители, которые советуют издавать карательные законы против неверующих, внушают отвращение.

В последнее время человек, восхваляющий отмену Нантского эдикта3, считается человеком кровожадным, с которым нельзя жить под одной кровлей.

Каков путь человечества? Путь преследователя, наносящего удар, или путь преследуемого, который плачется на судьбу?

Если неверующий государь владеет неоспоримым правом власти над своим подданным, то неверующий подданный имеет неоспоримое право на покровительство своего государя. Это - взаимное обязательство.

Если государь говорит, что неверующий подданый недостоин жить, ему следует опасаться, что подданный объявит неверующего государя недостойным царствовать. Нетерпимые, кровожадные люди, смотрите, каковы последствия ваших принципов, и трепещите! Люди, любимые мною, каковы бы ни были ваши чувства, к вам я обращаю эти мысли и заклинаю вас подумать об этом. Подумайте, и вы откажетесь от системы, которая противоречит прямоте ума и доброте сердца.

Порадейте о спасении своей души. Молитесь за меня и верьте: все, выходящее за пределы сказанного выше, что вы позволите себе, - отвратительная несправедливость в глазах бога и людей.

НЕУНИЧТОЖИМОЕ (Imperissable) (грамматика, философия). Неуничтожимо то, что не может погибнуть. Считающие материю вечной, считают ее также неуничтожимой. Согласно их воззрениям, ничто не погибает ни из существующего количества движения, ни из существующего количества материи. Объекты, которые рождаются и возрастают, исчезают, но элементы, из которых они складываются, - вечны. Разрушение одной вещи всегда было, есть и будет возникновением другой. Этого воззрения придерживались почти все древние философы, не имевшие никакого понятия о сотворении [мира].

 

<< | >>
Источник: В.М. БОГУСЛАВСКИЙ. Философия в Энциклопедии Дидро и Даламбера / Ин-т философии. - М.: Наука,1994. - 720 с. (Памятники философской мысли).. 1994

Еще по теме НАТУРАЛИСТ. :

  1. БИБЛИОТЕКИ В СФЕРЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
  2.   III  
  3. Горизонтальное положение и вертикальное — смерть и жизнь
  4. НАТУРАЛИСТ. 
  5. Население
  6. Приложение Вильгельм фон Гумбольдт и немецкая философская классика
  7. ЭКОЛОГО-МОРФОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
  8. Глава VIII.ВЛАДИМИР СОЛОВЬЕВ
  9. Глава 2 Многосложная натуралистская картина жизни
  10. Глава 6 Что такое жизнь с точки зрения натуралиста