<<
>>

ИЗ ПЕРЕПИСКИ 1643-1649 гг. ЕЛИЗАВЕТА - ДЕКАРТУ 1 [Гаага], 6/16 мая [1643 г.]  

С великой радостью и одновременно с большим сожа&лением я узнала о Вашем намерении навестить-меня не&сколько дней тому назад; я была одинаково тронута той благосклонностью, с какой Вы снизошли до желания побе&седовать с особой несведущей и непослушной, и огорчена неудачей, помешавшей столь полезному разговору. Г-н Паллотти 2 усугубил это последнее чувство, повторив мне данные ему Вами разъяснения темных мест, содержащихся в физике г-на Региуса 3, относительно которых я получила бы более полные указания из Ваших собственных уст, равно как и по поводу еще одного вопроса, предложенного мной вышеназванному профессору во время его пребыва&ния в нашем городе; он же переадресовал меня к Вам, дабы я от Вас могла получить удовлетворительный ответ.
От письменной просьбы об этой милости меня до сих пор удерживала стыдливая боязнь явить Вам столь беспорядоч&ный стиль изложения.

Однако ныне г-н Паллотти настолько заверил меня в Вашей благосклонности к каждому, в том числе и ко мне, что я отбросила все соображения, кроме одного — укре&пить мой ум, попросив Вас разъяснить мне, каким образом душа человека может побуждать телесные духи (esprits du corps) к выполнению произвольных действий (хотя она — всего лишь мыслящая субстанция). Ведь представляется, что любое побуждение к движению происходит вследствие толчка, направленного на находящуюся в движении вещь таким образом, что она испытывает этот толчок от движу&щей ее вещи, или, иначе говоря, это происходит в зави&симости от характера и очертаний поверхности последней. Для первых двух условий требуется соприкосновение, для третьего — протяженность. Вы полностью исключаете эту последнюю из Вашего понятия души, и мне представля&ется, что она несовместима с нематериальной вещью. Поэтому-то я и прошу у Вас определения души, более под&робного, нежели в Вашей «Метафизике» 4, а именно опре&деления ее субстанции, отделенной от ее действия, т. е. от мысли. Ведь хотя мы и предполагаем, что они, подобно атрибутам Бога, друг от друга неотделимы (что, однако, трудно доказать для утробного состояния и для случаев глубокой потери сознания), тем не менее, рассматривая их порознь, мы можем получить более совершенную их идею.

Я свободно обнажаю перед Вами всю слабость умозре&ний моей души, ибо Вы знаете лучшее для нее целебное средство, и я надеюсь, что, соблюдая клятву Гиппократа, Вы снабдите ее лекарствами, не предавая это гласности. Прошу Вас об этом, как и о том, чтобы Вы терпеливо отнеслись к домогательствам Вашего преданного друга, который всегда к Вашим услугам.

Елизавета

<< | >>
Источник: Декарт Р.. Сочинения в 2 т. Т. 2— М.: Мысль,1994. 1994

Еще по теме ИЗ ПЕРЕПИСКИ 1643-1649 гг. ЕЛИЗАВЕТА - ДЕКАРТУ 1 [Гаага], 6/16 мая [1643 г.]  :

  1.   ВАЖНЕЙШИЕ ЧЕРТЫ ЭПОХИ И ОСНОВНЫЕ ФАКТЫ БИОГРАФИИ ДЕКАРТА 
  2.   КАРТЕЗИАНСТВО В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
  3.   ИЗ ПЕРЕПИСКИ 1619—1643 гг.
  4. ИЗ ПЕРЕПИСКИ 1643-1649 гг. ЕЛИЗАВЕТА - ДЕКАРТУ 1 [Гаага], 6/16 мая [1643 г.]  
  5.   ДЕКАРТ — ЕЛИЗАВЕТЕ 5 Эгмонд-дю-Эф, 21 мая 1643 г.  
  6.   ДЕКАРТ - ЕЛИЗАВЕТЕ 9 Эгмонд-дю-Эф, 28 июня 1643 г.  
  7.   ДЕКАРТ — БЬЮТЕНДИЙКУ 12 [1643 г.?]  
  8.   ДЕКАРТ - ЕЛИЗАВЕТЕ 30 Эгмонд, 4 августа 1645 г.  
  9.   ДЕКАРТ - ЕЛИЗАВЕТЕ 34 Эгмонд, 18 августа 1645 г.  
  10.   ДЕКАРТ - ЕЛИЗАВЕТЕ 42 Эгмонд, 1 сентября 1645 г. 
  11.   ДЕКАРТ - ЕЛИЗАВЕТЕ 43 Эгмонд, 15 сентября 1645 г.