<<
>>

Переход к современному обществу.

Маркс был, по меньшей мере, одним из тех, кто заложил представление о модернизации, как о переходе к современному – капиталистическому обществу.

Для нас здесь не важно рассмотрение всего учения о материалистическом понимании истории (это сделано много раз), для нас важно «еще одно» марксово понимание становления капитализма[17].

В «Капитале» о становлении капиталистического производства, капиталистического отношения и капиталистического накопления Маркс пишет следующее. 

«…накопление капитала предполагает прибавочную стоимость, прибавочная стоимость – капиталистическое производство, а это последнее – наличие значительных масс капитала и рабочей силы в руках товаропроизводителей.»[40;718]

Иными словами, получается замкнутый круг, который надо как-то разорвать, чтобы объяснить возникновение процесса.

Маркс утверждает, что «капиталистическому накоплению предшествовало накопление первоначальное, накопление являющееся не результатом капиталистического способа производства, а его исходным пунктом.»[40;718] (А Вебер к тому же блоку «Капиталистическое производство», выделив в нем дух, подведет этику.)

Обсуждая  условия этого первоначального накопления, он (Маркс) делает вывод, что «первоначальное накопление есть не что иное, как исторический процесс отделения производителя от средств производства».[40;719]  Закономерность эта выводится Марксом чисто эмпирически, - он показывает на примере истории Англии, как существование формально свободных производителей[18] (продавцов своей рабочей силы (1), которым продать больше нечего(2)[19]) способствует сколачиванию крупных капиталов, будь то капиталистических фермеров или собственно капиталистов.

Как осуществлялось первоначальное накопление? Каковы его методы? Как был создан приток рабочих в промышленность и капиталистическое производство? Почти полсотни страниц отданы живописанию ужасов первоначального накопления; резюме Маркса таково. «Разграбление церковных имуществ, мошенническое отчуждение государственных земель, расхищение общинных имуществ,  осуществляемое путем узурпации и с беспощадным терроризмом, превращение феодальной собственности и собственности кланов с современную частную собственность – таковы разнообразные идиллические методы первоначального накопления.»[40;737]

<< | >>
Источник: Забаев Иван Владимирович. Вероисповедание и проблема модернизации (на примере М. Вебера и С. Булгакова)Москва, 2001. 2001

Еще по теме Переход к современному обществу.: