<<
>>

Глава II. Натуралистическая этика  

В этой и следующих двух главах будут рассмотрены некоторые ответы на второй этический вопрос, а именно на вопрос: "Что является добром самим по себе?" Для этих ответов характерно следующее: (1) они утверждают, что только предметы какого-то одного рода суть добро само по себе; (2) это утверждение опирается на допущение, что лишь один предмет определяет значение понятия "добро".
  • Такие теории можно разделить на две группы: (1) метафизические* и (2) натуралистические; вторую группу можно разделить далее на две подгруппы: (а) теории, согласно которым единственным добром является какой-то естественный предмет, отличный от удовольствия, (Ь) гедонизм.
    В данной главе рассматриваются теории, включенные в подгруппу (а).
  • Дефиниция натурализма.
  • Обычный аргумент, согласно которому предметы являются добром в силу того, что они "естественны", может имплицитно содержать: (1) либо ложное суждение, что то, что "нормально", так таковое, является добром;
  • (2) либо ложное суждение, что то, что "необходимо", так таковое, является добром.
  • Очень распространенной, однако, является в настоящее время систематическая апелляция к природе в связи с идеей эволюции. Исследование этики Герберта Спенсера иллюстрирует эту форму натурализма.
  • Дарвиновскую научную теорию "естественного отбора", которая была главной причиной широкого распространения термина "эволюция" в новейшее время, следует тщательно отличать от некоторых идей, обычно ассоциируемых с этим термином.
  • В спенсеровском соединении эволюции с этикой заметно, как мне кажется, влияние "натуралистической ошибки".
  • Но то, что говорит Спенсер об этических отношениях между "удовольствием" и "эволюцией", неясно, и возможно, что натурализм Спенсера является в основном натуралистическим гедонизмом.
  • Обсуждение третьей главы книги Спенсера "Основания этики" служит иллюстрацией этих двух пунктов и обнаружению того, что у Спенсера происходит полное смешение понятий, касающихся основных принципов этики.
  • Три возможные точки зрения на соотношение эволюции и этики автор отличает от такой натуралистической позиции, для обозначения которой предлагается сохранить, ограничив его, термин "эволюционистская этика". Согласно каждой из трех точек зрения, соотношение эволюции и этики несущественно, "эволюционистская" же точка зрения, которая придает этому соотношению особое значение, имплицитно содержит две ошибки.
  • Итоги содержания главы.
  •  

    << | >>
    Источник: Мур Дж. Э.. Природа моральной философии / П редис л. А. Ф. Грязнова и Л. В. Коноваловой; Пер. с англ., сост. и прим. Л. В. Коноваловой. — М.: Республика,1999. — 351 с.. 1999

    Еще по теме Глава II. Натуралистическая этика  :