Цель исследования.
Из описанного выше видно, что «модернизация» состояла, в частности в том, что происходила постепенная рационализация, что среди прочего должно было означать замещение веры разумом.
И современное общество - это общество, в котором вера исчезает и должна исчезнуть. Современное общество устанавливается силой разума и представляет собой господство разума.
Однако уже в то время (во время появления теорий модернизации) находились исследователи, которые говорили, что становление современного общества связано не только и, может быть, не столько с разумом, сколько с этическими последствиями определенных религиозных конфессий. Или, по-другому, сам разум вызывается к жизни определенного рода религиозными представлениями. И далее индустриальное, капиталистическое общество
- есть продукт определенного рода вероисповеданий и
- может быть преодолено именно благодаря религиозному отношению к миру.
В связи с вышесказанным, цель данного исследования может быть сформулирована следующим образом.
Показать существовавшие варианты анализа влияния «вероисповедания» на «модернизацию».
Сначала мы обратимся к социологической классике, в частности, к М. Веберу и его способу поиска связи между вероисповеданием и модернизацией.
Далее мы перейдем к С. Булгакову, чтобы посмотреть, чем отличается его подход к «современному обществу» и, как он воспринял идеи Вебера (или, по другому, чем отличается подход к этой проблеме классика социологии от подхода русского социального философа).
Однако, прежде чем подойти собственно к указанным авторам, нам необходимо будет очертить тот круг проблем, ту рамку, в которой ставится вопрос о «вероисповедании и проблеме модернизации». Таковой рамкой является творчество К. Маркса.