<<
>>

Часть 1. Маркс.

Маркс – это человек, в творчестве которого нашли соединение идея прогресса, ощущение того, что пришло нечто новое, ранее не бывшее и уже это новое изживает самого себя. [34] В нем соединились вера в силу человека и при этом ощущение несоразмерности его происходящим процессам.

Сам Маркс не употреблял термин модернизация, но именно под его влиянием эта проблема стала если не основной (доминирующей), то одной из основных в научном (общественно-научном) сообществе XIX – XX веков.

Ниже мы посмотрим на некоторые фрагменты наследия Маркса. Для нас будут важны те его идеи, к которым каким-либо образом относились Булгаков и Вебер, соглашались и развивали или спорили, но не могли пройти мимо[14]. Именно поэтому, мы не будем разбирать и реконструировать, например, учение о капитале, как о движущей силе общественного развития, о капитале как об основной структуре капитализма.

Мы также, хотя и по другой причине, не будем рассматривать схему материалистического понимания истории – сам Маркс дал ее в сжатом и четком виде в предисловии к работе «К критике политической экономии» [35;6-7], она знакома многим.

Мы, таким образом, остановимся на следующих темах-идеях Маркса:

  • представление о сущности человека,
  • отношение к религии,
  • становление капитализма и первоначальное накопление.

Здесь необходимо сделать небольшое пояснение. Почему важно представление Маркса о сущности человека? Каждый из классиков социологии пред тем (или вместе с тем) как рассуждать об обществе, говорил что-то о человеке, причем, часто, весьма обстоятельно. Хотя они и не обсуждали сущности человека, тем не менее, можно увидеть в их построениях марксов след.

Почему важно отношение к религии? До середины XVIII века мировоззрение и сознание людей лежит в рамках онтологической картины мира «Мир – творение Бога».

Чтобы возникла социология и, соответственно, постановка вопроса «Вероисповедание и проблема модернизации», необходимо было сменить онтологическую картину на «Человек – творец мира», что Маркс и делает, он произносит ключевые слова (делает он это, пожалуй, вместе с Ницше, чье влияние на социологию сегодня только начинает изучаться).

Классикам социологии религия предстает уже как «внешнее», но они еще будут чувствовать себя неуютно – «оно еще не до конца вывнешнилось» - и каждый из них будет думать о религии.

Взгляд и понимание религии Марксом нам важны  еще и потому что они были восприняты большей частью российской интеллигенции того времени. Для нас важен более взгляд, чем понимание, ибо именно так, в русле материалистического понимания истории и был принят Маркс. Потому нижеследующие несколько пунктов будут касаться по преимуществу взгляда.

Сущность человека по Марксу.

Сущность человека, или как возможен человек и каков он?

Ответ Маркса состоит в следующем: человек возможен как человек только как существо родовое, то есть, с одной стороны, вплетающее в себя всю историю, а с другой – все то, или всех тех, с кем ему приходится общаться (пусть и не прямо):

«сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений». [33;3]

Что это означает и как это понимать? Что вкладывает в эту формулировку Маркс?

Во-первых, сущность эта есть «отношение не чисто логическое, идеальное, а реальное: отношение конкретного человека к другому человеку» [22;186] То есть имеются в виду вполне конкретные[15] обмены, взаимодействия и практическая зависимость от других людей.

Во-вторых, с другой стороны, в этой формулировке заложено, что осуществляя свою сущность, люди производят общественность, общественные связи. (см. ниже)

В третьих, сущность человека, являясь его сущностью, как, отличного от других, индивида, является сущностью и любого другого человека и сущностью всех людей.

«Так как человеческая сущность является истинной общественной связью' людей,— писал Маркс, конспектируя книгу Дж. Милля "Основы политической экономии",— то люди в процессе деятельного осуществления своей сущности творят, производят человеческую общественную связь, общественную сущность, которая не есть некая абстрактно-всеобщая сила, противостоящая отдельному индивиду, а является сущностью каждого отдельного индивида, его собственной деятельностью, его собственной жизнью, его собственным наслаждением, его собственным богатством» [22;186].

И, в-четвертых, сказанное выше означает, что человек – это начало и конец всего и здесь представление о сущности человека тесно переплетается с отношением к религии.

«Критика религии освобождает человека от иллюзий, чтобы он мыслил, действовал, строил свою действительность как освободившийся от иллюзий, как ставший разумным человек; чтобы он вращался вокруг себя самого и своего действительного солнца. Религия есть лишь иллюзорное солнце, движущееся вокруг человека до тех пор, пока он не начинает двигаться вокруг себя самого».[39;160]

Полстолетия спустя, примерно об этом же напишет и Булгаков (за исключением четвертого пункта), говоря, что человек – существо родовое, как бы это ни понималось, оглядываясь на его сущность или хотя бы смотря на него так, как смотрят современные социологи-органицисты. [2;135-154]

В то время, когда  будет писать Булгаков, научному сообществу еще не известны ранние работы Маркса,[16] может быть поэтому о. Сергий воспримет его как социального детерминиста [4], хотя и не ставя его в один ряд с социологами.

<< | >>
Источник: Забаев Иван Владимирович. Вероисповедание и проблема модернизации (на примере М. Вебера и С. Булгакова)Москва, 2001. 2001

Еще по теме Часть 1. Маркс.: